Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2019 - 2018г.

96 „Стандартгорпроекта”, исполненного архитек- торами Б.А. Гордеевым и С.П. Тургеневым» выдающиеся архитекторы братья В. А. Вес- нин, Л. А. Веснин и А. А. Веснин написали: «Проект оформления Новосибирского вокзала в переработанном виде учитывает замечания, которые были высказаны архитектурной экс- пертизой. Общая архитектурная композиция вполне выражает идею большого вокзала. Центральная входная часть чётко вы- деляется на общем спокойном фоне стены; найдена для неё характерная для вокзала форма, ясно ориентирующая пассажиров, как в дневное, так и вечернее время. Форма башни решена как по высоте, объёму, так и по проработке, и вполне гармонирует с ос- новным зданием вокзала. Проработка внутренних объёмов вести- бюля, зала ожидания и ресторана отвечает назначению этих помещений. В целом, можно считать, что трудная за- дача найти оформление нового советского типа вокзала решена удачно». Фактически, и этот проект в дальней- шем неоднократно перерабатывался. Осу- ществлённый строительством вариант ар- хитектурного облика Новосибирского вокза- ла был выполнен «Горстройпроектом» при общем руководстве Б. А. Гордеева. К работе над ним при создании интерьеров и фасадов дополнительно привлекались архитекторы Б. А. Биткин, А.И. Лоскутов, Б.П. Савельев, И.С. Персиков, К.И. Митин, Я.Е. Кузнецов, М. П. Клековкин, Г. Ф. Кравцов и другие. Профессор А.Д. Крячков выступал в качестве консультанта и эксперта. Арочные перекры- тия кассового зала и уникальная конструк- ция цилиндрической оболочки с внутренней кессонной разделкой разработаны инжене- ром Н. В. Никитиным. Архитектура здания вокзала по сравне- нию с первоначальным конкурсным про- ектом претерпела значительную транс- формацию: от конструктивизма через ряд вариантов схематизированного и упрощен- ного неоклассицизма (постконструктивизма) до окончательного, эклектичного решения с деталями ордерной архитектуры. В композиции центральной части фасада ведущую роль играет оформленный полуко- лоннами монументальный арочный витраж, увенчанный большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода кассового зала. Помимо символического обо- значения «ворот города», арка отражает кон- структивно-планировочное решение здания: главный кассовый зал, находящийся в цент- ре, перекрыт сводом-оболочкой из монолит- ного железобетона. По первоначальному замыслу Н. Г. Во- лошинова здание вокзала должно было стать одной из первых в мире железнодорожных станций, построенных по новейшей схеме комбинированного устройства продольного вокзала с поперечной верхней частью. При таком решении пассажиры при посадке толь- ко один раз спускаются к платформам, что наиболее соответствует требованиям экс- плуатации станции. Но, к сожалению, пред- ложенная новаторская схема организации планировки здания, не была осуществлена. И всё же просторные залы ожидания, кас- совый зал, ресторан, вместительные каме- ры хранения, а также система лестниц, тон- нелей, переходов и виадуков, хорошо при- способлена для комфортного пребывания пассажиров. В 1935 г. «Комплексной мастерской деко- ративного убранства» артели «Всекохудож- ник» были разработаны изысканные инте- рьеры Новосибирского вокзала в популярном тогда стиле «ар-деко». Было предусмотрено размещение монументальных скульптур- ных композиций, дополняющих фасады и интерьеры. Газета «Советская Сибирь» 26 января 1939 г. сообщала: «Вчера, в 7 часов 30 ми- нут утра, репродукторы на Новосибирском вокзале оповестили пассажиров, что они мо- гут перейти в зал ожидания нового вокзала. Переполненные помещения старого вокза- ла стали пустеть, и через час все до одного человека были в просторных и комфортных больших залах. Новый вокзал приветливо принял первых пассажиров. Билетные кассы, справочные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2