Советская Сибирь, 1993, №029
«Советская Сибирь» «ЭТО НАДУМАННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ...» На вопросы «Советской Сибири» отвечает народный депутат Россий, член Конституционной комиссии В. А. БОКОВ — Владимир Анатольевич, прежде чем начать наш раз говор о подготовке к предсто ящему референдуму давайте уточним: кто был инициато ром этого нового политиче ского действа? — Идея проведения рефе рендума 11 апреля 1993 года появилась не вдруг. Как из вестно, в ходе работы VII Съезда народных депута тов, точнее 10 декабря, с за явлением выступил Б. Н. Ельцин, выдвинув целый ряд в большей части необъектив ных обвинений в адрес Съезда и Верховного Совета. Он обратился к народу, кото рый должен был определить ся: кому он доверяет? Тогда же он предложил провести референдум 24 ян варя 1993 года и огласил текст бюллетеня этого рефе рендума. Вопросы были та кие: «Кому вы поручаете вывод страны из политиче ского и экономического кри зиса, возрождение Россий ской Федерации: Президенту РФ или нынешнему составу Съезда народных депутатов и ВС РФ? Фактически вопрос был нацелен на то, чтобы раско лоть общество на две части... —...Причем сделано это в ультимативной форме. — Да1 Ничего тут консти туционного, конечно, нет. Как известно, Съезд в этот же день принял решение: «За претить проведение каких- либо референдумов в период нестабильной обстановки в России». А 12 декабря на голосова ние Верховного Совета был внесен (без предоставления возможности задать вопрос и выступить) проект постанов ления «О стабилизации кон ституционного строя Россий ской Федерации», который подписали Ельцин, Хасбула тов, Зорькин. Первым пунк том этого постановления бы ло: «Назначить 11 апреля 1993 года проведение всерос сийского референдума об ос новных положениях новой Конституции РФ*. То есть, исходя из чисто амбициоз ных требований Президента, Съезд пошел навстречу и со гласился провести всенарод ный опрос. — «Независимые» экспер ты, аналитики, политологи утверждают, что референдум — это результат противосто яния властей. Что Съезд на родных депутатов не выпол нил воли народа о передаче властных полномочий Прези денту после его избрания. Что идет наступление на ис полнительную власть, а зна чит, и на реформы... — Как такового противо стояния нет. Просто идет разжигание страстей по по воду и без поводов. Главным образом со стороны Прези дента и исполнительной вла сти. Если бы было противо стояние, то мы располагали бы примерами. Таких при меров нет. Как и нет таких фактов, что Президент или правительство вошли в ВС или на Съезд с предложения ми, проектами, принятие за конов по которым позволило бы реализовывать более ус пешно реформы. Таких фак тов, повторяю, нет. Все, что было заказано ВС, и все, что он сумел по своей инициати ве принять, он сделал. Противостояния нет. Про сто идет борьба за предостав ление Президенту неограни ченной, неконтролируемой власти. — Кто должен подгото вить вопросы на референ дум? И какие из них пред положительно будут внесе ны в бюллетень? — Съезд записал: «Пору чить ВС РФ утвердить текст выносимого на референдум проекта основных положе ний новой Конституции РФ, согласованный с Президентом РФ и Конституционным су дом. В случае недостижения согласия по отдельным фор мулировкам проекта они вы носятся на альтернативное голосование». Несколько вариантов тако го бюллетеня президиум ВС рассмотрел, но ни один из них не принял. — Кстати, как вы относи тесь к недавнему решению Б. Н. Ельцина о создании правительственного штаба по референдуму? Согласуется ли оно с Конституцией, Законом о референдумах? Ведь в по становлении ВС говорится о «согласовании действий»? — Да, всю подготовку дол жен вести ВС. Никогда таких органов у нас не создавалось. Ни в ходе выборов, ни при проведении референдума 17 марта 1991 года. Хотя ка кая-то группа могла бы в ра бочем порядке вносить на рассмотрение правительства вопросы, связанные с финан сированием, изысканием и выделением немалого коли чества бумаги, с оплатой де сяткам тысяч людей, кото рые будут отвлечены от ос новной работы. Но назвать это штабом, каким-то таким органом?! Тем более во главе с 1-м заместителем Председа теля Совета министров В. Шумейко? — Каковы все же вопросы, сформулированные в сегод няшнем варианте бюллетеня? — Вначале в нем было 11 пунктов. Но в прошлую пят ницу на президиуме ВС воз ник двенадцатый, который внес Р. Хасбулатов. Пункты тезисно представ ляют новый проект Консти туции без раскрытия сущест ва того, зачем она вводится. Вопросы носят декларатив ный характер. Понять из них невозможно: что же приобре тают россияне с принятием нового Основного Закона? — Нельзя ли это подтвер дить примером? — Ну, например: «В Рос сийской Федерации человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная непри косновенность и безопас ность, права и свободы явля ются высшей ценностью и за щищаются государством. Все равны в правах и свободах». Вот я, например, затрудня юсь расшифровать, что это такое и как, каким образом это будет обеспечиваться, с учетом нынешней обстанов ки, когда люди вечером да же боятся выйти на улицу. Как эти права и свободы собираются защищать авто ры новой Конституции? Или: «Единственным зако нодательным органом Рос сийской Федерации в буду щей Конституции является ее Верховный Совет (парла мент), непосредственно изби раемый народом, действую щий постоянно и состоящий из двух палат*. — Дает ли бюллетень от вет о будущем государствен ном и политическом устрой стве нашего общества? — Нет, конечно. О чем го ворит процитированный пункт? Ни о чем! Человек не может сориентироваться: что же будет по новой Конститу ции — капитализм или со циализм? Можно лишь догадаться о том, что высшего органа го сударственной власти — Съезда народных депутатов — в новой Конституции уже нет. По этому поводу народ не спрашивают: нужен Съезд или не нужен? Про сто выбросили — и все! Далее: парламент из двух палат. Но и сейчас он состо ит из двух, эти палаты, рав ные по численности и полно мочиям. В новой же Консти туции предусмотрены две па латы: одна — 460 человек, вторая — 150. Одна с полно мочиями значительными, вторая — с урезанными. Но это в вопросах бюллетеня не уточняется. — В таком случае, что же остается избирателям: при нимать их, отрицать? Если будет предложен именно та кой проект бюллетеня? — Вчера я был на встрече с избирателями г. Оби, она продолжалась более трех ча сов. Вопросы вот такого же плана мне и задавали: «Как же можно сориентироваться, если мы и в глаза не видели новую Конституцию? Как же выходить на референдум? Замечу, что проект новой Конституции (уточненный) до сих пор не опубликован даже в «Российской газете*. — А как нужно было бы поставить эти вопросы, мето дически верно их сформули ровать? — Знаете, я вообще про тив референдума по новой Конституции. Во-первых, с учетом того, о чем мы уже говорили, можно провести всенародный опрос: «Вы за новую Кон ституцию или против?» Все. Один вопрос, если народ ее хорошо изучил, хорошо с ней познакомился. Во-вторых, о методике. Сейчас мы имеем двенадцать пунктов. И под каждым по ставлено «да» или «нет*. Ес ли я за все 12, то, естествен но, оставляю «да», «нет* вы черкиваю. Но если я пять поддерживаю, а 7 — нет, то что должен вычеркнуть? — Чтобы облегчить изби рателю выбор, предлагается сделать бюллетени разных цветов: синий — хасбула- товский, зеленый — ельцин ский... Такое предложение внес, в частности, в недавнем телеинтервью руководитель аппарата Президента РФ С. Филатов. — Я его внимательно по смотрел. Два момента явля ются исключительно настора живающими. Во-первых, по вопросу: кто должен прини мать новую Конституцию? В ныне действующей записа но строго и безапелляцион но: «Проект новой Консти туции рассматривает и при нимает Съезд народных де путатов». Его ведь никто не ликвидировал. Он существу ет. Новая Конституция будет принята Съездом, и далее (по новой Конституции Съезда не будет) в Основном Законе нужно записать, кто будет принимать последующую Конституцию. Сейчас же проталкиваются предложе ния об Учредительном собра нии, Конституционной ас самблее. Но в какой Консти туции у нас эти обществен ные институты зафиксирова ны? Да и каков механизм их образования? — Ряд политиков, в том числе Р. И. Хасбулатов, про тив референдума и за до срочные выборы всех власт ных структур, включая и Президента. Чреват ли такой вариант политическими ос ложнениями? — Я категорически отвер гаю подобные предложения, в том числе и Руслана Хас булатова, и расцениваю их как политическое игры, как попытки заработать в этой сложной политической, эко номической ситуации себе дополнительные очки для повышения своего личного авторитета. Что, у нас стабилизирова лась обстановка? Есть сфор мировавшиеся партии, дви жения, которые могли бы возглавить эти выборы, про вести их, обеспечить дейст вительно народное представи тельство в органах новой власти? Я имею в виду преж де всего рабочих и крестьян, начиная *с сельского и до Верховного Совета. Вот если с этой точки зре ния смотреть, то, может быть, их и надо провести. Но у нас осталось всего два года до истечения срока полномочий. Надо хорошенько к выборам подготовиться. — На днях стало известно, о том, что члены Верховного Совета начали сбор подписей за проведение в конце фев раля — начале марта очеред ного МП Съезда народных депутатов, чтобы на этом Съезде «достигнуть конститу ционного соглашения о мо ратории на проведение рефе рендумов и выборов*. — Я лично расцениваю это как ненужную затею и под держивать. ее не буду. Где гарантии, что соберется чрез вычайный съезд, а стоить он будет 150 миллионов? Где га рантии того, что вместо под готовки к референдуму мы не займемся пустым делом? Просидим, перессоримся, уси лим конфронтацию. Причем в данном случае по инициати ве самих же депутатов. За чем? Решение принято Съез дом. И я думаю, никаких чрезвычайных съездов се годня проводить не следует. — Сколько нужно иметь избирателен, чтобы референ дум состоялся? — На референдум должно прийти не менее половины списочного состава избирате лей. В Российской Федера ции их 106 миллионов, по этому 53,5 миллиона долж ны прийти на референдум. По ныне действующему за кону, должно проголосовать не менее половины явивших ся. Так, как и при голосова нии за Президента. — Что произойдет, если избиратели не придут к ме стам голосования? — Будет сорван референ дум. — Дальше? Ведь это будет означать недоверие к обеим ветвям власти? — Если строго вдуматься в смысл референдума, то при чем тут власть? Ставится вопрос об основных положе ниях новой Конституции. Ес ли референдум не состоится, как я себе представляю, то народ не примет этого доку мента. Значит, новая Консти туция или проект ее не го дится, не воспринимается на родом. И не более того... А причем здесь власти? — Значит, никаких по следствий срыва референду ма вы не видите? — Если референдум будет сорван, будет подчеркнуто невосприятие новой Консти туции народом. — А что это должно озна чать? — Значит, ВС и Конститу ционная комиссия, и Съезд народных депутатов работали три года впустую. Подготови ли такую Конституцию, кото рая не устраивает народ. — Почему же в таком слу чае партии и движения, под держивающие Президента, решили бойкотировать рефе рендум. В их числе Партия экономической свободы, На родная партия России и т. д. — Почему? Потому, что, я убежден, они сегодня про считывают, прогнозируют ре зультаты референдума. И для того, чтобы уйти от не удачи, начинают действо вать. Инициаторы референду ма не могут не догадываться о том, что проигрышный ва риант наиболее вероятен. До того, как к этому выво ду придет окончательно сам автор формулы референдума, очевидно, будет все предпри нято, чтобы повернуть рефе рендум в плоскость: «Вы за кого — за законодательную или исполнительную власть?» — Владимир Анатольевич, наши читатели опасаются, что они вновь становятся жертвой политических спеку ляций, в том числе в вопро сах предстоящего референду ма. — Я считаю, что он совер шенно не нужен. Это наду манный референдум. Консти туции ведь как таковой нет. Я выступал на заседании Конституционной комиссии 15 октября и говорил: «Мож но ли считать проект Кон ституции подготовленным, ес ли комиссией официально не рассмотрены предложения и замечания представительных органов с мест? Если поста тейно новая Конституция рассмотрена на ВС только наполовину? Если вторая часть вообще не рассматри валась ВС? Откуда появи лась такая необходимость срочного рассмотрения на ре ферендуме основных ее по ложений? — Вы провели уже ряд встреч с новосибирцами. Ка ково их отношение к пред стоящему референдуму? — В подавляющем боль шинство отрицательное. Когда председатель город ского Совета г. Оби Г. А. Шышебаров выразил несог ласие с проводимым референ думом, я ему сказал: «Вы же городской Совет! Форми руйте мнение народа и переда вайте его Верховному Совету. Оказывайте поддержку в том, чтобы определиться в интересах людей о проведе нии или непроведении рефе рендума*. Вел беседу А. ЖАРИНОВ. Фото Б. Москвина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2