Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941

на реку Обь и там искали защиты для своих старых верований» (Миллер Г. Ф., «История Сибири», стр. 188). Наряду со сходством языков хантэ и пермского, Новицкий с удивлением отмечает также наличие большого количества слов в языке хантэ, сходных с латин­ скими. «Удивлению же есть се, яко в том языку много имена латин- ска обритаються, и едино значит, что и у латин номен юва глаго- лють —■ прийти в помощь: у латин же тожде знаменуеть помоэи; но сего ради свойствие различных языков в некиях наречиях обретает­ ся — безвестно есть» (стр. 39). Заканчивается первая глава рассказом о том, откуда произошло название народа хантэ 'остяками. Сами себя, говорит Новицкий, остя­ ки называют Кондия, Хондия, а страну свою — Хондымых. Остяками ж е их прозвали пермяки, принявшие христианство. Само слово «остя­ ки» он сначала производит бт слова о с т а н к и : «Россияне, видевше их идолобесия останки, укрывшийся из Пермы, нарекоши их Остяки, аки бы останки» (стр. 39). Но вслед за этим дает и другое объясне­ ние: «второе же мнится быти и се, яко же вси здешнии полунощный народы от обыкновений своих нарекошася сыроядцы — от сырояде­ ния, тако и сии от нравообычая своего, зане народ сей упражняется рибою и от повседневной сей пищи ничто же вящше сушу во устех их, яко ости рибныя, от них же мниться быть яко название се Остя­ ки, и наложиша Россияне». По этому поводу позднее было высказано Абрамовым Н. другое мнение, а именно, что русское «остяк» есть не что иное, как переде­ ланное татарское «уштяк», что означает — грубый, невежественный. Кроме татар, а позднее и русских, хантэ никто не называл остяками или уштяками. Г л а в а в т о р а я содержит богатый и интересный материал, ха­ рактеризующий «житие, обыкновение гражданства и прочые», как на­ зывает ее автор. Этот материал ценен тем, что является первой, са­ мой древней характеристикой жизненных обычаев народов хантэ и маньси; он незаменим для сравнительной истории этих^ народов. Но­ вицкий впервые описывает у народа хантэ следующий любопытный обычай: новорожденным сами родители не дают имени; обычно же просят об этом проезжих, чаще русских. Этим объясняется, говорит Новицкий, большое количество русских имея среди населения хантэ. Лишь тогда, когда долго не представляется такого случая, хантэ са­ ми «нарекают» своего ребенка: «Тогда что первое узрить изшедши из дому: птицы, звери или что ни будь, тем именем родившееся нари- цает» (стр. 40). «Женскому же полу никаких имен не налагают» (стр. 40—41). Да ­ лее Новицкий описывает обряды, сопровождающие рождение ребенка у хантэ Женщина, как и у очень, многих народов Сибири, не должна на­ ходиться в общей юрте во время родов. Она удаляется в особое, специально для этой цели построенное, помещение и только спустя три недели после родов, предварительно «очистив» себя1 перескакива­ нием через костер, может снова явиться в общее жилище. Жилища хантэ очень редки, говорит Новицкий, по большей части разбросаны по одной — две юрты. Имеются юрты зимние и летние. Зимние юр­ ты строятся в лесах; летние, покрытые берестою, ближе к берегам рек. Пожитки хантэ невелики — «сосуды берестяны; главнейша яже и нужнейшая — сети, стрелы, лук, лотка; не у всякаго же топор» — и не осложняют частую смену места жительства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2