Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2019 год.

95 НОВОСИБИРСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ 80 лет с принятия в эксплуатацию нового здания Железнодорожный вокзал станции «Но- восибирск-Главный» – одно из крупнейших вокзальных зданий в стране и самый боль- шой вокзал на Транссибирской магистрали. Вопрос о постройке в Новосибирске ново- го вокзала назрел уже к концу 1920-х годов. В совместной докладной записке председа- теля Окрисполкома и председателя Горсове- та Сибирскому краевому исполнительному комитету «О необходимости в текущем году приступить к постройке нового пассажир- ского вокзала Омской ж. д. в г. Новосибир- ске», указывалось, что перспективы быстрого индустриального и культурного развития города «…с достаточной убедительностью по- казали полную несостоятельность и непод- готовленность Омской ж. д. к обслуживанию пассажиров Новосибирским вокзалом – этим крошечным антисанитарным помещением, именуемым вокзалом». В 1929 г. Московскому архитектурному обществу (МАО) поручили организацию Все- союзного конкурса эскизных проектов Ново- сибирского вокзала. Программа Всесоюзно- го открытого конкурса была опубликована в марте 1930 г. Был установлен срок подачи проектов – до 25 мая 1930 г. На конкурс поступило 45 проектов, из ко- торых 12 были отмечены премиями. Пер- вую премию получил проект архитектора Н. Г. Волошинова, но на выставке в Новоси- бирске в июле 1930 г. его проект подвергся резкой критике за лаконичное конструкти- вистское решение облика здания. Дальнейшая разработка эскизного про- екта вокзала на основе предложений Н.Г. Во- лошинова была поручена Киевскому отде- лению Государственного института по про- ектированию транспорта (Когипротранс). Объект претерпел значительную трансфор- мацию в объёмно-планировочной структуре, но сохранил архитектурное решение в духе конструктивизма. По рабочему проекту Ко- гипротранса в 1931 г. началась закладка фундаментов здания вокзала. Строительство планировали завершить в 1933 г. Однако вскоре монолитные железобетон- ные рамные конструкции, плоские кровли и сам архитектурный облик сооружения вы- звали сомнение у технического руководства треста «Сибстройпуть», которому были пору- чены строительные работы. Составление «коррективного» эскиза про- екта вокзала, учитывающего все замечания, было предложено в 1932 г. Сибирскому от- делению «Стандартгорпроекта», коллективу архитекторов под руководством Б. А. Горде- ева. Задача осложнялась тем, что уже суще- ствовали фундаменты здания, соответство- вавшие первоначальному проекту. Тщательное изучение функциональной структуры вокзала, пассажиропотоков и пу- тей транспортировки багажа, привели к осоз- нанию необходимости не корректировки, а разработки нового варианта проекта. Над ним работали архитекторы Б. А. Гордеев, С.П. Тургенев, Н.М. Фукин, В. А. Добролю- бов, С.П. Платэк. После экспертизы московских архитек- торов Г. Б. Бархина и А. З. Гринберга, был составлен окончательный проект вокзала, рассчитанного на 4 тыс. пассажиров. 12 апреля 1933 г. в «Отзыве об архитек- турном оформлении Новосибирского вокзала 25 января 1939

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2