Сибирские огни, 1928, № 4

ВИВИАН ИТИН Сценарий I. У нас не принято печатать сценариев. Если спросить, почему, ответят, что это «сухой материал», который никто не будет читать и т. п.... И. Бабель доказал, что сце- нарий увлекательнее драмы и расходится лучше романов в желтой обложке. «Блужда- ющие звезды»—И. Бабеля—единственный, если не ошибаюсь, сценарий, который был издан, как самостоятельное литературное произведение. На Украине по сценарию Бабеля была сделана «кино-картина». Трагедия превра- тилась в «салонное» варево для мещан... Если бы сценарий не был напечатан, автора сочли бы соучастником. Подобные факты (отнюдь не единичные) несомненно удерживают писателей от работы в кино. Между тем, во время последней дискуссии о ки- но, руководитель Совкино т. Шведчиков заявил, что недостаток в нужных сценариях является основным тормазом в работе. Присылаются тысячи рукописей, а выбрать нечего. В будущем кино-сценарий займет такое же место в литературе, как пьеса, нага- санная для драматического театра. Все выдающиеся произведения этого нового вида искусства будут издаваться до постановки. Только таким путем можно создать настоя- щий общественный контроль в кино. Идеологические установки станут достоянием кри- тики до, а не после основных затрат на производство*). В области всякого искусства художник более всего учится по образцам. Режиссер может учиться в каждом кино-театре; но кто знает, как наиисан сценарий «Броненосца Потемкина», «Конца Санкт-Петербурга», «Крыльев Холопа» и т. д.? Если не будет постоянного живого влияния в области идеологии, конструкции и технических приемов сценария, это новое искусство не сдвинется с места. Здесь, учитывая, так сказать, дискуссионный характер печатания кино-сценариев, я предлагаю лишь короткие отрывки из моих сценариев, по которым в настоящее время производится с'емка Совкино и Киносибирью. Надеюсь, меня не обвинят в стремлении пре- поднести их в качество учебника для начинающих. Эти отрывки, конечно, не лишены недостатков, но после образования у нас акционерного о-ва «Киносибирь», очень нуждающегося в сценариях, каждая попытка обменяться опытом разговора на кино- языке является, по-моему, современной. *) Между прочим, § 5 типового договора Совкино с авторами в настоящее время средактирован так: «До момента разрешения заказанного по сему договору сце- нария правлением Совкино, автор не в праве ни лично, ни через посредство третьих лиц знакомить со сценарием, его содержанием и либретто кого бы то ни было, кро- ме членов правления «Совкино» и лиц, уполномоченных им на просмотр сценария».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2