Советская Сибирь, 1999, № 200

МАРШРУТЫ СИБИРЯКОВ Ит свет «Пионовыйфонарь» Прошедшим летом театр «Старый дом» побывал на гастролях в Япо­ нии. В Токио с большим успехом был показан спектакль «Проклятие меча». Воспоминаниями об этой поездке делится актриса Ирина СМОЛЯКОВА. — Неделя вЯпонии — этого мало, чтобы понять суть японского образа жизни, тонкости взаимоотношений, но вполне достаточно для того, чтобы ощутить, насколько непод­ дельный интерес проявили японцы к новосибирской версии «Проклятия меча». Санъютей Энте, столетие которо­ го отмечалось вдни гастролей, почи­ тается у японцев так же, как у нас Достоевский и Чехов, что делало нашу работу еще более ответствен­ ной под критическими взглядами зрителей. Два дня репетиций с утра до позд­ него вечера: один — монтировоч­ ный, другой — репетиционный. Ок­ рики «стоп» режиссера спектакля С. Верхградского, который «чистил» сцены с учетом новых нюансов и без конца останавливал репетицию, чтобы еще и еще раз все проверить. Озабоченное лицо Мацусита Роо — художника спектакля и одного из продюсеров гастролей, хотя он и старался «держаться» по-восточно­ му невозмутимо, тоже не позволяло чувствовать себя беспечно и ком­ фортно до премьеры. А уж что-то скажет зритель!.. А господин зритель по ту сторону рампы в течение двух часов давал о себе знать пристальным вниманием. В конце спектакля сказал свое слово горячими аплодисментами, криками одобрения и цветами. «Уф!» — об­ легченно вздохнули мы, Роо-сан улыбался, лица организаторов гаст­ ролей посветлели. Это было потом. А сначала нужно было поработать и даже в качестве живой рекламы. Это один из инте­ реснейших моментов нашего пребы­ вания в Японии. Мы, загримирован­ ные, в костюмах персонажей, при­ были в буддийский храм на празд­ ничную службу, посвященную Санъ- ютею Энте. Сидим босые на цинов­ ках на идеально чистом полу по пе­ риметру помещения. С портрета на стене из-за цветов смотрит Санъ- ютей-сан, в центре храма служитель читает молитву, монахи вторят мно­ гоголосьем, на большом инструмен­ те типа барабана отбивая ритм. Все это вместе с дымом благовоний, ку­ рившихся в специальных ящичках, уносит куда-то, поднимает над суе­ той. Наверное, в этот момент проис­ ходит единение душ живущих с ушедшими в мир иной. После тор­ жественной молитвы у микрофона говорили об авторе, читали его про­ изведения, представили театр из Си­ бири под одобрительные взгляды и улыбки прихожан. Работали телека­ меры, щелкали фотоаппараты. Японский актер мастерски в лицах рассказывал содержание повести «Пионовый фонарь», лежащей в ос­ нове спектакля. Прихожане, теперь уже зрители, живо реагировали на выступление, переговаривались, смеялись, благодарили актера апло­ дисментами. Еще пара торжествен­ ных фраз возвестила о завершении службы, все двинулись к выходу. Вниз вела широкая каменная лест­ ница, по обе стороны которой стоя­ ли монахи. Музыкальные инструмен­ ты, что были у них в руках, неведомы мне. Звук их был легкий, словно ветер гудел, заблудившись в бамбу­ ке. У подножия лестницы горел огонь, люди подходили, бросали в огонь веера, кланялись — этот риту­ ал соответствует нашим поминаль­ ным свечам. Здесь на столах лежало угощение: печенье, арбузы, дыни, нарезанные ломтями, лимонад, пиво, лапша в коробочках — все могли перекусить, помянуть. Нако­ нец в сопровождении монахов мы прошли на кладбище при храме. Здесь среди прочих старинных могил и памятников находится моги­ ла Санъютея Энте. Абсолютно чис­ тое, «вылизанное», как говорят рус­ ские, кладбище и только старые камни, памятники, величественные в своей первозданности. Каждый из нас положил курительные палочки к подножию и по японскому обычаю два раза из деревянного ковшика полил памятник водой: дань уваже­ ния, дань почитания с поклоном. Все события повести «Пионовый фонарь» происходили в местечке Уэно. Все события нашей поездки происходят в районе Уэно города Токио. Чтобы дойти от гостиницы до 'театра, нужно пройти великолепный парк, где растут старые реликтовые деревья, ревностно охраняемые. Здесь нередко можно встретить ста­ ринные каменные изваяния, древние участки мостовой. Однажды, когда мы шли по ночным улицам, Семен Яковлевич Верхградский сказал: «Ребята, на месте этой улицы когда- то было русло Екогавы». Я смотрела на аккуратные, чистенькие домики японцев с садиками, гаражами, фо­ нариками, мотоциклами, с велико­ лепными цветами в горшках на кры­ лечках. «Неприветлива и бурна в этот день Екогава, куда же направ­ ляются они в такое ненастье?». Это строки из пьесы. Интересно, а япон­ цы знают, что живут на дне бывшей реки? Наверное, знают, но только самые любознательные. Все увиденное и услышанное дало свои результаты. На мой взгляд, спектакль стал более «японским». Атмосфера опасности игры со смертью и сдержанность чувств, вы­ держанная в японском духе, нако­ нец соединились в спектакле самым гармоничным образом. Добавлю, что все пластические картины очень хорошо принимались зрителем. Мистический сюжет произведения стал восприниматься менее сказоч­ ным, а более реальным, драматич­ ным, и это, наверное, главная мета­ морфоза спектакля. Хорошо, если это сохранится на нашей сцене. Итак, позади гастроли. Новый, бб-й сезон набирает силу. Тор­ жественным вечером «Старый дом» отметил свое 65-летие. Со­ стоялась премьера спектакля «Сентиментальный блюз» по пьесе американского драматурга Бернарда Слейда «Чествование» (постановщик — С. Верхградс­ кий, художник В. Архипов, Моск­ ва, композитор — заслуженный деятель искусств России Григо­ рий Гоберник). Начались репети­ ции нового спектакля «Играем Довлатова». Кроме того, заслу­ женный артист России Анатолий Узденский приступает в эти дни к репетициям «Голого короля» Евгения Шварца. И, наконец, к Новому году юные зрители «Ста­ рого дома» по традиции получат в подарок сказку. Таковы ближайшие планы «Старого дома». Театр ждет вас, дорогие зрители! НА СНИМКЕ: артисты «Старого дома» в Токио. ВЗРОСЛЫЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ Людей, о которых пойдет речь, называют кукольниками. И школу, со­ зданную при Новосибирском областном государственном Доме народ­ ного творчества для руководителей любительских кукольных театров, тоже назвали «Кукольник». Наша школа Чем большими художественными возможностями обладает человек, тем богаче, талантливее и гармонич­ нее его личность. Способности ребен­ ка к живописи, скульптуре, музыке, пению, лицедейству в любительском театре кукол раскрываются наиболее гармонично, но при этом необходимо, чтобы во главе коллектива стоял профессионально грамотный чело­ век, хорошо знающий не только осно­ вы педагогики, но и принципы работы кукольного театра. К сожалению, ни в нашем городе, ни во всем регионе нет учебного заведения для подготовки таких специалистов. Раз вчетыре года набирает курс кукольников театраль­ ное училище, но его выпускников раз­ бирают профессиональные театры. Новосибирский государственный об­ ластной Дом народного творчества стал инициатором обучения педаго- гов-энтузиастов, преданных этому виду искусства и желающих передать любовь к нему своим воспитанникам. Школа открылась в январе 1999 года, обучение в ней рассчитано на три года и проходит по очно-заочной системе. Среди учебных дисциплин школы «Кукольник» — режиссура те­ атра кукол, мастерство актера, сцени­ ческая речь, технология изготовления кукол и декораций, сценография, му­ зыкальное решение спектакля, дра­ матургия, история театра. Занимаются в школе режиссеры-педагоги люби­ тельских театральных коллективов из Новосибирска и 11 районов области. Наши ученики Они разные. Уже состоявшиеся ру­ ководители кукольных театров, име­ ющих звание «образцовый самодея­ тельный коллектив», дипломы и гра­ моты различных фестивалей и смот­ ров. И только начинающие, которым еще предстоит пройти весь путь ро­ ждения театра —- от неуклюжей ку­ кольной головки до первых аплодис­ ментов. Каждые три месяца приезжа­ ют они из Северного и Сузуна, Кочек и Убинки, Тогучина и Мошково, Куйбыше­ ва, Карасука и Бердс- ка, чтобы научиться и постигнуть, увидеть и познать, получить совет и помощь, а главное — снова и снова собственными руками и душой со­ здать маленькое чудо, которое они со­ хранят и передадут детям. Наши учителя Вера Евгеньевна Червоткина — актри­ са Новосибирского государственного те­ атра кукол. На занятиях она и мудрая учительница, уверенно ведущая за собой своих учеников; и девочка, ув­ леченная игрой; и труженик; и перво­ открыватель, не перестающий удив­ ляться таинству общения с куклой. Анатолий Владимирович Свири- денко — главный режиссер театра «Куклы смеются». Добрый сказочник и требовательный руководитель, не­ утомимый фантазер и опытный педа­ гог, по-житейски доступно и профес­ сионально точно объясняющий тон­ кости законов жанра. Александр Александрович Корыт- ный — главный художник Новосибир­ ского государственного театра кукол. Мастер. Казалось бы, этим сказано все и нет смысла перечислять спектак­ ли и героев, созданных им и живущих долгие годы. Однако рядовой урок Корытного сродни откровению. Кукла предстает перед нами и как жизнеспособный организм, и техно­ логически грамотно разработанная конструкция, и естественное продол­ жение актера, работающего с ней, и характер, и образ, и тип, и яркая твор­ ческая индивидуальность. Михаил Николаевич Воробьев — педагог Новосибирского государст­ венного театрального училища. Чело­ век, знающий о театре все. Или почти все — от истории возникновения до только зарождающихся форм этого вида искусства. На его занятиях всег- В Баклушах пионерия не умирала В средней школе села Баклуши Доволенского района сущес­ твует пионерская организация — настоящая, с красными галс­ туками, знаменами, барабанами, торжественными линейками и большими пионерскими делами. Войдешь в пионерскую комнату— здесь и портрет Ульяны Громовой (ее именем названа организация), и книги о пионерах-героях, чьи имена мне знакомы с детства: Володя Ду­ бинин, Шура Кобер, Витя Хоменко, Кычан Джакыпов... — Пионеры — это дети, которые помогают взрослым, — объясняет пятиклассник Саша Егоренко. — Когда мы оформляли классный уго­ лок, я нарисовал, как нас принимали в пионеры, повязывали нам галстуки. — Я помогаю бабушке Осеевой, — говорит ученица пятого класса Женя Марахтаева. —Мы носим ей воду из колонки, она старенькая. Старшая пионервожатая Наталья Яковлевна Керенцева продолжает: — Главное для наших пионеров — забота о ветеранах. Зимой дети чис­ тят у них снег, весной помогают са­ жать картошку, осенью — копать. Обязательно поздравляют с празд­ никами, приглашают на митинги, школьные мероприятия, своими ру­ ками делают для них подарки. —В этом году к 9 Мая мы сделали для фронтовиков цветы и разные поделки из бутылок, — вспоминает Саша. —Дарили — это было возле памятника. Они были рады и говори­ ли спасибо. Разумеется, старшее поколение относится кпионерам очень хорошо. —У них слезы на глазах от радос­ ти, что мы их не забываем,—говорит Н. Я. Керенцева. —Они обращаются к ребятишкам, подчеркивают, что дети —продолжатели всех их дел. В последние годы педагоги, пони­ мая необходимость детского само­ управления в школе, пытаются со­ здавать у себя детские организации. Чаще это школьная республика или что-нибудь подобное. В Баклушах пионерия не умирала ни на день благодаря стараниям Натальи Яков­ левны идиректора Татьяны Констан­ тиновны Ясеновской. —Галстуки мы повязываем только по торжественным случаям, но ста­ рые традиции сохраняем и создаем новые, — говорит директор школы. — А для старших школьников есть молодежная комсомольская органи­ зация. Только называется не комсо­ молом, а «Юностью». Возглавляет ее завуч по воспитательной работе Лидия Николаевна Третьякова. Любое школьное мероприятие про­ ходит обсуждение на совете стар­ шеклассников, отдельными сторо­ нами жизни школы занимаются сек­ торы: по спорту, по трудовым делам, по печати. У нас систематически вы­ ходит стенгазета. — А если кто-нибудь не захочет быть пионером? — Есть такие, но их единицы. Но и те с удовольствием участвуют в общих делах. Дети понимают, что у них есть долг перед старшим поко­ лением. С. БОЙКО. \БАСКЕТБОЛ \ Имастерства, швдохновенье Очередной матч в чемпионате России по баскетболу (суперлига, дивизион «Восток») провели бас­ кетболисты «Локомотива». На этот раз они принимали спортсме­ нов «Старого Соболя» из Нижнего Тагила. Матч прошел с преиму­ ществом хозяев площадки, кото­ рые доминировали на протяже­ нии всей игры. Лишь на старте гости повели в счете, но новоси­ бирцы быстро разобрались в си­ туации и перехватили инициати­ ву. Больше того, по ходу первой 20-минутки хозяева создали такой очковый запас (47:30), что да есть возможность не только про­ слушать и записать необходимую ин­ формацию, но и увидеть уникальные видеозаписи театральных спектаклей, и поспорить, и предложить свои идеи. Вместо заключения О заключении, собственно, гово­ рить рано. Не за горами очередная сессия, значит, продолжение следует. А в минувшее воскресенье в Доме народного творчества, на Каинской,5, был подведен своеобразный итог пер­ вого года работы школы «Куколь­ ник». Собравшиеся увидели не про­ сто экзаменационный показ спектак­ ля, а настоящее кукольное шоу, с иг­ рами, песнями, танцами, волшебными сказками и удивительными подарка­ ми для маленьких зрителей. Началь- его хватило для общей победы — 91:74.^ Наиболее результативно в нашей команде сыграли центро­ вой Олег Буланцев (22 очка), за­ щитники Александр Чернов (21) и Владлен Райский (14). У гостей отличились Дмитрий Шумихин (16), Сергей Бердников (14) и Алексей Лобанов (13 очков). В воскресенье «Локомотив» принимает на своем поле (спорт­ комплекс «Первомайский») че- ремховскую команду «Шахтер» — лидера дивизиона «Восток». Начало матча в 16.00. ники отделов культуры территориаль­ ных администраций, профессиональ­ ные актеры и режиссеры единодушно признали работу кукольников отлич­ ной. А критерий оценки прост: живой интерес, сопереживание, радость в глазах детей и взрослых... и немнож­ ко больше доброты и света в нашей жизни. Наталья КУЗНЕЦОВА. Новосибирский государственный областной Дом народного творчества. НА СНИМКАХ: главный художник областного театра кукол А. А. Корыт- ный; фрагмент выступления. Фото автора. КУПИМ лом цветных металлов. Стружку. Эл. двигатели на лом. Тел. (383-2) 42-72-81. Лицензия Г-187326. КУИБЫШЕВСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ приглашает выпускников всех лет на празднование 75-летия со дня образования, которое состоится 4 ноября 1999 года: 10 час. — встречи с преподавате­ лями и студентами в здании педкол- леджа (ул. Лаптева,9). 15 час. — торжественная часть в ДК им. Куйбышева. ПРИЕЗЖАЙТЕ! ПРИХОДИТЕ! ЗВОНИТЕ! (тел. 23-811 или 24-628) Если вы не сможете приехать, мы будем ждать от вас письма с рас­ сказом о том, что для вас значат годы, проведенные в училище. Оргкомитет празднования юбилея. Академический театр ОПЕРЫ И БАЛЕТА ОТЕЛЛО - 17. 24октября. СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА - 17. Концертный зал. СТОЙКИЙ ОЛОВЯН­ НЫЙ СОЛДАТИК— 11-30. Академический театр «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ» ЗОЙКИНА КВАРТИРА - 17. Малый зал. МАШИНИСТКИ - 18. 24октября. ДВА ВЕЧЕРА В ВЕСЕЛОМ ДОМЕ - 17. Малый зал. ЛЮДИ, ЛЬВЫ, ОРЛЫ И КУРО­ ПАТКИ - 18. Академический молодежный театр «ГЛОБУС» Малая сцена. ПОСЛЕДНИЙ ПЫЛКИЙ ВЛЮБЛЕННЫЙ - 18-30. 24октября. 10-летию студии пластики. Творческий вечер — 10. Театр МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ СИЛЬВА - 18. 24октября. ОХ УЖ ЭТОТ ЦАРЬ ГОРОХ! - 11 . СВАДЬБА КРЕЧИНСКОГО - 18. Театр «СТАРЫЙДОМ» Премьера. СЛУЖАНКИ - 18. Премьера. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ - 10-30, 13. 24октября. Премьера. СЕНТИМЕНТАЛЬ­ НЫЙ БЛЮЗ — 18. СКАЗКА О МОРСКОМ ВОЛКЕ, МОРСКОМ ЗАЙЦЕ И ЛЕСНЫХ РАЗБОЙНИКАХ - 10-30, 13. Театр «НАЛЕВОМ БЕРЕГУ» БЕС - 17. 24октября. ЦАРЬ АФОНЯ, СОЛДАТ И НЕ­ ЧИСТАЯ СИЛА — 12. ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД - 15. Б. КУЗНЕЦОВ. ПШЕНИЦУ продовольственную 3~го класса по цене 2400 рублей за тонну. Тел. 49-62-90. КУПЛЮ кедровыйорех. (ИИ Тел. (383-2) 11-35-91. Осенний каиенуа/гь. Оюилй/гь Пока не выпал снег... Идет второй осенний месяц, а конца работы на садовом участке вроде бы и не видать. И продолжает садовод-любитель свое нелегкое дело. А время торопит, и пока теплые, сухие дни не сменились мокрыми и хо­ лодными, постарайтесь завершить работу по подготовке грядок к подзим­ нему посеву семян овощных культур. На грядках неплохо бы заранее сде­ лать бороздки и прикрыть их пленкой, толем, каким-либо другим подруч­ ным материалом. И еще один совет: заготовьте сухой торф или сухую землю и храните в сухом месте. Торф или земля потребуются для того, чтобы присыпать семена, посеянные под зиму. Кстати, семена, как уже говорилось на предыдущей странице подборки, можно наклеить на полоски бумаги (лучше туалетной). А наклеивают их крахмальным или же мучным клейстером. Посев накпееными на бумагу семенами удобен, особенно в холодное время. Примерный срок осеннего посева в наших климатических условиях —третья декада октября. Не забывайте о цветнике. Начинающим садоводам-любителям напом­ ним, что для предохранения от вымерзания малозимостойкие растения- нарциссы, лилии, флоксы, ирисы — укрывают сухим и рыхлым утепляю­ щим материалом—листьями, лапником, соломой... Воспользуйтесь теп­ лой, сухой погодой и заготовьте утепляющий материал. Он прежде всего пригодится для укрытия участка, где размещены малозимостойкие цветы и где зимой выдувается снег. Пригодится и в случае, если снежный покров установится поздно. Теплой погодой советуем воспользоваться и тем начинающим садово­ дам-любителям, которые перелопачивание компоста отложили на «потом». В эти дни компост постарайтесь не только перелопатить, но и ук­ рыть, чтобы сильно не промерзал. Повторение, как известно, мать учения. Поэтому еще раз напомним: са­ довый участок должен уйти под зиму прибранным и опрятным. И пока не выпал снег, постарайтесь навести здесь санитарный порядок, проверьте, все ли сделано как надо, по-хозяйски. В ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРИМЕНТА С ПОМОЩЬЮ кипятка В картотеке подборки «Сад. Зеленая грядка» много различных рекоменда­ ций о способах борьбы с вредителями. Один из простейших — ошпаривание плодовых деревьев и ягодных кустар­ ников кипятком. Причем одни садово­ ды-любители подобную «дезинфек­ цию» проводят ранней весной, другие, наоборот, поздней осенью. О таком позднем осеннем душе рассказывает владелец садового участка О. А. Сумма-Грузинский. Эту операцию многие рекомендуют проводить ранней весной, когда еще не тронулись в рост почки, чтобы не обжечь молодые листочки. Пять лет назад я попробовал у себя в саду при­ менить этот способ. Осенью под кусты внес органические удобрения и пере­ копал почву. А ранней весной, когда снег растаял только частично, с боль­ шим трудом провел эту работу. На са­ поги налипло столько грязи, что я не мог поднять ноги, а лишь волочил их между кустами, обливая растения ки­ пятком. Размесил всю почву и при­ шлось рыхлить ее повторно, когда она подсохла. От весенней «дезинфекции» при­ шлось отказаться. Ивот уже четвертый год кусты смородины и крыжовника обливаю кипятком поздней осенью—в конце октября. Выбираю для этого сухую погоду, на костре в большой кастрюле кипячу воду, выливаю кипя­ ток в лейку и поливаю из нее растения —по 5 литров на каждое. Результаты хорошие —яйца тли по­ гибают полностью, листья не закручи­ ваются, кусты хорошо растут и плодо­ носят. После ошпаривания кустов вношу под них органические удобре­ ния и почву перекапываю под зиму. И дрова для костра заготавливать удобнее осенью. Это для меня тоже важно—ведь мне приходится кипятить почти 15 ведер воды. Горячей водой опрыскиваю и кусты земляники, больные нематодой. Это я делаю летом, после уборки урожая и обрезки листьев. А вот что рассказывает садовод-лю­ битель Я. П. Борисов: —Долгоносик в наших краях (на Ка­ рельском перешейке) появляется в на­ чале июня. Уничтожали мы его на зем­ ляничных грядках и химическими средствами, и вручную, а вот в про­ шлом году использовали только воду. На шланг надевали распылитель, сильной струей поливали и растения, и землю вокруг ягодных кустов. Как только струя касалась растения, долгоносик падал на землю. Падая, попадал под струю, смешивался с землей и погибал. Трех поливов оказа­ лось достаточно, чтобы избавиться от вредителя. Наиболее ценная —древесная Сейчас, как и летом, многие садо­ воды-любители два выходных дня проводят на садовых участках. Топят печи, собирают золу. О ценных свойствах этого удобре­ ния знают, пожалуй, все садоводы- любители, в том числе и новички. Но каждый ли из них может ответить на такие, к примеру, вопросы: Когда и как надо вносить золу? Древесная зола — очень ценное удобрение. Такую золу в первую оче­ редь вносят при посадке растений в более высоких дозах, чем хлористый калий. Под высаженные же растения золу можно вносить в любое время— и осенью, и весной. Используют это удобрение и для подкормок. Какие минеральные удобрения можно заменить древесной золой? В древесной золе содержит­ ся ряд питательных веществ, но больше всего калия. Поэтому золу прежде всего вносят как калийное удобрение. Кроме калия, в ней-есть еще известь, фосфор и микроэле­ менты — бор, марганец и другие. Таким образом, при внесении золы как калийного удобрения несколько уменьшается кислотность почвы, увеличивается содержание в ней фосфора, бора, марганца. Зола каких пород деревьев со­ держит больше питательных ве­ ществ? Содержание элементов пи­ тания в золе зависит от породы де­ ревьев. Зола деревьев лиственных пород содержит больше питатель­ ных веществ, чем зола хвойных. Зола молодых деревьев, особенно веток (хворост), богаче питательными ве­ ществами, чем зола старых (круп­ ных) деревьев. Можно ли смешивать золу с другими удобрениями или при­ менять в компостах? Нельзя сме­ шивать золу задолго до внесения с аммиачными, азотными удобрения­ ми, чтобы не вызвать потери аммиа­ ка. К суперфосфату ее можно при­ бавлять, но не более 8 процентов от веса суперфосфата, иначе его свой­ ства ухудшаются. С другими фос­ форными удобрениями золу смеши­ вать не следует. В компост древес­ нуюзолу прибавляют вместо извести в количестве 3—4 процентов от веса компостируемого материала, тор­ фяную—5—6 процентов. Можно ли использовать для удобрения золу торфа, каменно­ го угля? В золе торфа много извес­ ти, калия мало. Поэтому торфяную золу используют как известковое удобрение. В золе каменного угля мало калия, фосфора, извести, но тем не менее и эту золу используют как удобрение, хотя делают это редко. Как лучше хранить золу? Надо следить за тем, чтобы дождевая и снеговая вода не попала в золу. Вода вымывает из нее питательные ве­ щества, в первую очередь—калий. Посмотрите, сравните . Посмотрите на рисунок и на свою плантацию малины. Сравните, так ли вы все сделали, воспользовались ли ранее опубликованными советами. Начинающим садоводам-любителям еще раз напомним, что эта работа выполняется после окончания осенней обработки почвы перед самыми за­ морозками. При этом обязательно все побеги замещения каждого куста наклоните и прижмите к земле. А для того, чтобы они снова не поднима­ лись, на их концы вначале положите пучок травы или соломы, а потом уже почву, нодаже при таком способе пригибания снег на участке постарайтесь задерживать: это зимой предохранит малину от вымерзания, а весной снег даст много дополнительной влаги. шшшяшяяшяяшшшшшшшяшшшяшшшяш ■ и м - щ и т I щ М УЧРЕДИТЕЛИ: областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области, трудовые коллективы редакции газеты и издательско—полиграфического предприятия «Советская Сибирь». С О В Е Т СК АЯ А Нем АДРЕС РЕДАКЦИИ: 630048, Новосибирск—48, ул. Немировича—Данченко, 104. Главный редактор А. Г. ЖАРИНОВ. Газета зарегистрирована в Западно-Сибирском управлении Комитета РФ по печати. Рег. № 36. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: • приемная главного редактора, прием телефонограмм — 54-02-91; • первый заместитель главного редактора, политический обозреватель — 54-02-98; • заместитель главного редактора, обозреватель по вопросам науки и высшей школы — 54-56-61; • ответственный секретарь — 54-31-96; • обозреватель по вопросам экономики — 54-31-04; • обозреватель по вопросам культуры и просвещения — 54-56-08; • обозреватель по вопросам права - 54-01-87; • обозреватель по социальным вопросам — 54-40-43. ОТДЕЛЫ: • по работе с государственными органами власти и самоуправления — 54-00-96; • аграрно-промышленный — 54-00-28, 54-40-12; • писем и социальных проблем — 54-28-07; • информационно—репортерская группа - 54-27-76, 54-31-28, 54-01-32, 54-06-37; • корреспондент пятничного выпуска — 54-01-32; • фотокорреспонденты — 54-26-93; • главный бухгалтер — 54-01-57. КОРПУНКТЫ: • Барабинск — 54-28; • Татарск — 2-08-09; • Карасук — 3-31-71. ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ Тел. (383-2) 54-02-51. Факс (383-2) 54-03-39. 9-й этаж, коми. 74, 75. Е-таП : 50У5|Ь@опПпе.п5к.5и НАШ ПОДПИСНОЙ ИНДЕКС: ~ для индивидуальных подписчиков —52941: —для фирм, организаций, учреждений —50262. М 1 2 3 4 5 6 7 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Номер подписан в печать — 14.00. По графику — 14.00. Материалы обозначенные символом ■, публикуются на коммерческой основе. При использовании материалов ссылка на «Советскую Сибирь» обязательна. За содержание рекламных объявлений ответственность несут рекламодатели. Газета выходит 5 раз в неделю. Отпечатана в типографии издательско-полиграфического предприятия «Советская Сибирь». Офсетная печать. Объем 2 п. л. Заказ 11200. Тираж 22942.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2