Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941
ству Новицкого, если бедняк задолжал богатею и не имеет чем от дать долг — он даже «чад к жен своих продаваху заимодавцем своим в работу» (стр. 57). Упоминание о предметах вооружения — «табель, панцеров мно жество обретаются, но вся сия ветхая» — дает основание лишний раз убедиться, что «древних лет народ сей упражняшеся воинскими делы». В т р е т ь е й г л а в е описываются религиозные верования хантэ, их идолы — старик Обской, Гусь, Кондийский и др. — и обряд слу жения им. По поводу многобожия хантэ Новицкий дает следующее об’ясие- ние: «Откуду же сие в них такое различие многобожие внийде, мниться, яко желание скверно прибьгтчества нанесе им сия. Мнози бо от них злохитрецы желающе чюждым обогатитися трудом, дивно раз личная новыя утворають твары, боготвораше, да сими вящше новыми твары дароприношения и почытания слепютствукяций прыведеть народ, новостию бо и дивностию прелщены, вяшше влекомы бывають до ча- стаго видения оных, сих же приемлють обычаи дароприношения скверных жертв, частым же приношением самоделды мнимых богов с э жерпы- доволно сыты бывають» (стр. 53). В частом жертвоприношении автор «Краткого описания» видит од ну из причин бедности хантэ: «Сим частым жертв приношением в пре- многую внийдоша нищету и крайное разорение, яко чад и жен своих продаваху заимодавцем своим в работу» (стр. 57). ■Большой интерес представляют главы 4—8. В них на протяжении почти половины книги описывается история крещения хантэ и маньси. Эти главы содержат ценнейший материал для характеристики дея тельности христианских миссионеров и их роли в истории Сибири. В «Кратком курсе Истории СССР», под ред. Шестакова, читаем следующую характеристику деятельности православных попов и мо нахов в Сибири при ее колонизации: «С царскими воеводами и вой сками шли русские купцы, попы и монахи. Купцы спаивали народы Сибири водкой и у пьяных забирали за бесценок самые лучшие меха. Попы и монахи захватывали земли у населения, строили церкви и мо настыри и обирали местных жителей, насильно заставляя их крестить ся и давать им подарки» (стр. 56). Деятельность попов и монахов тобольской митрополии во време на, описываемые Новицким, я в л я е т с я п р е к р а с н о й и л л ю с т р а ц и е й к э т о й х а р а к т е р и с т и к е . ! В истории миссионер ской деятельности русских попов в Сибири это был период, когда основным методом распространения христианства был метод «огнем палить и рубить капища». Говоря о цели путешествия в селения 1 В этой связи интересно следующее сообщение Сулоцкого о стяжательстве тобольских архиереев: «Первые Тобольские архиереи со свитою своею и с некоторыми из монастырей, ради безлюдства в Сибири и неимения при архиерейском доме вотчин, или по крайней мере весьма малого ■количества оиых, получали все содержаиие ог казны — жалование денежное, жалование хлебенное (по 944 четверти пятипудовой ржи, ячменя и овса) и столовые припасы (пшеничную му ку, масла скоромное и постное), хлебное вино, соль, даже мед. Но поелику, с течением времени у Тобольских архиереев образовались довольно значительные вотчины (села Преображенское и Покровское с окрестными деревнями, слободы Тавдинская, Усть-ницинская и пр.), явились разные угодья (рыбные ловли, сенные покосы, бобровые го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2