Table of Contents Table of Contents
Previous Page  122 / 126 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 122 / 126 Next Page
Page Background

нем Ti

3

курдюков». На примитивном золотом прииске единственный двига­

тель — ослик, ходящий взад и'.вперёд. Странное наблюдение, записанное точ­

но: «Бросается в глаза, что эти деревья (.вербы) растут не вертикально, а пер­

пендикулярно к склону, Т. е., наклонно к вертикальной линии». Десятки дней,

месяцы продолжается это путешествие по пустынной горной стране с необыч­

ным ландшафтом, с небогатой водой, с солончаками, с редким присутствием

человека, с могилами и легендами, — их так мало! — с букетом названий, где

сплетаются три —- четыре народа, живших, проходивших и ныне живущих

туТ) __ „ перечисленные выше — это почти единственные «золотые песчинки»

в потоке сплошных специальных геологических записей. И всё же вы как бы

сами вместе с геологом ступаете и дышете в этой одинокой стране, имя ее,

Джунгария, заполняется для вас цветом, краской, воздухом, пространств^”

даже человеческим присутствием, вам многое напоминает зарисовки ШеЕчещ^фД

в 'Аральской экспедиция, его записи (в рассказах, относящиеся к переходу в

Закаспяй к киргизскому быту. Но вот — более или менее цельное описание

пейзажа ’ и ассоциации ваши сразу резко меняются: «Южнее зеленой долины

Манаса видна широкая равнина с рощами деревьев; она отчасти заселена ки­

тайцами, выводящими воду ка свои пашин из Манаса. Прежде население бы-

ло гуще, теперь 'многие селения превратились в развалины, а пашни запуще­

ны. Э та'культурная полоса ограничена с юго-востока большими сыпучими

песками, позади которых на горизонте тянется стеной Восточный Тянь-Шань

с массой снегов; видно понижение этой стены к разрыву близ У.румча, 30j

сточнее которого скопление облаков у горизонта выдаёт присутствие высокой

группы БогдонУла».!

Название «Манас», «Богдо-Ула» .недавно стали нам близкими из киргиз­

ского и калмыцкого эпосЬв— «Манас»,-и «Джангр», переведенных лучшими

нашими поэтами. Не здесь ли, не в этой ли Джунгарии разыгрывались собы­

тия Джангра? Не эта ли культурная полоса, ныне запущенная, — и была уто­

пической страной «Бумба» для калмыцкого народа? Н е приближаемся ли мы

тут к оплодотворению филологии геологией, и обратно, — к взаимодействию

двух наук, обещающему большие открытия? Сведения, получаемые тут от

геолога, дают лишний ключ к принципиальному решению вопроса о происхож­

дении утопий. До сих пор мы представляем себе, «утопию», как мечту о бу­

дущем. Но если можно проследить «солнечный град» Фомы Кампанелла до

истоков легенд об историческом пребывании апостола Фомы в Индии (в древ­

нейших сказаниях об «острове солнца», об «Индии далекой»); если можно уто­

пическую страну «Бумба» калмыцкого эпоса отождествить с вполне реальном

частью Джунгарии, где в далёком прошлом жили калмыки, то, повидамому,

«утопия», то-есть проекция желанного будущего, оказывается воспоминанием

о далёком прошлом, то-есть р е т р о с п е к ц и е й исторического факта.

В тот же иркутский период свЬей жизни, когда Обручеву удалось попу­

тешествовать по Китаю и пришлось много поездить по Сибири, .он задумал,

а позднее—-с огромным трудолюбием и терпением выполнил, — многотомный

историко-библиографический справочник «История геологического исследования

Сибири». В первом томе этого справочника есть рассказ о капитане Николае

Рычкове. Он был послан из Орской крепости в 177! году с карательной экспе­

дицией вслед убежавшим волжским калмыкам, которые в большом коли­

честве отправились с места своего жительства в астраханских степях — «к

пределам Китайской империи, в свое древнее Отечество в Джунгарии, между

Алтаем и Тянь-Шанем». Так геолог Обручев, даже в этой своей ученой биб­

лиографической работе, проливает неожиданный свет на 'загадочную страну

Бумбу калмыцкого эпоса.

Путешествие в Джунгарию было проведено Обручевым уже за время его

службы в Томске, где он занял кафедру геологии Технологического ииствту-

1 Стр. 409. -Пограничная Джунгария, т„ 1, вып. I. Томск, 1912.