Новицкий Г., Краткое описание о народе остяцком-1941

недр земных особенное удивление и вместе с тем недоумение автора вызвали кости (главным образом, бивни) мамонта. «Особнейшыя же вещы, — пишет он, — еже паче иных госу­ дарств в недрех своих имеет с премногим удивлением, всякому иска­ телю достойна суть видения. Содержит государство сие в недрех своих земных: кости доброты и красоты единыя с костми слащавыми и вящше, зане слониовая кость иногда от горячести каковой желггееть, но сия никогда чистости и бе- лости не пременяеть; великостию знамениты, бывають бо длиною в три аршина и три четверти, толщыною в четверть |и вящше, подобием же аки роги якия» (стр. 30). Здесь же приводятся различные противоречивые об’яснення проис­ хождения этих костей, и сам автор теряется в догадках. Он совсем бы согласился с тем предположением, что кости мамонта земля произ­ водит в себе подобно тому, как она производит соль или каменный уголь, который, как ему было известно, -англичане используют в ка­ честве топлива, но одно обстоятельство смущает Новицкого, а именно то, что часто находят вместе с бивнями ребра, главу и другие части скелета, а также иногда внутри бивней обнаруживают кровь, а это говорит в пользу того, что находимые кости должны принадлежать животному. Заключая рассказ о мамонтовых костях, Новицкий пишет: «для различных и прекословных ведений — своим вниманием ничесо- же не утверждаем». В параграфах 6—9 первой главы Новицкий сообщает историче­ ские сведения, почерпнутые из сибирской летописи Саввы Есипова. Это совершенно ясно видно даже из самого беглого сличения содер­ жания названных параграфов с Есиповокой летописью. В одном месте и сам автор говорит об этом прямо, приводя свидетельство одного из сибирских летописцев, однако не называя его имени. Говоря о Новой Земле, которая в то время была почти еще не исследована, Новицкий замечает: «К сему утеснению морскому при­ лежащую Новую Землю аще и многия соверынениым известием про­ ведать желаху, обаче зелной ради стужы и жестока убивающаго тамо воздуха не возмогоша мнози же аще и дерзнуша сего искусити — погибоша» (стр. Э7). В последних 16, 17 и 18 параграфах первой главы Новицкий рас­ сказывает о том, откуда поселились хантэ в тех местах, где он их застал в начале XVIII века. При этом Новицкий не считает хантэ або­ ригенами этой местности, а, останавливаясь на наличии ямищ, рвов и курганов, в которых находимы были «премного златых сосудов и сре­ бра множество», говорит, что «здревле бо зде вниз по Оби и всей стране жителствоваше народ Чютцкий». На основании рассказов самих хантэ, а также на основании сход­ ства в языке хантэ и пермяков, Новицкий утверждает, что хантэ пе­ реселились на Обь из Пермской земли, укрываясь от «евангелской благодати божией», распространяемой пермским епископом Стефаном. Такое предположение о заселении Оби хантэ, как известно, склонен был признать и Г. Ф. Миллер. Вот что он пишет по этому поводу: «Нужно признать весьма вероятным приводимый Мюллером! рас­ сказ ' о том', что в то время, когда пермяки были обращены в хри­ стианство епископом Стефаном, многие из них, не желая принимать христианство, бежали из Пермской земли в отдаленные местности — 1 Мюллер заимствовал этот рассМаз у Новицкого. См. об этом ниже в истории рукописи Новицкого.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2