вал Обручев на всех видах транспорта, в том числе и на собственных нотах,
в одежде миссионера, чтоб не привлекать к себе Излишнего внимания, н всю
ду внимательно изучал геологию, строение почвы, движение песков, тектони
ку гарных хребтов. Одя'ако же специальная цель путешествия не заслюнила
от него живой страды и её народа. В книге его помещен ряд таких тонких и
необычных наблюдений, так живо и просто описан дорожный быт, — состоянье
дороги и транспорта, китайская гостиница и кухня, сельские фанзы, смена
форм труда и степени зажиточности китайцев параллельно с изменением
структуры земли и её почвы, вода и техника её добычи, рудник и техника
его разработки (уголь, соль), наконец, — так ясно дан Пекин одним лишь точ
ным описанием его плана и точным обозначением, чему какая часть в этом
плане посвящена и кто, где расселён, что вы начинаете находить
особу
/ю
прелесть именно в таком деловом изложении, .лишённом всякой нарочиъаТ0®
«художественности». Приведу несколько примеров особой, точной наблюда
тельности Обручева-(путешественника. Он видит и хорошо описывает китай
ское вьючное сед л о :.
«Весь багаж был разбит на вьюки для мулов очень своеобразным, приня
тым во всём Китае способом, о котором нужно здесь сказать. Вьючное сед
ло представляет деревянный полуцилиндр с выдающимися бортами. Вьюк при
вязывается к двусторонней лесенке, поровну с каждой стороны, и погонщики
требуют, чтоб ваши ящики и пр. имели попарно одинаковый -вес. Когда багаж
привязан к лесенке, Подводят мула, два человека поднимают её л кладут на
полуцилиндр описанного седла, ничем не привязывая. Этим способом караван
и<з нескольких животных готовится к отъезду в самое короткое время».
Показав, как упрощенно и рационально делают погрузку вещей иа ло
шадь в Китае, Обручев не забывает рассказать вам и о том, как там упро
щенно и рационально молятся:
«В 'Урге (Монголия) мне бросились в глаза оригинальные молитвенные
мельницы, если можно так выразиться. Это деревянный цилиндр, насаженный
на столб и могущим вертеться вокруг него, как вокруг оси. Цилиндр оклеен
буддийскими молитвами на тибетском языке, каждый, проходящий мимо та
кого цилиндра,... считал долгом повернуть его несколько раз, что равносиль
но произнесению всех начертанных на нем молитв. Ещё более упрощённый
способ... я видел позже в горах Китая и Нань-шаня, где подобные же ци
линдры приводились вЬ вращение ветром или водяным колесом и, таким обра
зом, молитвы возносились беспрерывно и без затраты труда верующих».
А вот наблюдение, касающееся уже наслажденья музыкой. Когда Обру
чев поднялся на городскую стену в Пекине, он обратил внимание на «мягкие,
слегка дрожащие звуки, доносившиеся сверху, где кружилась небольшая
стая голубей». Оказывается,' эта голубиная музыка — плод искусственного за-
fo o t лени я у хвостов голубей особых бамбуковых свистков, разной величины.,
цилиндрических и сферических, с различным числом отверстий, которые гад
время полета, под напором воздуха, начинают нежно петь. Китайцы, любите
^с\,я
этой музыки, могут слушать её часами, сидя на крышах свОих домов. г
°от~~
три различных наблюдения, три различных формы «рационализации» у -дагЛТдв-
пев, всякий раз связанные с использованием цилиндрических и полуцшшндри-
ческих объёмов: наивное приложение геометрии к облегчению быта, к облег
чению религиозных обязанностей, к облегчению искусства. Всё вместе создает
удивительный образ китайца, смесь наивности и какого-то. редчайшего, древ-
нейшего, разумного примитивизма, развивающегося по своему собственному
внутреннему, внеисторичнекому, статическому, очень доверчивому ощущению
мира. И вы, на трёх примерах, лишённых каких бы то ни было рассуждений
или .выводов, начинаете1 с исключительной остротой пониматВ, почему о кудь-
туре дореволюционного Китая говорили, что она ‘застыла и не двигается.
Избегая эпитетов и общих выводов, Обручев там, где дело^ идет о спор
ном вопросе его собственной науки, умеет занять очень определённую и прин