Шамов В._Новосибирские десятицы_2017

ДЕВЯТАЯ ДЕСЯТИЦА 1973-1982 Ещё без рекламы. 1980-е ли оценить силы армии «недовольства». Ворчание и брюзжание, «жажда свободы» были почти всеобщими в интеллигенству- ющей среде и, конечно, закономерно, что эти проявления недовольства были свой­ ственны и довольно большой части рабо­ чих людей. Замечу, что недовольство, брюзжа­ ние, ворчание, «жажда свободы» не были оружием против системы в те годы, они скорее исходили из той же веры в социа­ лизм и коммунизм, в слишком быстрое его приближение, хотя сами люди зачастую не способствовали ускорению прогресса, а иногда, и наоборот, тормозили движение вперёд своим отношением к труду. Сейчас у большой части тогдашнего населения, даже у тех, кому тогда было по 20 - 30, а теперь по 50 - 60 лет, носталь­ гия по тем временам. Новое же поколение, которое ничего не помнит о том, что реаль­ но было до «горбачёвщины», верит, подчас слепо, что всё тогда было плохо, что смер- дил запах застоя, что при этом не только дышать было трудно, но и «детей делали» без любви и удовольствия. Пожалуй, ком­ мунистическая пропаганда девятого деся­ тилетия жизни нашего города в подмётки не годится лавине лжи, всеобщему туману насилия и разврата, которые составляют суть сегодняшней идеологии. Может быть, прошло уже достаточно времени, чтобы бо­ лее или менее объективно сказать, что в той поре было хорошо, а что плохо. ОДНОМЕРНОСТЬ - бесспорно сквер­ но, если под этим понимать, что люди, каждая семья жили как по единой схеме: детство, школа, институт или ГПТУ, рабо­ та, семья, дети, пенсия. При этом пример­ но одинаковый у всех достаток, одни жили чуть лучше, другие чуть хуже, некоторые, бывало, и совсем плохо, но это уже только по собственной воле. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИНИЦИАТИВЕ - трижды скверно. История нашего города хранит в памяти гонения на генетиков, за ­ прет джаза, закрытие молодёжных объеди­ нений. Бесспорно плохо, что преследовалось ИНАКОМЫСЛИЕ. Нельзя было говорить то, чего нельзя было говорить, хотя это «то» знали все. Желательно про «то» было и во­ все не думать. Потому то, что подумаешь, а ещё и скажешь, а слово не воробей... Ку­ рилки и кухни были «кузницами вольной мысли», рупорами запретных слухов. Они состояли как из здравых мыслей, так и из бестолкового брюзжания. Контрпродуктивной была система прохождения здравой мысли: любая идея, инициатива, предложение сначала долж­ ны были добраться до самого «верха», на котором они могли получить властное и В речном порту 422

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2