Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941
•хантэ, предпринятого тобольским митрополитом Филофеем Лещинским в 1712 году, Новицкий пишет, что надо было «крепкия нечестия столпы и основание их, на чем утверждаху злочестие свое, низрынуть, разорити капища, опровергти и сокрушити вся идолы» (стр. 71). Это вполне отвечало тем] задачам, которые были поставлены Петром I пе ред Филофеем Лещинским — митрополитом тобольским и сибирским. В особом указе конца 1706 г. Петр I предписывал, чтобы сам Фило фей или назначенные от него монахи и священники ехали к остякам и вогулам «с проповедью евангельской», чтобы «кумиры и кумирни- цы, где только будут найдены, сожигать и истреблять», а на местах строить церкви, часовни и ставить иконы. Самих же остяков и вогу лов крестить от мала до велика.1 Именно эту цель преследовал ряд поездок Филофея Лещинского к хантэ и маньси в период 1712 и 1715 годов. Начав «проповедь евангельскую» от первых жилищ хантэ по Ир тышу и дойдя до Березова в 1712 году, Филофей Лещииский, как рас сказывает Новицкий, «вся кумиры, истуканы бездушныя сокрушиша, скверный капища и кумирницы разориига и сожгоша», Повторялось это и в последующих поездках в 1713, 1714 и 1715 годах. Петр I особым указом отметил «ревностность» Филофея и пожа ловал его пенсией и грамотой, отметив при этом как большую заслу гу последнего то, что он окрестил более 30 тысяч туземцев Сибири. Недаром в литературе XVIII и XIX вв. Филофей Лещинский характе ризуется, как необыкновенный «ревнитель» в распространении хри стианства. Метод грубого насилия в деле насаждения «веры христовой» не мог не вызвать сопротивления со стороны народов хантэ и маньси. Почти в каждом селении «проповедники» сталкивались с этим сопро тивлением. Новицкий описывает целый ряд столкновений между хантэ и маньси с одной стороны и «ревнителями церкви христовой» — с другой. Так в 1713 году в Атлымовых юртах «враг» некий, исполнен ный «безмернаго злохитрства... начаша самого учытеля от пристанища изгонити» (стр. 74). В Бурейковых юртах «воз’ярившейся народ, по хитивши луки, стрелы, копия, пищали, начаша стреляли и трех смерт- не у язвшла и самаго в проповеди перваго в чрево удари княжик не пищали». Около вогульских Кошичких юрт маньси напали на монахов, отпущенных архиереем в Тобольск, думая найти среди них «самого учытеля» (стр. 76, 86). Однако, наряду с методом «палить огнем и рубить капища» Фи лофеем Лещинским и его сподвижниками применялись и другие мето ды. Это, во-первых, подкуп зажиточной верхушки населения — кня жиков; во-вторых, использование всяческих «чудес». О таких «чуде сах» рассказывает и Новицкий. В 1713 году при крещении хантэ в ны и др.), открылись и другие источники доходов (венечные памяти, ставленные грамоты, дани с церквей и монастырей и пр.), то прави тельство и начало мало-помалу уменьшать им содержание от казны и наконец Петр I указами 1696, 1699 и 1701 гг. и совсем «запретил им отпускать его». (Сулоцкий, «Челобитная митрополигга Сибир. и Тоб. Филофея Ле щинского Петру I и ответ сего государя на нее». «Тобольские Губ- ведомости», 1859 г., № 15—19). 1 Сулоцкий, «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и То больский, «Временник Об-ва Истории и древностей Российских», 1854 г., кн. 20.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2