Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941

ству Новицкого, если бедняк задолжал богатею и не имеет чем от­ дать долг — он даже «чад к жен своих продаваху заимодавцем своим в работу» (стр. 57). Упоминание о предметах вооружения — «табель, панцеров мно­ жество обретаются, но вся сия ветхая» — дает основание лишний раз убедиться, что «древних лет народ сей упражняшеся воинскими делы». В т р е т ь е й г л а в е описываются религиозные верования хантэ, их идолы — старик Обской, Гусь, Кондийский и др. — и обряд слу­ жения им. По поводу многобожия хантэ Новицкий дает следующее об’ясие- ние: «Откуду же сие в них такое различие многобожие внийде, мниться, яко желание скверно прибьгтчества нанесе им сия. Мнози бо от них злохитрецы желающе чюждым обогатитися трудом, дивно раз­ личная новыя утворають твары, боготвораше, да сими вящше новыми твары дароприношения и почытания слепютствукяций прыведеть народ, новостию бо и дивностию прелщены, вяшше влекомы бывають до ча- стаго видения оных, сих же приемлють обычаи дароприношения скверных жертв, частым же приношением самоделды мнимых богов с э жерпы- доволно сыты бывають» (стр. 53). В частом жертвоприношении автор «Краткого описания» видит од­ ну из причин бедности хантэ: «Сим частым жертв приношением в пре- многую внийдоша нищету и крайное разорение, яко чад и жен своих продаваху заимодавцем своим в работу» (стр. 57). ■Большой интерес представляют главы 4—8. В них на протяжении почти половины книги описывается история крещения хантэ и маньси. Эти главы содержат ценнейший материал для характеристики дея­ тельности христианских миссионеров и их роли в истории Сибири. В «Кратком курсе Истории СССР», под ред. Шестакова, читаем следующую характеристику деятельности православных попов и мо­ нахов в Сибири при ее колонизации: «С царскими воеводами и вой­ сками шли русские купцы, попы и монахи. Купцы спаивали народы Сибири водкой и у пьяных забирали за бесценок самые лучшие меха. Попы и монахи захватывали земли у населения, строили церкви и мо­ настыри и обирали местных жителей, насильно заставляя их крестить­ ся и давать им подарки» (стр. 56). Деятельность попов и монахов тобольской митрополии во време­ на, описываемые Новицким, я в л я е т с я п р е к р а с н о й и л л ю ­ с т р а ц и е й к э т о й х а р а к т е р и с т и к е . ! В истории миссионер­ ской деятельности русских попов в Сибири это был период, когда основным методом распространения христианства был метод «огнем палить и рубить капища». Говоря о цели путешествия в селения 1 В этой связи интересно следующее сообщение Сулоцкого о стяжательстве тобольских архиереев: «Первые Тобольские архиереи со свитою своею и с некоторыми из монастырей, ради безлюдства в Сибири и неимения при архиерейском доме вотчин, или по крайней мере весьма малого ■количества оиых, получали все содержаиие ог казны — жалование денежное, жалование хлебенное (по 944 четверти пятипудовой ржи, ячменя и овса) и столовые припасы (пшеничную му­ ку, масла скоромное и постное), хлебное вино, соль, даже мед. Но поелику, с течением времени у Тобольских архиереев образовались довольно значительные вотчины (села Преображенское и Покровское с окрестными деревнями, слободы Тавдинская, Усть-ницинская и пр.), явились разные угодья (рыбные ловли, сенные покосы, бобровые го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2