Советская Сибирь № 082 - 1994
Помоги России! Под таким девизом во Дворце культуры железнодорожников состоялся двухднев ный праздник, в котором приняло участие около ста человек, представляющих раз ные города России от Владивостока до Магнитогорска. После завершения праздника я попро сил прокомментировать это событие пред седателя духовного центра имени Сергия Радонежского Ю. М. Ключникова. — Мы очень рады, — сказал Юрий Михайлович, — что праздник получился. В организации и проведении его большую помощь оказали многие: творческие сою зы, работники культуры города. Меропри ятие проведено на общественных началах. Главная наша цель — духовное согласие, соединение всех здоровых сил во имя воз рождения России. Духовный центр не ставит условием утверждение приоритета какой-либо национальности, веры или од ного духовного направления, но предпола гает объединение усилий под девизом, провозглашенным в свое время Сергием Радонежским: «Помоги России!». Многолюдно было в эти дни в ДК. Хоровой коллектив ДК имени Чкалова под руководством С. Н. Тураева и ДК же лезнодорожников — под руководством Г. Г. Горбушиной почти все пели без со провождения. И это позволило им проде монстрировать отличное звуковедение, точную интонацию, выразительную ню ансировку. С хоровыми, сольными и ан самблевыми вокальными номерами хоро шо сочетались хореографические номера коллективов ДК им. Чкалова, Пичугина и железнодорожников. Духовная музыка, современные народ ные танцы, тексты ведущих — все созда вало удивительно поэтичную, проникну тую подлинной народностью картину. Любителей изобразительного искусства привлекали экспонаты выставок, приве зенных из Томска, Юрги, Кемерова, Красноярска и других городов Сибири. В фойе звучала музыка в исполнении фольклорного ансамбля Оксаны Выхри- стюк, духовой оркестр детского кадетского корпуса и Дворца культуры имени Пичу гина. Закончился праздник «круглым столом» на тему «Духовность возродит Россию». А. ПАНОВ. С КУЛЬТУРА з 15. ВЫСТАВКИ Мосты Александра Копылова Почти пятнадцать лет назад, окончив архитектурный ф акультет Сибстрина, пришел в живопись Александр Копылов, поэтому все его работы, связанные с а р хитектурой, написаны грамотно, уверен ной, твердой рукой, художником, знаю щим, что он хочет изобразить, будь то ар хитектурны е ф антазии или р еальны е изображения городов, известных своим архитектурным наследием , таких, как Ростов Великий, Суздаль. К великому сожалению, дорога, на вы ставки Союза художников Александру закрыта непонятно по каким соображе ниям. Бьется художник, пытаясь попасть хотя бы на одну из них, но увы! Хотя, за мечу, многие художники-новосибирцы, тоже выпускники архитектурного ф а культета (и этим надо гордиться!) по лучают доступ на выставки, заслуженно признаны как профессионалами, так и лю б и тел ям и и с к у с с т в а . К п р и м е р у , В. Колесников, М. Омбыш -К узнецов, Т. Грицюк, М. Казаковцев. Неужели ре ш ение проблемы допуска на выставки художника, работающего в городе, пишу щего о городе, настолько затруднительно для выставкома? Но вернем ся к картинам Копылова. Вот пейзажная серия, посвященная Но восибирску: «Речной вокзал», «Котло ван», «У моста» и другие — всего 9 р а бот, выполненных в реалистическом сти ле, в сдержанной голубо-серо-зеленой гамме. Наиболее свежи и останавливают внимание «Мост», «У моста», напи сан ные как бы на одном дыхании, отличаю щиеся чистотой тонов и необыкновенной мажорностью живописи. Примечатель но, что на выставке в ГПНТБ рядом р ас полагались работы, реш енны е в совер ш енно иной живописной манере. Это семь работ, в основном натю рморты : г Более полусотни работ новосибирского х у д о ж н и к а А. С. Копылова было выставлено недавно в холлах третьего и четвертого этажей ГПНТБ. Сейчас с его картинам и можно познакомиться в архитектурном институте и строительной академии. «Н атю рморт с гладиолусом», «Натюр морт с самоваром», «Натюрморт с гита рой», «В мастерской» и другие. Серия написана в суховатой, аскетичной мане ре, темноватых тонах, картина «Пруд» напоминает работы Борисова-Мусатова. Здесь же были выставлены большие триптихи: «Ростов Великий» — прекрас ная работа, написанная уверенной ру кой. Триптих «Мастерская», 1990 г. Яр кая, как бы мозаичная работа. Триптих «Суздаль» — самое мажорное, но, на мой взгляд, наименее удачное, производящее впечатление торопливости, н езаверш ен ности произведение. М онументальны два триптиха. П ер вый — посвященный архитектуре ру с ского Севера: «Кавголовский трамплин», «Крепость», «На побережье», где очень скупыми средствами, в серо-жемчужной гамме передается красота этих мест. Вто рой триптих посвящен Новосибирску. Это «Проспект» в сине-черно-голубой гамме с н еординарным к ом п о зиц и он ным построением и цветовым р еш ен и ем. Он мог бы украсить интерьер любого здания в городе. Наименее удачны две следующие се рии: «Цвет, ритм, движение» — восемь картин, они очень беспокойны, калейдо- скопичны , вы п о лн ены в сдерж ан ной цветовой гамме и «Архитектурная ф а н тазия» — серия не бесспорная по коло риту. Хотя формы, воплощенные в ф а н тастическом ключе, нарисованы у верен но. Ощущение глубокого минора свойст венно этой работе. Автору выставки стоит пожелать боль ше оптимизма, творческого вдохновения, упорства, а трудолюбия и таланта ему не занимать! Я. ВОЛЬСКАЯ. Доцент архитектурного института, кандидат архитектуры. ФЕЛЬЕТОН От красивых глянцевых обложек и бьющих по нервам на званий разбегаются глаза. Я сосредоточиваюсь и... скоро при хожу к неожиданному открытию, что выбирать-то особо и не из чего. С книжных переплетов то дуло пистолета на меня це лится, то жуткая рожа какого-нибудь вурдалака пялится, то девица голая подмигивает, то вообще непонятная чертовщина изображена... И как-то все больше про смерть в различных ее вариациях. Словно нас кто-то специально решил к ней и за гробной жизни загодя приготовить. Вот читаю на обложке — «Смерть современных героев». Судя по названию романа другого автора (имена создателей подобных «шедевров», полагаю, особою значения не имеют), для героев этих рабочим состоянием является «Жажда смерти», а самое подходящее место для гибели — «Лабиринты смерти». Жаром' жуткой мелодрамы веет от заглавия романа «Лишь смерть нас разлучит». И уж совсем не по себе стано вится от названия еще одного бульварно-приключенческого «шлягера» — «Мертвый умирает вновь». Где смерть, там, разумеется, и убийство — близнецы-братья. Почему-то естественной смертью герои бульварных бестселле ров умирать не любят. Зато, судя опять-таки по книжным за головкам (как нЪ крути, а название — визитная карточка про изведения, выражающая его суть формула), — какое разнооб разие насильственных способов лишения жизни. «Проиграв шему — смерть!». Едва ли не самое «Модное убийство». Убийство может иметь вполне конкретное место («Убийство в Ла-Манше», «Убийство в экспрессе»), время («Убийство — завтра», «Приговоренный умирает в пять») и даже существу ет, оказывается, «Цвет убийства»! Ну а «Кто убийца», кого и за что убивают, тоже нетрудно узнать, даже не заглядывая под книжную корочку. Вот, напри мер, «Убийца с нежными глазами». Наверное, именно этот «МЕРТВЕЦ» С ЗОЛОТЫМ РЕВОЛЬВЕРОМ Как и всякий обыватель, значительную часть досуга я провожу у телевизора. Телепрограмм сейчас много, на выбор, но почему-то в каждой из них с утра до вечера ужасы, секс, насилие и т. п. И вот когда невмоготу становится от громыхания выстрелов на экране, кровожадных воплей и интимных стонов, мне хочется забыть про «ящик», уединиться где-нибудь с книжечкой и, не спеша, с чувством погрузиться в пучину ее страстей. Вот только библиотека у меня не ахти, а почитать хочется чего-нибудь любопытного и свеженького, поэтому я отправляюсь к ближайшему книж ном у лотку (неважно какому: ассортимент примерно везде одинаков) и начинаю выбирать.- «Убийца выбрал манекенщицу». Эстет, по всей видимости. Но от такого пулю в живот или нож в спину получить — одна приятность. Хуже, если орудует «Маньяк» или, скажем, «Мститель», а то и сразу целый «Отряд палачей»! Представ ляете! Впрочем, от ужаса и омерзения можно содрогнуться и, узнав, что книжную жертву ожидает «Ловушка мертвеца», ко торую, я так предполагаю, по заданию своего шефа устраивает «Двойник мертвеца». Хотя ничем не лучше и «Мафия без страха и жалости», которая, осуществляя чей-то «Заказ на убийство», сурово приказывает своим людям: «Убей или ум ри!». Ну а самым милым и приятным во всей этой поганенькой компании мне показался мужчина, с безысходной тоской смот ревший на меня с одного из переплетов. Чело его, как нимб, венчал простенький суицидальный заголовок очередного жути- ка — «Человек, который убил сам себя». Выбирая у книжного лотка чтиво, можно изучить не только технологическую, но и, так сказать, психологическую подопле- слу- тобы определить, что одни совершают «Убийства экспромтом», а другие, как некий «Сочинитель убийств» из одноименного ро мана, напротив, работают на тщательно продуманной сюжет ной основе, словно ядовитые пауки, стягивая в гибельный узор свои «Нити смерти». ку смертельных драм в подобного рода чтиве. Во всяком чае, иной раз достаточно лишь взглянуть на название, ч ^ Что касается причин всего этого кровавого «Бала жертв», то они, как мне показалось, однозначно просты: либо виной тому «Кровавые игры», затеваемые скучающими героями, либо (что значительно чаще) «Кровавое золото» (как давно и хорошо известно, люди обожают гибнуть за металл). Есть, правда, и некоторые другие мотивы, связанные, на пример, с потусторонними или космическими силами. Но и тут витает густой дух мертвечины. «Империя вампиров»... «Остров мертвых»... «Коллекция трупов»... Я чувствую, что руки мои начинают трястись, а спина по крывается ледяным инеем. Я срочно хватаю другую книгу. Но от нее дохнули на меня смрадом «Жертвы дракона». После «Монстров вселенной» меня затошнило и из могильного холо да бросило в жар преисподней. «Фабрика дьявола» изрыгала серу, а «Летающие колдуны», словно истребители прикрытия, сопровождали громадный, как «Боинг», «Гроб из Гонконга», из которого поднимался, хохоча, «Торжествующий мертвец». Я закрыл глаза, надеясь избавиться от наваждения, но при шлось еще больше испугаться, потому что, словно воочию, встал передо мной «Призрак оперы». «Слуги дьявола» сторо жили каждый его шаг. А «Грешники», дожидавшиеся очереди на адскую сковородку, наперебой зазывали посетить меня «Мир демонов». Я поспешил открыть глаза и поменять мрачный «Колдов ской мир» на что-нибудь более приятное: любовь, скажем, или женщин. Однако и тут мне не повезло. Взглянув на книжный лоток, я увидел, что «Стерва» лежала «В постели с врагом» и, испытывая при этом «Неприличную страсть», была убеждена, что «Одного раза недостаточно». А рядом «Мужья и любовники» вели азартные «Любовные иг ры». «Эксгибиционистка», глядя на них, испытывала «Вожде ление». Рассматривая обложки любовных романов, я между делом узнал, что «Мир полон разведенных женщин», но вот «Эта вдове не плачет...» Наверное, потому, что всегда сыщется для нее какой-нибудь «Нежный плут», без которого никакая «Ис тория греха» невозможна. Но мне не хотелось ни греха, ни разврата, ни смертей, ни насилия, ни чертовщины, ни мистики — как глотка свежего воздуха хотелось нормального добротного чтения, где меня не пугали бы понапрасну черт-те чем (жизнь и без того страшна), не морочили бы голову неуклюжими сказками, не выдавали бы болезненную, на грани патологии, физиологию и элементар ную пошлость за нормальные человеческие чувства и отноше ния. Я же пытался от всего этого убежать, покинув уютное кресло перед телевизором. А оказалось — из телевизионного огня да в книжное полымя... А ночью приснился мне страшный сон. Будто всех, кто при частей к изготовлению и — особенно — распространению «чернушного» чтива, собрал на общее собрание «Человек с зо лотым револьвером» и от имени и по поручению отравленного книжно-экранным опиумом обывателя сурово предупредил: «Не прекратите — убью!». Секунду помолчал и добавил со зловещей улыбкой, цитируя название одного из романов-ужэ сов: «Я приду плюнуть на ваши могилы!» АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2