Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941

Атлымовых юртах один из попов сказал женщине: «иждени от нея», и она упала «аки мертва». После того, как ее подняли и привели в чувство, на вопрос о Юм, что с; нею было, она ответила: «прежде во сдоем злочести-и име с демоны своя волхвования и сего ради некиим духом недуга убежденна бых, но сей остави мя ныне». В 1714 году в Черных юртах «исцелены от недугов» были двенадцатилетняя де- вица и мальчик десяти лет, страдавший опухолью ног. Последний «егда же в купель крещения внийде, изьгйде здрав (и бегу ятся)» (стр. 86). Насаждаемая таким способом христианская вера не только оз­ лобляла народы хантэ и маньси против ее ревнителей, но во все вре­ мя своего господства оставалась по существу чуждой этим народам. Даже в XX веке неоднократно указывается в литературе, что вся связь с христианской религией у хантэ и маньси выражалась в том, что некоторые из них носили крест на шее, имели в юртах иконы, не покидая, однако, своих богов. Потребовалось учредить особую должность надзирателей за исполнением новокрещенными хантэ хри- стианских обычаев. Надо полагать,, что положение этих надзирателей было не из выгодных, если некоторые из них за свою должность платились жизнью, как это случилось и с самим автором «Краткого описания». * ** Впервые сочинение Григория Новицкого было издано в 1884 г. J1. Майковым. Это издание является единственным и по сие время. Однако это обстоятельство не может быть рассматриваемо как дока­ зательство малой ценности сочинения. Еще не будучи изданным, оно давно привлекало к себе внимание исследователей Сибири. Достаточ­ но указать хотя бы на то, что рукописью Новицкого во второй ^по­ ловине XVIII века пользовался Илья Черепанов, автор новой Сиоир- ской летописи. Использовал ее и Н. Абрамов во многих своих раоо- тах. В середине и в конце XIX века ею пользовались Словцов (1767— 1843 гг.), написавший «Историческое обозрение Сибири», Спас­ ский, Сулоцкий и другие. Говоря о значительности сочинения Новицкого для исследования сибирской истории, Майков приравнивает его к таким источникам), как «Описание земли Камчатки» Крашенинникова, как описания кру­ госветных путешествий мореплавателей XVIII в., как записки католи­ ческих миссионеров Лафито! и Шарлевуа, давших богатый материал для позднейших исследований. Костомаров Н. И. в сочинении «Мазепинцы» дает следующую характеристику «Краткому описанию»: «Живучи в Сибири он (Но­ вицкий Гр. — П. С.) оставил после себя замечательное сочинение о Сибири, отличающееся и богатством сообщаемых сведений и наблю­ дательностью автора» (стр. 165). А вот характеристика, данная «Опи­ санию» Пыпиным: «Раньше Штраленберга в 1715 г. исполнен был рус­ ский и довольно замечательный труд по описанию Сибири, который мог бы служить к «приращению' науки», но он издан был только в 1884 году. Это «Краткое описание о народе остяцком», составленное Григорием Новицким» (История Русской этнографии, т. IV). Исполъ- 1 Лафито Жозеф Франсуа (1670—1740 гг.) французский миссио­ нер, давший первую сводку этнографии туземной Америки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2