Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941
на реку Обь и там искали защиты для своих старых верований» (Миллер Г. Ф., «История Сибири», стр. 188). Наряду со сходством языков хантэ и пермского, Новицкий с удивлением отмечает также наличие большого количества слов в языке хантэ, сходных с латин скими. «Удивлению же есть се, яко в том языку много имена латин- ска обритаються, и едино значит, что и у латин номен юва глаго- лють —■ прийти в помощь: у латин же тожде знаменуеть помоэи; но сего ради свойствие различных языков в некиях наречиях обретает ся — безвестно есть» (стр. 39). Заканчивается первая глава рассказом о том, откуда произошло название народа хантэ 'остяками. Сами себя, говорит Новицкий, остя ки называют Кондия, Хондия, а страну свою — Хондымых. Остяками ж е их прозвали пермяки, принявшие христианство. Само слово «остя ки» он сначала производит бт слова о с т а н к и : «Россияне, видевше их идолобесия останки, укрывшийся из Пермы, нарекоши их Остяки, аки бы останки» (стр. 39). Но вслед за этим дает и другое объясне ние: «второе же мнится быти и се, яко же вси здешнии полунощный народы от обыкновений своих нарекошася сыроядцы — от сырояде ния, тако и сии от нравообычая своего, зане народ сей упражняется рибою и от повседневной сей пищи ничто же вящше сушу во устех их, яко ости рибныя, от них же мниться быть яко название се Остя ки, и наложиша Россияне». По этому поводу позднее было высказано Абрамовым Н. другое мнение, а именно, что русское «остяк» есть не что иное, как переде ланное татарское «уштяк», что означает — грубый, невежественный. Кроме татар, а позднее и русских, хантэ никто не называл остяками или уштяками. Г л а в а в т о р а я содержит богатый и интересный материал, ха рактеризующий «житие, обыкновение гражданства и прочые», как на зывает ее автор. Этот материал ценен тем, что является первой, са мой древней характеристикой жизненных обычаев народов хантэ и маньси; он незаменим для сравнительной истории этих^ народов. Но вицкий впервые описывает у народа хантэ следующий любопытный обычай: новорожденным сами родители не дают имени; обычно же просят об этом проезжих, чаще русских. Этим объясняется, говорит Новицкий, большое количество русских имея среди населения хантэ. Лишь тогда, когда долго не представляется такого случая, хантэ са ми «нарекают» своего ребенка: «Тогда что первое узрить изшедши из дому: птицы, звери или что ни будь, тем именем родившееся нари- цает» (стр. 40). «Женскому же полу никаких имен не налагают» (стр. 40—41). Да лее Новицкий описывает обряды, сопровождающие рождение ребенка у хантэ Женщина, как и у очень, многих народов Сибири, не должна на ходиться в общей юрте во время родов. Она удаляется в особое, специально для этой цели построенное, помещение и только спустя три недели после родов, предварительно «очистив» себя1 перескакива нием через костер, может снова явиться в общее жилище. Жилища хантэ очень редки, говорит Новицкий, по большей части разбросаны по одной — две юрты. Имеются юрты зимние и летние. Зимние юр ты строятся в лесах; летние, покрытые берестою, ближе к берегам рек. Пожитки хантэ невелики — «сосуды берестяны; главнейша яже и нужнейшая — сети, стрелы, лук, лотка; не у всякаго же топор» — и не осложняют частую смену места жительства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2