Шамов В._Новосибирские десятицы_2017
шилось число изданных книг в сравнении с 1913 годом: с 20 до 1 (!), а по количеству экземпляров - с 7790 до 160. Не смогли от крыть в городе и мужскую гимназию. Революционное движение адаптиро валось к военным условиям. Партии про водили работу среди солдат и мобилизо ванных, что привело в декабре месяце к очередным беспорядкам и жертвам. На вокзале в невиданных количествах для провинциального города скапливались толпы солдат. Бастовали рабочие артели Сомова против «сильно» высоких требова ний к качеству предъявленных Городской управой при сдаче работ по мощению улиц. Как всегда отмечали маёвками «пролетар скую троицу»: мир, май, труд. Грузчики требовали удалить от них грозного подряд чика С. Кожинова. В Новониколаевске вос создалась подпольная организация эсеров. ПЕРВЫЙ СКАНДАЛЬНЫЙ СУД в городе. Выездная сессия Омской судебной палаты заслушала уголовное дело о быв ших полицейских чиновниках Новонико- лаевска: П. В. Чукрееве, И. С. Зуевском, Д. В. Курницком, М. Н. Добогрее, В. Б. Па- цановском, Н. Н. Кольчинине, Н. В. Попо ве и бывшем полицмейстере В. П. Висма- не. Дело состояло в том, что, вопреки офи циальному разрешению иметь в городе 7 домов терпимости, полицейское управ ление допустило существование 113 таких весёлых заведений. Доказано было, что содержатели домов платили полиции по 300 рублей в месяц. По распоряжению В. П. Висмана девиц отпускали, в основ ном, в трактир Чиндорина, совладельцем которого был сам блюститель порядка. Ох, уж эти полицейские, во все времена оди наковы! 120 тысяч рублей только в кассы банков положил сей «предприниматель». К концу года среди военнопленных началась эпидемия сыпного тифа, которая быстро распространялась на гражданское население. 22-й год жизни города (1915) Железная дорога прокладывала путь к прогрессу. Открылось временное товаро- пассажирское движение на главной линии Алтайской железной дороги - от Новони- колаевска до Семипалатинска и по бий- ской ветке с вагонами беспересадочного следования из Новониколаевска до Бий ска и обратно. Но прогресс (поезд), бывало, опаздывал на 8 - 10 часов. Город настойчиво жаждал трамвая. По сложившейся традиции, из извест ных, инициативных и деятельных граж дан, представителей буржуазии и интел лигенции, была создана комиссия для рассмотрения проекта А. Г. Громадского. Проект предусматривал: трамвайную ли нию общей длиной 6 вёрст, в том числе 4 версты одиночного пути и 2 версты двой ного пути. Путь трамвая должен был про легать от вокзала по улице Михайловской (Ленина) через Новобазарную площадь по Новониколаевскому (Красному) проспекту на Будаговскую (Большевистская) до стан ции Алтайской (Новосибирск-Южный). По проекту концессия давалась обществу («Первое русское восточносибирское обще ство электрических трамваев») на 20 лет, стоимость постройки 719,7 тысячи рублей, продолжительность стройки —два года, на чало - весна 1915 го да. Дума сей про ект одобрила, однако томский губернатор нашёл проект «со мнительным и дерз ким», составленным с недостаточной ос мотрительностью к интересам города. Трудно было при та ком сопроводитель ном письме ожидать положительного ре шения в столице. По сле многомесячного 99 А л тай с ка я ж ел е зн ая д о р о га
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2