Советская Сибирь № 234-235 - 1994

ОРИЕНТИРЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА: ПРОИЗВОДСТВО, ВЫСТУПЛЕНИЕ заместителя Председателя Правительства РФ А. Б. ЧУБАЙСА первого Уважаемые участники со­ вещания, я хотел прежде все­ го передать всем присутству­ ющим приветствие Виктора Степановича Черномырдина, который, во-первых, хотел по­ бывать на нашем разговоре. Думаю, всем понятна причи­ на, по которой это, к сожале­ нию, ему не удалось. Во-вто­ рых, он постоянно поддержи­ вает контакт и, беспокоясь о ходе нашего разговора, еще раз пожелал всем нам содер­ жательных результатов и про­ сил передать это всем участ­ никам совещания. Я думаю, что сама инициа­ тива сегодняшнего разговора, которая принадлежала ассо­ циации «Сибирское соглаше­ ние», принадлежала сибиря­ кам, как нельзя кстати и как нельзя вовремя. Вовремя, по­ тому что такого рода разговор Назрел, такого рода разговор необходим и руководителям органов власти субъектов Фе­ дерации, и российскому пра­ вительству.' Именно сейчас, на рубеже 1995 года, когда по сути дела экономическая по­ литика России претерпевает существенный глубокий по­ ворот, именно сейчас, когда речь идет не просто о новом федеральном бюджете, а речь идет о новой концепции эко­ номической .политики, новой программ е,.разработанной правительством, нам, как ни­ когда, необходим разговор с руководителями субъектов Федерации, разговор. доста­ точно откровенный, разговор прямой, результатом которого должно, стать рзаимопонима- ние. На такой разговор мы сегодня настроены, и не слу­ чайно здесь, в Новосибирске, в самом центре России, сегод­ ня находится едва ли не поло­ вина всего российского пра­ вительства. У вас будет возможность ус­ лышать позицию ведущих министерств российского правительства, высказаться всем, кто пожелает это сде­ лать, будет возможность' за­ дать вопросы и получить от­ веты на эти вопросы. Главная задача, как мы ее понимаем, — это разговор о 1995 годе. Мы уже фактиче­ ски входим в него, входим с новыми крупными решения­ ми, которые выработаны пра­ вительством, которые обсуж­ дались на президентском со­ вещании в прошедшую,суб­ боту, и сегодня хотим продол­ жить этот разговор с руково­ дителями субъектов Федера­ ции Сибири и Дальнего Вос­ тока, представителями регио­ нальных ассоциаций евро­ пейской части страны. Цент­ ральная часть разговора это, конечно же, бюджет, хотя бы­ ло бы неправильно, если бы мы свели его только к бюдже­ ту. Мы должны обсудить с ва­ ми и более широкие вопросы, касающиеся вообще социаль­ но-экономической политики, касающиеся того, чего на се­ годня мы достигли, что.мы ре­ шили, что мы не решили, что обязаны решить в 199'5 году. Говоря о положении в рос­ сийской экономике, я, пожа­ луй, не стану повторять те,- оценки, которые были выска­ заны в выступлении В. С. Черномырдина на субботнем совещании, тем более, думаю, почти все из присутствующих здесь участвовали и в этом со­ вещании. Мне кажется, более важным сконцентрировать внимание на том, что следует сделать в самое ближайшее' время, сконцентрировать ва­ ше внимание на правительст­ венной программе, которая разработана, концепция кото­ рой утверждена правительст­ вом. Напомню, что речь идет о программе не только на 1995 год и включающей не только бюджет 1995 года, речь идет о трехлетней про­ грамме, программе, рассчи­ танной на период 19 9 5— 1997 гг. Если попытаться сформу­ лировать центральную зада­ чу, которую мы должны ре­ шить, исходя из этой про­ граммы, то это — подъем рос­ сийского производства, Мы отчетливо понимаем, что в ко­ нечном итоге все наши про­ блемы и все наши трудности корнями уходят в положение дел в материальном произ­ водстве. О чем бы ни шла речь — о трансферте, о суб­ венциях регионов, изы ска­ нии для этого финансовых источников, центральный вопрос — это производство. Положение дел здесь доста­ точно тяжелое. Ничего нового я вам тут не открою. С этими проблемами каждый день все мы сталкиваемся, и на реше­ нии их должны быть скон­ центрированы все наши уси­ лия в 1995 году. Все пробле­ мы, которые здесь, есть, хоро­ шо известны — и износ ос­ новных фондов, и недостаток оборотных средств, высокие неплатежи, существующая жесткая, а то и сверхжесткая налоговая система — все это проблемы производства, ко­ торые должны быть решены, Не решив их, невозможно бу­ дет поднять производство, а значит, невозможно будет и оздоровить финансовую сис­ тему в стране. В то же время ясно, для то­ го, чтобы решить проблемы российского производства, нужно прежде всего найти источники финансирования. Эта проблема сейчас, в 94-м году, как нам представляется, выглядит существенно иначе, чем еще совсем недавно, в 93-м году, 92-м году тем бо­ лее. Дело в том, что, как это ни покажется странным, но сегодня в России есть такие реальные источники финан­ сирования и достаточно мощ­ ные. Величина их весьма зна­ чительна. Это подтверждается сегодня не только данными статистики, это, по сути, под­ тверждается многими тенден­ циями в экономической жиз­ ни, с которыми мы сталкива­ емся, но, может быть, не всег­ да докапываемся до причин, до корней этих тенденций. Что я имею в виду? Прежде всего то, что лежит совсем на поверхности. Вот, скажем, операции на валютной мос­ ковской бирже. Эти операции сегодня ежедневно поглоща­ ют сотни миллионов долла­ ров, сотни миллионов долла­ ров в сутки объем оборота средств, которые не попадают на реальные, инвестиции, но которые есть. Если посмотреть ситуацию дальше, то оказывается, что в 1994 году в России пошел процесс нарастания объема сбережений населения. Если в 1992 году всего четыре про­ цента доходов населения ухо­ дило на сбережения, а в 1993 году этот показатель составил 12 процентов, то в 1994 году он достиг уровня 23 процен­ тов, 23 рубля из каждых 100 рублей, заработанных граж­ данином России, идут на сбе­ режения. Объем сбережений населения, который в январе этого года не достигал 5 трил­ лионов рублей, сейчас, к но­ ябрю этого года, достиг уров­ ня почти 20 триллионов руб­ лей. Он вырос более чем в три раза, даже с учетом дина­ мики инфляции. Это означа­ ет, что финансовые ресурсы есть, что деньги в стране есть, больше того,- это уловили раз­ ного рода сомнительные мо­ шеннические компании, со­ бирающие деньги, ни в какой форме не направляя их на инвестиции, и, как правило, занимающиеся личным обо­ гащением, а то и просто вы­ возом финансовых ресурсов из страны за рубеж. Такое по­ ложение дел должно привлечь внимание всех нас. Наша задача — добиться того, чтобы российские ф и ­ нансовые ресурсы пошли в российское производство, а не в российские сомнитель­ ные фирмы, вывозящие эти ресурсы за рубеж. Наша за­ дача — создать такой меха­ низм, который заставит эти финансовые ресурсы напра­ вить на инвестиции в рос­ сийское производство. Для этого нужно решить три глав­ ные задачи, которые, по сути дела, являются целью россий­ ской социальной экономиче­ ской политики в 1995 году. Первая ключевая задача — сбить инфляцию, остановить рост цен. Вторая задача, не менее важная, — создать сис­ тему юридических организа­ ционных правовых механиз­ мов, которые обеспечат дове­ дение финансовых ресурсов из тех источников, где они на сегодня есть, в те объекты, ко­ торые нуждаются в этих ин­ вестициях, то есть прежде всего — в\российские пред­ приятия, российские акцио­ нерные общества (их у нас сегодня более 25 тысяч по всей стране). И, наконец, третья задача — помочь са­ мим предприятиям, помочь самим российским произво­ дителям перестроить свою ра­ боту так, чтобы в этой работе они научились работать с ре­ альными инвестициями, нау­ чились использовать эти ин­ вестиции, научились нахо­ дить эти инвестиции, научи­ лись пускать эти инвестиции на реальные проекты. Вот об этих трех задачах и хотелось бы мне сказать чуть подроб­ нее. Первая задача, связанная с и нф л яц и ей , с остановкой цен. Она, по сути, является первой не просто по списку значимости, она является ос­ новополагающей для. всех экономических преобразова­ ний, которые будут происхо­ дить в стране, Я думаю, что вы обратили вним ание на фразу, сказанную Борисом Николаевичем Ельциным в его заключительном слове на субботнем совещ ании в Кремле, фразу о том, что при нынешнем уровне инфляции в стране нет и не может быть реального инвестиционного процесса. Это очень важный вывод, который прозвучал из уст Президента и который, по сути, подтверждается теперь уже не только мировой прак­ тикой, подтверждается нашей собственной российской дей­ ствительностью. Не бывает реальных инвестиций произ­ водства, если инфляция со­ ставляет в месяц 15—20 про­ центов. Не бывает реальных инвестиций при такой инф ­ ляции, а те финансовые ре­ сурсы, которые есть, н еи з­ бежно оказываются направ­ лены куда угодно, только не в производство: на ту же самую валютную биржу, о которой я уже сказал, на спекуляции разного рода. Именно поэто­ му задача снижения уровня инфляции для нас является ключевой. Наш собственный опыт, опыт 1994 года, показал, что мы сумели снизить уровень инфляции с 25—30 процен­ тов в месяц в начале года до 4,5 процентов в месяц в авгу­ сте. Именно в этот период в стране произошло сущест­ венное сниж ение уровня процентных ставок Централь­ ного банка. А вслед за ними — существенное снижение и самих процентов за кредит. На том же самом нашем со­ вещании один из генераль­ ных директоров, руководите­ лей оборонных предприятий сказал о том, что он не может поверить в то, что снизится размер процентных ставок в 1995 году. Говорил о том, что нынешние процентные став­ ки душат предприятие и ста­ вят его в тяжелейшее положе­ ние. Это на самом деле так. Это действительно проблема, которая касается всех видов производств. И в особенности тех производств, которые свя­ заны с сезонным циклом. Посмотрите, что происхо­ дит в сельском хозяйстве. Здесь объем процентов за кредит превышает сумму в 6 триллионов рублей. Мы пы­ таемся как-то решать эту за­ дачу. Недавно постановлени­ ем правительства мы заложи­ ли схему оплаты 50 процен­ тов этих кредитов, Что про­ изойдет в реальной жизни? Произойдет то, что значитель­ ная часть хозяйств такие проценты по кредитам будет не в состоянии оплатить. У них нет для этого финансо­ вых ресурсов. А кто сможет оплатить? Смогут оплатить те, кто работал получше, те, у ко­ го есть какие-то финансовые ресурсы. В итоге опять по­ лучается, что мы отбираем средства у тех, кто работал лучше, и передаем тем, кто работал хуже, В чем корень этой пробле­ мы? Да в этих же процентных ставках. До тех пор, пока про­ центные ставки будут на том уровне, на котором они есть сегодня, мы будем по-прежне­ му загонять в тяжелейшее экономическое положение сельское хозяйство, мы будем по-прежнему биться с про­ блемами северного завоза, с проблемами, связанными с сезонными производствами. Как решить эту задачу, с ка­ кого конца к ней подступать­ ся? А вот с того самого, о ко­ тором идет речь: только через снижение уровня инфляции в стране. И это не теория, это наша реальная жизнь. Я напомню, что в январе 1994 года в стране процент­ ные ставки превышали уро­ вень 200 процентов, были на уровне и 220 процентов. Ин­ фляция тогда была тоже соот­ ветствующая. По мере сниже­ ния инфляции к середине го­ да мы сумели снизить про­ центные ставки до 120—130 процентов. Потом пошел об­ ратный процесс — рост инф ­ ляции, рост процентных ста­ вок, сниж ение и н ф л я ц и и , снижение процентных ста­ вок. Мы должны сделать для себя вывод — это проблема не отдельной области, не от­ дельных субъектов Федера­ ции, это проблема экономи­ ческой политики страны. По­ этому снижение уровня инф ­ ляции — это способ снизить процентные ставки, обеспе­ чить реальное начало инве­ стиций в российскую эконо­ мику. Инфляция — это раз­ рушитель социального факто­ ра, инфляция — способ сде­ лать бедных беднее, а богатых — богаче. Хорошо известно, бедные и те категории насе­ ления, которые связаны с бюджетной заработной пла­ той, не смогут найти способ, как уберечь себя от инфля­ ции. А те, кто занят предпри­ нимательской деятельностью, довольно просто и эффектив­ но решают эту задачу для се­ бя. Поэтому, решив проблему инф л яц и и , мы остановим процесс расслоения в обще­ стве, остановим процесс, при котором бедные становятся беднее, а богатые — богаче. Инфляция и ее остановка — центральная проблема 1995 года, и на решение ее будет нацелена вся наша политика и ее главная часть — бюджет 1995 года. Отсюда — жест­ кость решения по бюджету, отсюда — отказ от дополни­ тельного накачивания пус­ тых, ничем не обеспеченных финансовых ресурсов в 1995 году, отсюда и та критика, ко­ торой подвергается прави ­ тельство по бюджетным ре­ шениям 1995 года. Вторая проблема, о которой я сказал, и вторая задача 1995 года — задача создания механизма, который будет обеспечивать доведение инве­ стиций от тех источников, ко­ торые уже есть, до предприя­ тий. Здесь, конечно, придется активно поработать в той сф ере, которую упомянул Иван Иванович Индинок в своем вступительном слове, в сфере рынка ценных бумаг. Здесь придется навести жест­ кий порядок, потеснить кое- кого из компании активно со­ бирающих средства населе­ ния. И мы сделаем это в са­ мое ближайшее время. При­ дется освоить и совершенно новую проблему, с которой мы по сути дела до сих пор не сталкивались ни на феде­ ральном, ни на региональном уровне. Это проблема созда­ ния инфраструктуры рынка ценных бумаг, проблема со­ здания сети депозитариев для хранения ценных бумаг, не­ зависимых реестровых акци­ онеров у предприятий, созда­ ния систем клирингового расчета между владельцами ценных бумаг. Все эти задачи сегодня представляются не­ сколько оторванными от ре­ альной жизни. Но я убежден в том, что именно в 1995 году эти задачи и эти проблемы станут центральными в ра­ боте и на федеральном, и на региональном уровне. Вчера здесь, в Новосибир­ ске, мы посетили биржу, ко­ торая активно работает с ак­ циями приватизированных предприятий. Нам сказали, что работа поставлена там профессионально, и совер­ шенно ясно, что именно та­ кие центры фондового рынка потребуются стране. Третье, о чем было сказано, — это работа с самими пред­ приятиями. Часто сегодня мы слышим о недостатке оборот­ ных средств предприятий. Об этом говорит едва ли не каж- дый директор, едва ли нэ каждый руководитель. Но в то же время почти у каждого ди­ ректора, почти у каждого ру­ ководителя на предприятиях есть избыточное оборудова­ ние, пустующие производст­ венные мощности, неисполь­ зованные станки, а уж о зе­ мельных участках и говорить нечего. Эти резервы и эти ре­ сурсы далеки от того, чтобы начать реально их использо­ вать. Очень часто сегодня ди­ ректора говорят, что потреб­ ность в их продукции есть, но вот потребители за нее не платят... Так не бывает. Потребность есть тогда, когда есть оплата. Если нет оплаты, значит, нет потребности, а раз нет по­ требности — значит нужно достаточно жестко посмотреть на собственную выпускае­ мую продукцию, на ее проф­ иль. Тут надо вспомнить мно­ гое из того, что мы как-то под­ забыли в последнее время и о чем пришло время срова на­ помнить. Я имею в виду все то, что связано с работой по снижению себестоимости продукции, с работой по по­ вышению производительно­ сти труда, работой по повы­ шению эффективности про­ изводства, системой управле­ ния качеством продукции и многим, многим другим, без чего не бывает реальной эф ­ фективной экономики. Как- то считается, что это вроде ат­ рибуты старой системы. Ни­ чего подобного — это атрибу­ ты нормальной системы, и не может быть эфф ективного предприятия ни в какой ры­ ночной или сверхрыночной экономике, если это предпри­ ятие не заботится о своих за­ тратах. Не может быть эф ­ фективного предприятия, ес­ ли директора не заботит то, что у него стоит пустой цех, который нужно обогревать, который требует гигантских текущих затрат, но не дает никакой продукции. Не вспомнив об этом, мы не су­ меем решить ни одну из по­ ставленных задач в 1995 ГО­ ДУ- Вместе с тем, я абсолютно в этом убежден, сам по себе вы­ ход предприятия на финансо­ вый рынок служит предприя­ тию тем источником инвести­ ций, о которых здесь шла речь. Он радикально будет менять само поведение пред­ приятия. И наша с вами зада­ ча — помочь в этом предпри­ ятиям. Сегодня, когда наибо­ лее активные, передовые ру­ ководители предприятий всерьез выходят на финансо­ вый рынок, всерьез ищут ин­ вестиции, всерьез работают с реальным инвестором и, кстати говоря, совсем не обя­ зательно с зарубежным, и с российским инвестором им приходится отвечать на про­ стые вопросы: если ты хо­ чешь получить инвестиции, будь добр, раскрой информа­ цию о собственном балансе, а еще лучше — опубликуй его, как этого требует действую­ щее законодательство. Если ты собрался получать инве­ стиции, тогда обеспечь свое­ му инвестору гарантии его прав, иными словами реестр акционеров, который сегодня сплошь и рядом заперт у ди­ ректора в сейфе, должен быть извлечен из этого сейфа и должен быть передан для ве­ дения независимому реестро­ держателю, Иначе не поверит тебе инвестор, иначе не даст он тебе ни рубля на возмож­ ные инвестиции. Больше того, если ты со­ брался сегодня всерьез кон­ курировать на рынке инве­ стиций, будь добр, прорабо­ тай профессионально проект, бизнес-план, технико-эконо­ мическое обоснование, дав не такое, чтобы втереть кому-то очки, а такое, чтобы убедить реального инвестора вложить собственные средства в твое предприятие. Это означает, что для того, чтобы войти на финансовый рынок, чтобы получить доступ к инвестици­ ям, руководителям предприя­ тий придется сделать очень и очень многое у себя на пред­ приятиях и с точки зрения контроля за финансовым со­ стоянием, и с точки зрения снижения затрат, и с точки зрения просто налаживания цивилизованной формы ра­ боты с собственниками, с ак­ ционерами предприятий. Без этого никакого доступа к фи ­ нансовым инвестициям не будет. И в этом смысле выход директора на финансовый рынок будет обставлен доста­ точно серьезными требовани­ ями самого рынка. Все то, что сказано, потре­ бует серьезной организаци­ онной работы на всех уров­ нях: и на уровне Федерально­ го правительства, и на уров­ не регион альны х органов власти. Но абсолютно ясно, что, если мы не сумеем по-хо­ зяйски использовать собст­ венные, финансовые ресур­ сы, которые есть у нас в стра­ не, которые буквально валя­ ются у нас под ногами, кото­ рые ловкие дельцы у нас из- под ног уводят, то их исполь­ зуют другие, а мы не сумеем решить ту главную задачу, которая поставлена нами на 1995 год: задачу стабилиза­ ции производства через ис­ пользование тех предпосы­ лок, которые существуют и созданы сегодня в реальной российской экономике. Я бы хотел сказать о том, что вокруг этого будет вы­ строена вся работа прави ­ тельства. На эти цели н а­ правлено все то, что заложено нами в бюджете. То же самое можно сказать и другими сло­ вами: то, что сделано в рос­ сийской экономике, те преоб­ разования, которые россий­ ская экономика прошла за последние три года, оказа­ лись далеко не завершенны­ ми. Я позволю себе еще раз со­ слаться на Бориса, Николае­ вича Ельцина, который ска­ зал еще одну очень важную фразу о том, что период от­ ступления завершен, впереди у нас меры по углублению реформ, меры по экономиче­ скому наступлению, главная цель которых — стабилиза­ ция производства и запуск процесса частных инвести­ ций. На эту цель мы должны работать. Ради этой цели мы должны сконцентрировать все свои усилия в самое бли­ жайшее время. Спасибо за внимание. На снимке: в зале заседания регионального совещания Фото Б. МОСКВИНА. ВЫСТУПЛЕНИЕ министра экономики РФ ЯСИНА Е .Г. (Окончание. Начало на 1 -й стр.). Второй момент — это укрепление институтов государственной власти. Имею в виду, прежде всего, борьбу с экономической преступностью, со­ вершенствование системы платеж­ ной, финансовой дисциплины, улуч­ шение сбора налогов, улучшение ра­ боты таможенной службы. Мы счита­ ем, что если бюджет 1995 года и борьба с инфляцией — основная за­ дача 1995 года, то 1996 — это год укрепления институтов государст­ венной власти. И. наконец, 1997 год считаем годом, когда будут созданы предпосылки для существенного по­ тока инвестиций. Упор, как мы пола­ гаем, должен прийтись на наиболее эффективные инвестиции, большей частью частные, поскольку государ­ ственные инвестиции, как мы их до сих пор пор осуществляли, крайне неэффективны. Сейчас страна переживает момент, когда происходит или должен про­ изойти перелом а инвестиционном режиме. До последнего времени этот режим действовал неэффективно — крупные вливания денег не обеспе­ чивали должный результат. Теперь речь идет о том, чтобы инвестиции приносили гораздо более высокую, быструю отдачу. Без этого мы не сможем выскочить из рамок давле­ ния инфляции. Учитывая такую логику событий, предполагаем, что государственные инвестиции должны в возрастающей степени идти на поддержку частных инвестиций, в том числе и инвести­ ции приватизированных предприятий. В соответствии с указом Президента, в рамках бюджета выделено 1 трил­ лион 300 миллиардов долларов на государственную поддержку Частных инвестиций. Здесь мы исходим из того, что на 20 процентов государственных вло­ жений должно приходиться 80 про­ центов частных вложений и тем са­ мым названные 1 трлн. 300 млрд, долларов должны генерировать уже в 1995 году 6,5 млрд, инвестиций. Хочу также обратить ваше внима­ ние на то, что эта сумма составляет примерно 0.15 объема валового внутреннего продукта 1995 года, а в 1997 году, если удастся, мы рассчи­ тываем поднять этот показатель до 2 .5 -2 ,8 процента. Все это реально, ибо экономика страны сейчас нахо­ дится на рубеже, где есть накопления в народном хозяйстве. А тут уже не­ обходима трансформация накопле­ ний в инвестиции. Министерство экономики видит свою главную задачу в том, чтобы создать условия, при которых инве­ стиции в производство пошли бы в возрастающих размерах. Затем мы сможем эту политику изменить, если добьемся этой цели. К сожалению, должен сказать, что в 1995 году в области инвестиций нас ожидает весьма суровая реаль­ ность. Обусловлена она жестким бюджетом, инвестиционная про­ грамма 1995 года составляет в со­ ответствии с проектом бюджета 15.9 трлн, рублей на всю страну. Из них 5.3 трлн. — это возврат долгов 1994 года, к распределению останется 10,6 трлн. Если взять эти суммы по отношению к лимиту, т. е. к планам или к плановому бюджету 1994 года, то это всего 53 процента. Если брать к ожидаемому исполнению, то это 84 процента. Таким образом, объем .го­ сударственных инвестиций за счет федерального бюджета относительно сокращается, при этом естественно растут какие-то другие статьи. Хочу обратить ваше внимание на то, что большая часть инвестиций на­ правляется в социальную сферу — 11,2 трлн, рублей с учетом долгов 1994 года. В жилищное строительст­ во будет вложено примерно 5 трлн, рублей за счет федерального бюд­ жета,^ том числе на жилье для во­ еннослужащих 4,3 трлн, рублей. На строительство метро в бюджете за­ планировано на все города в общей сложности 1,8 трлн, рублей, что со­ ставляет 82 процента к ожидаемому исполнению 1994 года. На произ­ водственные инвестиции из феде­ рального бюджета Планируется на­ править 2,44 трлн, рублей. Таким образом перед нами встает острейшая задача — строжайший режим экономии. Вы слышали, Ана­ толий Борисович Чубайс говорил о том, что пришла пора вернуться к та­ ким понятиям, как «эффективность», «производительность труда», «сни­ жение себестоимости». Это исключи­ тельно важно. Такие задачи не может решать только правительство, не мо­ гут решать даже региональные ад­ министрации, это задача прежде всего предприятий, которые при этом будут нуждаться в инвестициях. Сей­ час каждый из нас должен понять, что жесткость должна проявляться не только на уровне правительства, не только на уровне государства, а прежде всего во взаимных, отноше­ ниях, в виде взаимной требователь­ ности, взаимной взыскательности. Это ключевой вопрос, не решив который, мы дальше двинуться не сможем. Учитывая эти обстоятельства, я пола­ гаю, мы должны понять, что новый этап экономического развития стра­ ны — это прежде всего жесткие тре­ бования каждого к самому себе и к своим партнерам. ВЫСТУПЛЕНИЕ министра сельского хозяйства и продовольствия РФ НАЗАРЧУКА А. Г. Уважаемые участники совещания,: коллеги, не могу не начать свое вы­ ступление с того, что в аграрном секторе экономики произошли су- щественные изменения, связанные с реформированием организационно­ правовых основ хозяйствования, из­ менения форм собственности, уп­ равления этой отраслью. 93 процента всех сельскохозяйственных земель уже находятся не у государства. Аб­ солютное большинство колхозов, совхозов реформированы, около трехсот тысяч человек работают в фермерских. Крестьянских хозяйст­ вах. Министерство сельского хозяйства и продовольствия России, органы на местах не могут не учитывать эти серьезнейшие изменения и не стро­ ить свою работу с учетом изменив­ шихся целей и задач управляемости агропромышленным комплексом. Хочу отвергнуть тезис, в одно вре­ мя выдвинутый бывшим Президен­ том Советского Союза Горбачевым и поддерживаемый некоторыми по­ литиками сегодня, о том, что основ­ ным тормозом перестройки есть не­ желание специалистов и руководи-, телей аграрного сектора экономики. Я проанализировал .выступления аг­ рарников на съездах Коммунистиче­ ской партии Советского Союза, на сессиях Верховного Совета Союза,и хочу сказать, что аграрники были од­ ними из первых, кто требовал изме­ нения отношения к этому сектору. Что ж е требовали аграрники? Прежде всего они требовали невме­ шательства государственных и пар­ тийных органов в хозяйственную де­ ятельность, требовали права распо­ ряжаться хотя бы сверхплановой продукцией и по своему усмотрению использовать доход. Поэтому те, кто сегодня говорит, что аграрники это- консерваторы, — глубоко ошибаются. К сожалению, ситуация с продо­ вольствием в 1994 году в целом на планете осложняется. По оценкам Организации Объединенных Наций, 800 млн. человек, в том числе насе­ ление 4 -х наших бывших союзных республик, признаны как голодаю­ щие. "Говорю к тому, что на этом фоне производство продовольствия и в России в 1994 году тоже значитель­ но сократилось. Более того, проект бюджета и программа экономиче­ ской реформы на 1995 год предус­ матривают заметное сокращение финансовой поддержки агропро­ мышленного комплекса и, естествен­ но, плановое сокращение производ­ ства. Я не хотел бы загружать вас циф­ рами, но хочу сказать, что по основ­ ным видам продовольствия в 1994 году мы будем иметь потребление: по мясу в районе около 51 кг (в США — 120. в ФРГ — 104 кг), по молоку и молокопродуктам - около 250 кг (в США — 271 и 366 соответственно). По этим показателям в 1989 году в Союзе были цифры - 377 по моло­ ку и 68 по мясу. Ситуация в сельско­ хозяйственном производстве в Рос­ сии нынче такова — зерна будем иметь 82—83 млн. т в весе после доработки при среднегодовых пока­ зателях 90, 1 9 8 6 -1 9 9 0 - 104 млн. т. Сахарной свеклы в этом году мы произвели 13— 14 млн. тонн при 28 млн. уонн в среднем за этот пе­ риод. Подсолнечника имеем чуть ни­ же среднегодового уровня. Озимые в этом году посеяны на 1 млн. 100 тыс. га — меньше, чем в прошлом году. Меньше вспахано зяби. На начало 1995 года по сравне­ нию с 1990 во всех категориях хо­ зяйств будет меньше крупнорогатого скота на 15 млн. голов г- на 22 про­ цента: свиней меньше на 18 млн. го­ лов — 'на 44 процента. Поголовье овец и коз тоже уменьшится на 56 процентов. Причин много такому положению, не буду о них говорить, но о двух, на фоне которых идет реформирование аграрного сектора, на фоне которых формируется морально-психологи­ ческое состояние селян и перспекти­ ва на стабилизацию, не могу не ска­ зать, прежде всего это диспаритет цен. Вот как росли цены на сельско­ хозяйственную продукцию к пре­ дыдущему году. В 1991 году - в 1,6 раза, в 1992 - в 13.8. в 1993 - в 1115, в 1994 - в 367,8 раз а. Росли цены на продукцию,, которую сель­ скохозяйственное производство по­ требляет, на услуги. В 1991 году они поднялись в 1,9, в 1992 - в 30,8, в 1993 - в 329, в 1994 - в 2041 раз. Соотношение индексов цен на сель­ скохозяйственную продукцию к ин­ дексам цен на промышленную в 1994 году будет определяться как 0,18, Естественно, возникает вопрос, а что вообще делать в такой ситуа­ ции? Вчера был в довольно приличном хозяйстве Новосибирской области, Чикском госплемконезаводе. Руко­ водителю этого хозяйства я сказал: «Ты должен поклониться в ноги об­ стоятельствам, которые сложились сегодня». Он за эти два года постро­ ил убойный пункт, запустил в работу крупорушку, мельницу, цех по про­ изводству растительного масла, пе­ карню, цех копченостей. Надои на корову сегодня у него 9 кг молока, а по году будет около 4 -х тысяч. Но люди, а я беседовал с доярками и механизаторами, никаких затрат на перспективу не видят. Они ничегр не могут купить — ни мебели, ни авто­ мобиля, ни стиральной машины, ни Холодильника — у них нет денег. И хозяйство не вкладывает инвестиции в производство, на расчетном счете ноль. Вот ситуация, при которой аг­ рарники начинают 1995 год. Если говорить о бюджете, то я бы начал с реализации бюджета 1994 года. Вы помните, что в Государст­ венной Думе обвиняли аграриев в том, что они проголосовали за бюд­ жет. Якобы выхватили для себя боль­ шой кусок. При доработке общая цифра в расходной части бюджета на поддержку агропромышленного комплекса определялась в объемах 18,1 триллиона рублей — это при 192 триллионах рублей расходной части чуть меньше 10 процентов. Но вот реализация принятого бюджета для аграрного сектора сложилась так, что за 9 месяцев этого года из этих триллионов рублей, которые я вам называл, профинансировано всего 5,5 триллиона рублей. В течение года мы не раз просили профинансировать агропромышлен­ ный комплекс на уровне хотя бы в среднем по бюджету по народнохо­ зяйственному комплексу. Государст­ венная Дума приняла такое решение. Нами был подготовлен протокол со­ вместно с Министерством финансов. Он подписан. В четвертом квартале по этому протоколу должны'быть выделены, инвестиции.из бюджета 1994 года в 4 триллиона 236 млрд, рублей. За два месяца выделена только половина. Если Министерство финансов в соответствии с этим не даст агро­ комплексу оставшиеся 2.1 трлн, руб­ лей, то никаких вопросов, связанных с реализацией наших договоров по лизингу, никаких вопросов, связан­ ных с инвестициями, просто не будет, Я считаю, что такое отношение к сельскому хозяйству на фоне той ситуации, которая складывается с продовольствием, просто-напросто ошибка. Мы, и Министерство сель­ ского хозяйства, и аграрники,' разде­ ляем общие подходы, общую кон­ цепцию при формировании бюджета на 1995 год. Мы за то, чтобы наи­ меньший был дефицит бюджета, мы за подавление инфляции, но мы рас­ цениваем это не как самоцель и не превращение этой ситуации в аб­ сурд. Вот заявление фракции «Выбор России», которое распространено в Думе. При тех минимальных поддер­ жках агрокомплексу, которые сегод­ ня определены, фракция предлагает сократить расходы на сельское хо­ зяйство на 1 трлн, руб., уменьшить расходы федерального бюджета на поддержку субъектов Федерации на 5.5 триллиона рублей, сократить на 3.5 триллиона рублей средства, на­ правляемые на финансирование за­ воза продукции на Север. Как же мы расцениваем бюджет, который сегодня сформирован? Прежде всего мы просим сохранить уровень поддержки .агропромыш­ ленного комплекса на уровне 1994 года. Мы заявляем: аграрный сектор без текущего кредитования ни зимо­ вку, ни начало весенне-полевых ра­ бот провести не сможет. Мы просим не просто кредиты, мы просим эти кредиты на льготных условиях - не более 1/3 учетной ставки Централь­ ного банка, В этом году мы сами се­ бя загнали в тупик и сейчас ищем выход для того, чтобы найти 3,5 триллиона рублей в бюджете и зало­ жить их на покрытие издержек. Мы просим сохранить долю, кото­ рая была заложена в этом году в бюджете на строительство для агро­ промышленного комплекса. Мы не просим кредиты частным предприя­ тиям на безвозвратной основе, мы просим финансирование государст­ венного сектора заложить в бюджет, .остальное — кредиты. Мы просим сохранить специальный фонд, кото­ рый определен по указу Президента, специальный налог для формирова­ ния фонда в объеме 2 процентов. Это будет немалая сумма — 5 -5 ,5 триллиона рублей. Мы также предлагаем серьезно посмотреть на ситуацию, связанную с платой за землю, налогом и арендой, с платой за городскую землю, что помогло бы аграрному сектору до­ бавить 2—2,5 триллиона рублей. Заканчивая свое выступление, я хочу еще раз напомнить, что ситуа­ ция с продовольствием нелегкая, Некоторые отрасли в аграрном сек­ торе потеряны уже безвозвратно. Аг­ рарный сектор экономики — это специфическая отрасль.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2