Советская Сибирь № 082 - 1994

Помоги России! Под таким девизом во Дворце культуры железнодорожников состоялся двухднев­ ный праздник, в котором приняло участие около ста человек, представляющих раз­ ные города России от Владивостока до Магнитогорска. После завершения праздника я попро­ сил прокомментировать это событие пред­ седателя духовного центра имени Сергия Радонежского Ю. М. Ключникова. — Мы очень рады, — сказал Юрий Михайлович, — что праздник получился. В организации и проведении его большую помощь оказали многие: творческие сою­ зы, работники культуры города. Меропри­ ятие проведено на общественных началах. Главная наша цель — духовное согласие, соединение всех здоровых сил во имя воз­ рождения России. Духовный центр не ставит условием утверждение приоритета какой-либо национальности, веры или од­ ного духовного направления, но предпола­ гает объединение усилий под девизом, провозглашенным в свое время Сергием Радонежским: «Помоги России!». Многолюдно было в эти дни в ДК. Хоровой коллектив ДК имени Чкалова под руководством С. Н. Тураева и ДК же­ лезнодорожников — под руководством Г. Г. Горбушиной почти все пели без со­ провождения. И это позволило им проде­ монстрировать отличное звуковедение, точную интонацию, выразительную ню­ ансировку. С хоровыми, сольными и ан­ самблевыми вокальными номерами хоро­ шо сочетались хореографические номера коллективов ДК им. Чкалова, Пичугина и железнодорожников. Духовная музыка, современные народ­ ные танцы, тексты ведущих — все созда­ вало удивительно поэтичную, проникну­ тую подлинной народностью картину. Любителей изобразительного искусства привлекали экспонаты выставок, приве­ зенных из Томска, Юрги, Кемерова, Красноярска и других городов Сибири. В фойе звучала музыка в исполнении фольклорного ансамбля Оксаны Выхри- стюк, духовой оркестр детского кадетского корпуса и Дворца культуры имени Пичу­ гина. Закончился праздник «круглым столом» на тему «Духовность возродит Россию». А. ПАНОВ. С КУЛЬТУРА з 15. ВЫСТАВКИ Мосты Александра Копылова Почти пятнадцать лет назад, окончив архитектурный ф акультет Сибстрина, пришел в живопись Александр Копылов, поэтому все его работы, связанные с а р ­ хитектурой, написаны грамотно, уверен­ ной, твердой рукой, художником, знаю ­ щим, что он хочет изобразить, будь то ар ­ хитектурны е ф антазии или р еальны е изображения городов, известных своим архитектурным наследием , таких, как Ростов Великий, Суздаль. К великому сожалению, дорога, на вы ­ ставки Союза художников Александру закрыта непонятно по каким соображе­ ниям. Бьется художник, пытаясь попасть хотя бы на одну из них, но увы! Хотя, за­ мечу, многие художники-новосибирцы, тоже выпускники архитектурного ф а ­ культета (и этим надо гордиться!) по­ лучают доступ на выставки, заслуженно признаны как профессионалами, так и лю б и тел ям и и с к у с с т в а . К п р и м е р у , В. Колесников, М. Омбыш -К узнецов, Т. Грицюк, М. Казаковцев. Неужели ре­ ш ение проблемы допуска на выставки художника, работающего в городе, пишу­ щего о городе, настолько затруднительно для выставкома? Но вернем ся к картинам Копылова. Вот пейзажная серия, посвященная Но­ восибирску: «Речной вокзал», «Котло­ ван», «У моста» и другие — всего 9 р а­ бот, выполненных в реалистическом сти­ ле, в сдержанной голубо-серо-зеленой гамме. Наиболее свежи и останавливают внимание «Мост», «У моста», напи сан ­ ные как бы на одном дыхании, отличаю­ щиеся чистотой тонов и необыкновенной мажорностью живописи. Примечатель­ но, что на выставке в ГПНТБ рядом р ас­ полагались работы, реш енны е в совер­ ш енно иной живописной манере. Это семь работ, в основном натю рморты : г Более полусотни работ новосибирского х у д о ж н и к а А. С. Копылова было выставлено недавно в холлах третьего и четвертого этажей ГПНТБ. Сейчас с его картинам и можно познакомиться в архитектурном институте и строительной академии. «Н атю рморт с гладиолусом», «Натюр­ морт с самоваром», «Натюрморт с гита­ рой», «В мастерской» и другие. Серия написана в суховатой, аскетичной мане­ ре, темноватых тонах, картина «Пруд» напоминает работы Борисова-Мусатова. Здесь же были выставлены большие триптихи: «Ростов Великий» — прекрас­ ная работа, написанная уверенной ру­ кой. Триптих «Мастерская», 1990 г. Яр­ кая, как бы мозаичная работа. Триптих «Суздаль» — самое мажорное, но, на мой взгляд, наименее удачное, производящее впечатление торопливости, н езаверш ен ­ ности произведение. М онументальны два триптиха. П ер ­ вый — посвященный архитектуре ру с­ ского Севера: «Кавголовский трамплин», «Крепость», «На побережье», где очень скупыми средствами, в серо-жемчужной гамме передается красота этих мест. Вто­ рой триптих посвящен Новосибирску. Это «Проспект» в сине-черно-голубой гамме с н еординарным к ом п о зиц и он ­ ным построением и цветовым р еш ен и ­ ем. Он мог бы украсить интерьер любого здания в городе. Наименее удачны две следующие се­ рии: «Цвет, ритм, движение» — восемь картин, они очень беспокойны, калейдо- скопичны , вы п о лн ены в сдерж ан ной цветовой гамме и «Архитектурная ф а н ­ тазия» — серия не бесспорная по коло­ риту. Хотя формы, воплощенные в ф а н ­ тастическом ключе, нарисованы у верен ­ но. Ощущение глубокого минора свойст­ венно этой работе. Автору выставки стоит пожелать боль­ ше оптимизма, творческого вдохновения, упорства, а трудолюбия и таланта ему не занимать! Я. ВОЛЬСКАЯ. Доцент архитектурного института, кандидат архитектуры. ФЕЛЬЕТОН От красивых глянцевых обложек и бьющих по нервам на­ званий разбегаются глаза. Я сосредоточиваюсь и... скоро при­ хожу к неожиданному открытию, что выбирать-то особо и не из чего. С книжных переплетов то дуло пистолета на меня це­ лится, то жуткая рожа какого-нибудь вурдалака пялится, то девица голая подмигивает, то вообще непонятная чертовщина изображена... И как-то все больше про смерть в различных ее вариациях. Словно нас кто-то специально решил к ней и за­ гробной жизни загодя приготовить. Вот читаю на обложке — «Смерть современных героев». Судя по названию романа другого автора (имена создателей подобных «шедевров», полагаю, особою значения не имеют), для героев этих рабочим состоянием является «Жажда смерти», а самое подходящее место для гибели — «Лабиринты смерти». Жаром' жуткой мелодрамы веет от заглавия романа «Лишь смерть нас разлучит». И уж совсем не по себе стано­ вится от названия еще одного бульварно-приключенческого «шлягера» — «Мертвый умирает вновь». Где смерть, там, разумеется, и убийство — близнецы-братья. Почему-то естественной смертью герои бульварных бестселле­ ров умирать не любят. Зато, судя опять-таки по книжным за­ головкам (как нЪ крути, а название — визитная карточка про­ изведения, выражающая его суть формула), — какое разнооб­ разие насильственных способов лишения жизни. «Проиграв­ шему — смерть!». Едва ли не самое «Модное убийство». Убийство может иметь вполне конкретное место («Убийство в Ла-Манше», «Убийство в экспрессе»), время («Убийство — завтра», «Приговоренный умирает в пять») и даже существу­ ет, оказывается, «Цвет убийства»! Ну а «Кто убийца», кого и за что убивают, тоже нетрудно узнать, даже не заглядывая под книжную корочку. Вот, напри­ мер, «Убийца с нежными глазами». Наверное, именно этот «МЕРТВЕЦ» С ЗОЛОТЫМ РЕВОЛЬВЕРОМ Как и всякий обыватель, значительную часть досуга я провожу у телевизора. Телепрограмм сейчас много, на выбор, но почему-то в каждой из них с утра до вечера ужасы, секс, насилие и т. п. И вот когда невмоготу становится от громыхания выстрелов на экране, кровожадных воплей и интимных стонов, мне хочется забыть про «ящик», уединиться где-нибудь с книжечкой и, не спеша, с чувством погрузиться в пучину ее страстей. Вот только библиотека у меня не ахти, а почитать хочется чего-нибудь любопытного и свеженького, поэтому я отправляюсь к ближайшему книж ном у лотку (неважно какому: ассортимент примерно везде одинаков) и начинаю выбирать.- «Убийца выбрал манекенщицу». Эстет, по всей видимости. Но от такого пулю в живот или нож в спину получить — одна приятность. Хуже, если орудует «Маньяк» или, скажем, «Мститель», а то и сразу целый «Отряд палачей»! Представ­ ляете! Впрочем, от ужаса и омерзения можно содрогнуться и, узнав, что книжную жертву ожидает «Ловушка мертвеца», ко­ торую, я так предполагаю, по заданию своего шефа устраивает «Двойник мертвеца». Хотя ничем не лучше и «Мафия без страха и жалости», которая, осуществляя чей-то «Заказ на убийство», сурово приказывает своим людям: «Убей или ум­ ри!». Ну а самым милым и приятным во всей этой поганенькой компании мне показался мужчина, с безысходной тоской смот­ ревший на меня с одного из переплетов. Чело его, как нимб, венчал простенький суицидальный заголовок очередного жути- ка — «Человек, который убил сам себя». Выбирая у книжного лотка чтиво, можно изучить не только технологическую, но и, так сказать, психологическую подопле- слу- тобы определить, что одни совершают «Убийства экспромтом», а другие, как некий «Сочинитель убийств» из одноименного ро­ мана, напротив, работают на тщательно продуманной сюжет­ ной основе, словно ядовитые пауки, стягивая в гибельный узор свои «Нити смерти». ку смертельных драм в подобного рода чтиве. Во всяком чае, иной раз достаточно лишь взглянуть на название, ч ^ Что касается причин всего этого кровавого «Бала жертв», то они, как мне показалось, однозначно просты: либо виной тому «Кровавые игры», затеваемые скучающими героями, либо (что значительно чаще) «Кровавое золото» (как давно и хорошо известно, люди обожают гибнуть за металл). Есть, правда, и некоторые другие мотивы, связанные, на­ пример, с потусторонними или космическими силами. Но и тут витает густой дух мертвечины. «Империя вампиров»... «Остров мертвых»... «Коллекция трупов»... Я чувствую, что руки мои начинают трястись, а спина по­ крывается ледяным инеем. Я срочно хватаю другую книгу. Но от нее дохнули на меня смрадом «Жертвы дракона». После «Монстров вселенной» меня затошнило и из могильного холо­ да бросило в жар преисподней. «Фабрика дьявола» изрыгала серу, а «Летающие колдуны», словно истребители прикрытия, сопровождали громадный, как «Боинг», «Гроб из Гонконга», из которого поднимался, хохоча, «Торжествующий мертвец». Я закрыл глаза, надеясь избавиться от наваждения, но при­ шлось еще больше испугаться, потому что, словно воочию, встал передо мной «Призрак оперы». «Слуги дьявола» сторо­ жили каждый его шаг. А «Грешники», дожидавшиеся очереди на адскую сковородку, наперебой зазывали посетить меня «Мир демонов». Я поспешил открыть глаза и поменять мрачный «Колдов­ ской мир» на что-нибудь более приятное: любовь, скажем, или женщин. Однако и тут мне не повезло. Взглянув на книжный лоток, я увидел, что «Стерва» лежала «В постели с врагом» и, испытывая при этом «Неприличную страсть», была убеждена, что «Одного раза недостаточно». А рядом «Мужья и любовники» вели азартные «Любовные иг­ ры». «Эксгибиционистка», глядя на них, испытывала «Вожде­ ление». Рассматривая обложки любовных романов, я между делом узнал, что «Мир полон разведенных женщин», но вот «Эта вдове не плачет...» Наверное, потому, что всегда сыщется для нее какой-нибудь «Нежный плут», без которого никакая «Ис­ тория греха» невозможна. Но мне не хотелось ни греха, ни разврата, ни смертей, ни насилия, ни чертовщины, ни мистики — как глотка свежего воздуха хотелось нормального добротного чтения, где меня не пугали бы понапрасну черт-те чем (жизнь и без того страшна), не морочили бы голову неуклюжими сказками, не выдавали бы болезненную, на грани патологии, физиологию и элементар­ ную пошлость за нормальные человеческие чувства и отноше­ ния. Я же пытался от всего этого убежать, покинув уютное кресло перед телевизором. А оказалось — из телевизионного огня да в книжное полымя... А ночью приснился мне страшный сон. Будто всех, кто при частей к изготовлению и — особенно — распространению «чернушного» чтива, собрал на общее собрание «Человек с зо­ лотым револьвером» и от имени и по поручению отравленного книжно-экранным опиумом обывателя сурово предупредил: «Не прекратите — убью!». Секунду помолчал и добавил со зловещей улыбкой, цитируя название одного из романов-ужэ сов: «Я приду плюнуть на ваши могилы!» АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2