Шамов В._Новосибирские десятицы_2017

шилось число изданных книг в сравнении с 1913 годом: с 20 до 1 (!), а по количеству экземпляров - с 7790 до 160. Не смогли от­ крыть в городе и мужскую гимназию. Революционное движение адаптиро­ валось к военным условиям. Партии про­ водили работу среди солдат и мобилизо­ ванных, что привело в декабре месяце к очередным беспорядкам и жертвам. На вокзале в невиданных количествах для провинциального города скапливались толпы солдат. Бастовали рабочие артели Сомова против «сильно» высоких требова­ ний к качеству предъявленных Городской управой при сдаче работ по мощению улиц. Как всегда отмечали маёвками «пролетар­ скую троицу»: мир, май, труд. Грузчики требовали удалить от них грозного подряд­ чика С. Кожинова. В Новониколаевске вос­ создалась подпольная организация эсеров. ПЕРВЫЙ СКАНДАЛЬНЫЙ СУД в городе. Выездная сессия Омской судебной палаты заслушала уголовное дело о быв­ ших полицейских чиновниках Новонико- лаевска: П. В. Чукрееве, И. С. Зуевском, Д. В. Курницком, М. Н. Добогрее, В. Б. Па- цановском, Н. Н. Кольчинине, Н. В. Попо­ ве и бывшем полицмейстере В. П. Висма- не. Дело состояло в том, что, вопреки офи­ циальному разрешению иметь в городе 7 домов терпимости, полицейское управ­ ление допустило существование 113 таких весёлых заведений. Доказано было, что содержатели домов платили полиции по 300 рублей в месяц. По распоряжению В. П. Висмана девиц отпускали, в основ­ ном, в трактир Чиндорина, совладельцем которого был сам блюститель порядка. Ох, уж эти полицейские, во все времена оди­ наковы! 120 тысяч рублей только в кассы банков положил сей «предприниматель». К концу года среди военнопленных началась эпидемия сыпного тифа, которая быстро распространялась на гражданское население. 22-й год жизни города (1915) Железная дорога прокладывала путь к прогрессу. Открылось временное товаро- пассажирское движение на главной линии Алтайской железной дороги - от Новони- колаевска до Семипалатинска и по бий- ской ветке с вагонами беспересадочного следования из Новониколаевска до Бий­ ска и обратно. Но прогресс (поезд), бывало, опаздывал на 8 - 10 часов. Город настойчиво жаждал трамвая. По сложившейся традиции, из извест­ ных, инициативных и деятельных граж­ дан, представителей буржуазии и интел­ лигенции, была создана комиссия для рассмотрения проекта А. Г. Громадского. Проект предусматривал: трамвайную ли ­ нию общей длиной 6 вёрст, в том числе 4 версты одиночного пути и 2 версты двой­ ного пути. Путь трамвая должен был про­ легать от вокзала по улице Михайловской (Ленина) через Новобазарную площадь по Новониколаевскому (Красному) проспекту на Будаговскую (Большевистская) до стан­ ции Алтайской (Новосибирск-Южный). По проекту концессия давалась обществу («Первое русское восточносибирское обще­ ство электрических трамваев») на 20 лет, стоимость постройки 719,7 тысячи рублей, продолжительность стройки —два года, на ­ чало - весна 1915 го­ да. Дума сей про­ ект одобрила, однако томский губернатор нашёл проект «со­ мнительным и дерз­ ким», составленным с недостаточной ос­ мотрительностью к интересам города. Трудно было при та­ ком сопроводитель­ ном письме ожидать положительного ре­ шения в столице. По­ сле многомесячного 99 А л тай с ка я ж ел е зн ая д о р о га

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2