Советская Сибирь, 1972, №116

иа галстуке свои автографы. Так символ принадлежности к школу, свой район. Сегодня во всех городах и селах нашей страны зазвучат пионерские горны и бараба­ ны. Это юные ленинцы выйдут на большой праздник — 50-летие Всесоюзной пионерской организацин имени В. И. Ленина. Вместе с ре­ бятами славный юбилей будут отмечать все взрослые, ибо и они получили первую жиз­ ненную закалку в пионерских отрядах и звеньях. «Летопись пионерского движения богата примерами патриотизма, самоотвер­ женности, подлинного героизма», говорится в постановлении ЦК КПСС «О 50-летии Всесоюз­ ной пионерской организации имени В. И. Ле­ нина». И сегодня юные пионеры всеми своими делами подтверждают верность торжественно­ му обещанию — горячо любить Родину, учить­ ся и жить, как завещал Ленин, как учит Ком­ мунистическая партия Советского Союза. Ютим ленинцам посвящается ста страница. ТАИ, ГДЕЦВЕТУТ ТОПОЛЯ СТРАНИЧКИ ИСТОРИИ Т А К Н А Ч И Н А Л О С Ь Первый пионерский отряд в нашем горо­ де был оформлен при Вокзальном райкоме РКСМ в июне 1923 года. Но еще раньше, пос­ ле освобождения Сибири от колчаков­ щины, когда перед глазами мальчишек проходили отряды «чоновцев» (ЧОН — ча­ сти особого назначения по борьбе с банди­ тизмом) в кожаных куртках с трехлинейками наперевес, они завладели сердцами ребят. Хотелось подражать им, создать свою орга­ низацию по борьбе с врагами Советской вла­ сти. Но ребячьей организованности только и хва­ тило но то, чтобы устроить налет на сад гене­ ральши да вступить в драку с буржуазными сынками. Организация все же ■оявилась, ее название вызывает сегодня улыб­ ку; «КЦД» — Коммуни­ стический цвет детей. Выработали свой устав. Вот несколько пунктов из него: Один за всех, все за одного, бей детей спекулянтов. Член КЦД обязан работать в депо или на заводе. Так, по-своему, ребя­ та выражали протест старому строю. Весной 1923 года по Первой железнодорож­ ной школе прошел слух, что в клубе записывают в пионеры. Что такое пионеры, никто не знал. Девочки уверяли, что пионерами будут те, кто станет учиться играть на пианино, как на дет­ площадке Марии Васильевны Занозиной... Дру­ гие высказывали свои предположения. Однако при всей неясности программы многие реши­ ли записаться. Так пионерами стали Борис Ов- чуков, Миша Рыбалко, Шура Пермяков, Саша Городецкий, сестры Маша и Лиза Рыбалко..По­ явление Юлия Бека — представителя губкома комсомола окончательно решило судьбу первой пионерской организации в' нашем го­ роде. Перед нами копии интересных документов приказов первого пионерского отряда. В приказе № 1 говорится: «Сего числа (т. 6. 22 июня 1923 года) сформирован 1-й от­ ряд юных пионеров имени т. Ленина». Он со­ стоял из трех звеньев, которым были присвое­ ны названия «Лиса», «Олень», «Лебедь». Бы­ ло в отряде 43 пионера и 36 прикомандиро­ ванных, существовал и свой товарищеский суд. Вскоре при За Каменском райкоме РКСМ был создан второй отряд пионеров, ему при­ своили имя Карла Либкнехта, начальником от­ ряда была Татьяна Кучина. Первый пионер­ ский парад состоялся 29 июля 1923 года. Фотографии, документы, книги, воспомина­ ния первых пионеров — все это помогает вос­ создать историю юных ленинцев Сибири. Н. Чибрикова, И. Брызгалов, Б. Овчуков-Суво- ров, А. Адоньева, А. Ковальчук — их расска­ зы, а также письма их товарищей по пионер­ ским отрядам — живые страницы пионерской истории. Среди материалов музея — фото и доку­ менты о Сибдеткомиссии, созданной по борь­ бе с беспризорностью, 1-м краевом слете юных пионеров, состоявшемся в 1929 году, о пионерии Новосибирска в суровые годы Великой Отечественной войны. Интересный экспонат, хранящийся в музее, герб Советского Союза, вышитый на белом шел­ ке, — подарок IV Ново- николаевскому губерн­ скому съезду Советов от детской коммуны «Муравейник». Детский дом «Муравейник» был подшефным 1-му Ново- николаевскому отряду им. В. И. Ленина. Нахо­ дился ои на территории Заельцоеского парка культуры и отдыха и формировался в основ­ ном из детей-беслризор- нкиое. Пионеры органи­ зовали в детском доме кружки: рукодельный, рисования и струнный оркестр, которыми ру­ ководили Мария Рыбал­ ко, Николай Лунин и Ни­ колай Тетяее. Читали воспитанникам интересные книги, разучивали песни, игры. Многие из бывших беспризорни­ ков стали пионерами. Сотрудниками музея собран большой мате­ риал и по истории сегодняшней пионерии. Пе­ редали нам свои материалы обком комсомо­ ла, клуб юных техников Академгородка, более 60 фотографий сдал Дом пионеров Ленин­ ского района, интересные снимки передали юнармейцы 63-й школы — участники финала военно-спортивной игры «Зарница» в Бресте в 1971 г. Пионерия Советского Союзе прошла боль­ шой и героический путь в Своем реэвитии, история ее богата примерами мужества и ге­ роизма, коммунистической убежденности. Восстановить эту историю, раскрыть все ее Страницы — благородное дело сегодняшней пионерии — юных следопытов и краеведов города и области. Е. КСЕНОФОНТОВА. Неумный сотрудник Новосибирского об­ ластного краеведческого музее. * * » I Не снимке: Юлий БЕК — пионервожатый 1-го пионерского отряда в нашем городе. Его надо видеть сегодня, в майские дни, когда тополя только-только распустились. И смотреть на него надо кз тополиной аллеи, что за­ мыкает Кировский район. Затулинский жилмассив. Ои родился за каких-нибудь четы­ ре—пять лет, та часть массива, которая завершает улицу Зор­ ге. А школа № 65 услышала первый звонок всего лишь два года назад. Она ие рассчитыва­ ла принять две с половиной ты­ сячи учеников. Но, как грибы, поднимались пятиэтажные и девятиэтажные дома, люди справляли новоселье, а классы этой школы буквально распу­ хали от новых учеников. Строи­ тели сдавали очередной дом, а учителя, вздыхая, готовились к пополнению. Она очень красивая, эта шко­ ла. А с точки зрения Надя Ща­ повой, — просто дворец. Надя Щапова — старшая пионервожатая. Роста невысо­ кого, сложения тоже среднего. За толстыми стеклами оч­ ков прячутся встревожен­ ные глаза. Тревога где-то внут­ ри. Вот она отступила, и НаДя улыбается, светло н тепло. Надя первый год старшая. Окончила школу, училась иа специальных курсах и сразу попала в этакий переплет. Мог­ ла растеряться, даже испугать­ ся ответственности, но этого ие случилось. Старшие, отве­ чающие не только за обучение ребят, во и воспитание, помог­ ли Наде с первых шагов. ...Пионерская комната —• это большой зал, залитый солн­ цем. Она кажется очень ма­ ленькой в этом зале. И парниш­ ка, требующий галстук, пожа­ луй, чуточку выше старшей пионервожатой. Он хорохорит­ ся, но не очень. — Я не буду его носить, я буду носить другой галстук, а его оставлю на память. Мальчик вертит носком бо­ тинка и старается не смотреть в глаза вожатой. Дело в том, что в прошлом году в пионер­ лагере все его друзья оставили пионерской организации прев­ ратился в сувенир. И парниш­ ка хвастался этим сувениром, за что получил от своих това­ рищей основательный нагоняй. — Твой галстук у меня,— говорит Надя,— я отдам тебе его, когда ты придешь так, как полагается пионеру. У тебя есть другой галстук? — Есть. — Вот и надень его. Разговор закончен. Мальчиш­ ка понимает: Надя права, а значит, своего добьется. У нее огромная семья. Свы­ ше полутора тысяч пионеров —• вот что такое дружина 65-й школы. Общие сборы проводят в ТЮЗе, в «Красном факеле», в ближайшем кинотеатре Ки­ ровского района. Такие сборы — большой праздник для ре­ бят. А для учителей и старшей пионервожатой — дни, полные забот, сердечных трат. Пятое апреля. В театре юных зрителей они собрались, что­ бы пополнить дружину новыми бойцами. Когда Вера Атик — председатель совета дружины — скомандовала: «Сдать ра­ порты», зал затих. Командиры сводных отрядов доложили, что сделано, как выполнены обязательства, взятые в честь 50-летия пионерии. Потом вне­ сли знамена. Полвека. Они были нелегки­ ми для ребят Советской стра­ ны. Уже в семнадцатом появи­ лись первые герои. Вот почему юные ленинцы 65-й школы на­ чали рассказ об истории пио­ нерской ‘организации с подвига Павлика Андреева — русского Гавроша. Год за годом встава­ ли дела пионерские — за все полвека. Звучали фанфары, барабан­ щики звали в новые походы. Звучали стихи и песни всех по­ колений краоногалстучннков. Выступление агитбригады на­ чала Ира Орлова. Начала сти­ хами, у которых прекрасная первая строчка: «Если окинуть взором...». Надо уметь окинуть взором свои дела, свою страну, свою в пионерских отрядах, дружи­ нах. Давно ли Затулинка была чистым полем, а люди, которые сегодня получили здесь благо­ устроенные квартиры, нередко ютились в избушках, именуе­ мых собственными домами. И ребятам негде было играть вок­ руг этих домов. А сейчас около школы с двух сторон велико­ лепные площадки. Совсем недавно, в самый ка­ нун 50-летия пионерской орга­ низации, прошли перевыборы. Теперь Ира Орлова —• предсе­ датель совета дружины. И Ве­ ра Атик отдала все, чем сама обогатилась, своей преемнице. Она по-комсомольски готовила Иру на высокую должность гла­ вы дружины. Чем отмечен юбилейный год у пионеров? На , этот вопрос ответить нелегко. Достаточно перечислить только маршруты, по которым ходили ребята. «В страну знаний», «Пионерстрой» —- трудовые операции, у каж­ дой из которой свои названия: «железный лом», «железная го­ ра», «драная бумага», «петруш­ ка», «игрушка» н т. д. И еще ' «На память школе». Это сбор семян, посадка деревьев. Есть в 8-6 два друга: Саша Егорушкин и Сережа Попов. Саша ведет школу знаменос­ цев. Непростое дело нести зна­ мя. Кому поручено, должен по­ нимать, что он держит в своих руках символ первого в мире государства, строящего комму­ низм. И дело не только в том, чтобы паренек твердо держал древко знамени, а в том, чтобы лицо его, глаза его излучали на­ строй сердца — гордость, бла­ годарность Родине. Чтобы каж­ дый видел в нем: идет гражда­ нин Страны Советов. В четвертом «Г» каждый школьник мечтает стать горни­ стом или барабанщиком. Когда занятия ведет Сережа Попов, это надо видеть. Его горн раз­ говаривает с ребятами, бара­ банные палочки в руках Сережи отдают приказы, зовут! Зовут вперед! Иногда этот призыв на сбор металлолома. А получен­ ные деньги ребята переведут на НА С Н И М К Е: с т а р ш а я п и о н е р в о ж а т а я Н о в о с и б и р с к о й с р е д н е й ш к о л ы № 6 5 Н а д е ж д а Щ а п о в а (в ц е н т р е ) с у ч е н и к а м и ш е с т о г о к л а с с а « В » Т а н е й ХУ ДО Л ОЖ КИ Н О Я (с л е в а ) и О лей К Р А В Ц О В О Й , Л а р и с о й К У ЛИ КО ВОЙ з а о ф о р м л е н и е м р а п о р т а п и о н е р с к о г о о т р я д а . Ф о т о С . В ы с о ц к о г о . счет строительства Дворце пио­ неров на Чукотке. Иногда это призыв собирать цветные лос­ кутки для костюмов кукольно­ го театра. Они помогают, эти ребята, очищать территорию от строи­ тельного мусора, приводить в порядок площадки нового райо­ на. Еще недавно они жили да­ леко от улицы Зорге, жили каж­ дый по-своему, а теперь вли­ лись в одну огромную семью — пионерскую дружину, которая борется за право носить имя разведчика Николая Кузнецо­ ва. У дружины есть шеф — ЖБИ № 1 ■— завод железобе­ тонных изделий. Шеф —- това­ рищ, помощник, учитель. Имен­ но партийная и комсомольская организации предприятия помо­ гают проводить встречи с ве­ теранами Великой Отечествен­ ной войны и труда. Торжест­ венный сбор дружины решено провести у шефов. — Уже поставлен ш могли поднять перср началом торжественного сбора наше знамя. И так радиофици­ ровано все, что рабочие, заня­ тые в эти часы, могли бы уча­ ствовать в торжественном сбо­ ре дружины. Они говорят, что я в цехах будут вместе с нами, — Надя Щапова опускает гла­ за. Она стесняется своей радо­ сти, своей гордости. — Первого сентября, — го­ ворит Надя, ■— через дорогу от нас будет новая школа, такая же в точности. Нам станет лег­ че. Но все-таки мне кажется, чем больше семья, веселее жить. ...Оки растут, как грибы, дома иа Затулинском жилмассиве, * пятиэтажные и девятиэтажные Я Их строят бывшие пионеры.* Строят на совесть. Но если вы хотите почнастоящему увидеть этот район нашего города, при­ ходите, когда поднимается солнце па тополевых аллеях. X. ПРОНИНА, 1 9 4 3 . 38 Э го ^ с н и м о к с о х р а н и м ­ с я в а р х и в е н а ш е г о ф о т о ­ к о р р е с п о н д е н т а Б . П. Ш у м а к о в а . Он с д е ­ л а н в 1 94 3 го д у в о д ­ н ой и з ш к о л н а ш е й о б ­ л а с т и . В т о т р у д н о е д л я С о в е т с к о й с т р а н ы в р е м я п и о н е р ы б ы л и н е у т о м и ­ м ы м и п о м о щ н и к а м и в з р о с л ы х . И н а ф р о н т а х В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , и в т ы л у в р а г а н е м а л о г е р о и ч е с к и х д ел во и м я п о б е д ы н ад ф а ­ ш и зм о м с о в е р ш и л и о т ­ в а ж н ы е р е б я т и ш н и , а з д е с ь , в д а л и о т п о л ей с р а ж е н и й , ю н ы е л е н и н ­ ц ы п о м о га л и в з р о с л ы м в т р у д е . В к а ж д о й ш к о л е б ы л и о т р я д ы т и м у р о в ц е в . О дин и з т а к и х о т р я д о в т и ­ м у р о в ц е в з а р а б о т о й в ы в и д и т е и а э т о м с н и м к е . р НАЧАЛЕ 1972 года Пет [ у восибирский гориспол­ ком принял решения, *Музей боевых подвигов вои­ нов 22-й Сибирской гвардей­ ской добровольческой дивизии при школе № 48 Ленинского района считать породным му­ зеем*. ппппппшшппи ПО ПИОНЕРСКИМ МАРШРУТАМ . . . «В СТРАНУ ЗНАНИЙ» Г. И. КОЛЬЯКОВА, учительница 10-й средней школы Основная цель этого маршрута — добиться глубоких знаний, расширить кругозор учеников, научить их учить­ ся. В школе у нас созданы предмет­ ные кружки по геологии, химии, 'ма­ тематике, физике, русскому языку. Большую роль в организации учеб­ ной работы играет НОТ. С пятого по десятый классы ученики стремятся ра­ ционально построить свой труд в школе и дома. Активно участвуют ребята в олимпиадах по математике, физике и химии. Пионеры всех отрядов соревнуются за высокие дости­ жения в учебе Это дает свои результаты. Больше поло­ вины учащихся школы учатся на 4 и 5. В большинстве классов по итогам четвертей*'нет ни одного двоечника. С теми, кто отстает, систематически занимаются индивиду­ ально либо учителя, либо старшеклассники. « З В Е З Д О Ч К А » ТАНЯ КУЧ, председатель совета дружины Ермаковской средней школы Кочновского района Этот маршрут ведет к нашим младшим школьникам — октябрятам. Все пионеры шефствуют над ними, а вожа­ тыми являются пионерки пятого и шестого классов Зина Скорых, Тамара Осокина, Таня Кирина, Света Татарин- цева и Рая Тамбовцева. Очень добросовестные девочки. Расскажу, как организовали вожатые праздничную не­ делю в октябрятских группах. Первый день, конечно, был посвящен Владимиру Ильичу Ленину, чье имя носит вся пионерия страны. Состоялся сбор. Ребята много интерес­ ного услышали на нем об Ильиче, читали стихи, пели пес­ ни. Потом был День труда. Октябрята вышли на уборку школьной территории. Старались изо всех сил, вычисти­ ли все как полагается. Запомнился ребятам День игрушки. Принесли в школу автомобили, куклы, каждый свою любимую игрушку. Вме­ сте с вожатыми устроили веселые игры. Одним словом, пионеры школы помогают октябрятам I в учебе, и в труде, и на отдыхе. «МИР И СОЛИДАРНОСТЬ»! ВЕРА МАРАЕВА, ученица 7-а класса средней школы № 88 У нас каждый из классов, с четвертого по седьмой, пе­ реписывается с какой-либо республикой Союза или с за­ рубежными странами. Все материалы переписки переда­ ют в КИД (клуб интернациональной дружбы). Недавно у нас в гостях были венгерские студенты из института связи. Они очень интересно рассказали о своей стране, подарили сувениры, оставили на память автографы. Был у нас в дружине сбор — «Страна Болгария». Ре­ бята подготовили хороший доклад, стихи и песни болгар­ ских поэтов и композиторов, литературный монтаж. По­ добные сборы были о Польше, Югославии, ГДР. Пионе­ ры переписываются с ребятами из этих стран. Но самое, пожалуй, интересное — это наша связь с со­ юзными республиками. Каждый класс собирает материа­ лы отдельно по Украине, Белоруссии, Латвии, Эстонии, РСФСР и т. д. И один раз в месяц у нас проходит «Праз­ дник пятнадцати сестер». Конечно, мы изучаем все: н строительство, и культуру, и сельское хозяйство этих рес­ публик. Знания у ребят хорошие. В конце учебного года все «летописи» о республиках будут сданы в наш музей интернациональной дружбы. «МОЕ ОТЕЧЕСТВО— СССР» Т. БУЛГАКОВА, старшая пионервожатая средней школы № 9 «Путешествие» по каждой из со­ ветских республик продолжалось у нас неделю. Ребята изучал» экономи­ ку, промышленное и культурное стро­ ительство, последние достижения в области науки и техники, литературу и искусство. Со школами других рес­ публик завязывалась переписка, об­ менивались сувенирами, марками, книгами, различными поделками. Затем, в конце недели, состоялся общедружин­ ный праздник. Очень интересно прошел у нас «День Ук­ раины». Вели его два класса — 5-а и 5-6. Ребята, 73 ученика, были в украинских национальных стюмах. Тут было все — и интереснейший доклад, и кра­ сочные стенды, и стихи, и песни на украинском, и даже украинская кухня. Но самое, пожалуй, впечатляющее для ребят — это поездка незадолго до недели на Украи- ну, в те места, где сражалась наша землячка, выпускница нашей школы Нинель Макарова. Были наши пионеры и в Узбекистане. Много ездили по нашей области — и пешком ходили, н на шлюпках. Обо всем увиденном рассказывали на сборах. Конечно, пред­ ставления у ребят о тех республиках, о тех местах Сиби­ ри, где побывали, достаточно ярки. Свое Отечество они теперь представляют не только по книгам и картам. « Р А В Н Е Н И Е НА ПИОНЕРСКОЕ ЗНАМЯ» ВАЛЕНТИНА КАНТОР, старшая пионервожатая средней школы № 22 Пионерское знамя — это святыня для юного ленинца. Ведь с самых малых лет он знает, что под красным зна­ менем завоевывалось дедами и отцами его безмятежное детство. Он знает, как не только взрослые, но я дети не все ко- щадили своей жизни в дни войны, защищая это знамя от врага. В школе ведется большая работа по изучению истории пионерской организации Самые разнообразные лекции, викторины, просмотры фильмов (у нас есть свой кинозал), отрядные и дружинные сборы. В нашем городе живет И. Ф. Брызгалов, один из пер­ вых пионеров, а в школе у нас учится его внук. Мы, ко­ нечно, «не пренебрегли» таким родством и в один из дней пригласили к себе на сбор И. Ф. Брызгалова. Сколько ребята узнали интересного! Были у нас и встречи с вете­ ранами труда. И еще мне хочется сказать несколько слов о зоне пио­ нерского действия нашей дружины. У маршрута «Пионер­ строй» диапазон действия довольно широк: тут и работа клубов «Орленок», и «Клуба юных», и сбор металлолома и макулатуры, и всеобуч, и тимуровская ра­ бота. Одна из заповедей пионера: «Пионер, чти память героев». Но, если герои живы, дело пионеров окружить его своей теплой детской заботой, подарить ему свое внимание и учиться у него мужеству. Один из таких ге­ роев Отечественной войны, ветеран труда, персональный пенсионер, живет и в зоне пионерского действия. Зовут его Андрей Георгиевич Горюнов. Он не имеет родствен­ ников, очень стар, потерял зрение И вот наш 6-6 взял над ним‘шефство. Два года, изо дня в день, ребята вчетвером ходят к нему домой. Они взяли на себя полно­ стью все домашние работы: уборку, побелку, стирку: во­ дят его в столовую, читают ему книги ,н газеты. И не из таких ли вот маленьких штрихов и поступков вырастает настоящая верность людям, идее, стране? И своему пионерскому знамени... « З А Р Н И Ц А » Из рапорта Новосибирской городской пионерской организации Городская пионерская организация «Юный новосибирец» шесть лет уча­ ствует во Всесоюзной военно-спортив­ ной игре «Зарница». В ее отрядах почти 70 тысяч юнармейцев. Целью этой пионерской игры является спор­ тивная закалка ребят, приобретение ими навыков владения оружием, ори­ ентировки на местности, изучение ка­ кой-либо юнармейской специальности, школе 400 стрелков, 160 разведчиков, оо сапинструкто- ров, 48 сигнальщиков и т. д. В школах проводятся смотры санпостов. В этом году первое место заняли санпосты х^о-й школы. Юнармейцы осваивают специальность юного пожарника. В школах проводятся уроки мужества, сборы митинги торжественные линейки, посвященные памяти воинов, пав- ших в ооях за Родину. В 171-й средней 80 санинструкто- Создание этого музея ив страничек боевых дел пио­ нерской дружины школы. А на­ чалось это в сентябре 1965 го­ да. В новом здании на улице Титова открылась средняя школа А* 48. Перед учитель­ ским коллективом сразу встала проблема — как, на каком об­ щем интересе сплачивать съехавшихся из разных концов города ребят в дружный, орга­ низованный коллектив. Неожи­ данно этот интерес возник на одной из встреч с участ­ никами Великой Отече- ственной войны. Ребята услышали о гибели сан­ инструктора 22-й Сибир­ ской добровольческой ди­ визии Ольги Жилиной. Им захотелось подроб­ нее узнать о жизни от­ важной героини, о ее боевых делах. Создали клуб *Красных следопы­ тов», начали поиски. После длительной пе- реписки удалось узнать адрес Александра Васильевича Жилина, родного брата Ольги, который проживает в городе Елгаве Латвийской ССР, но ни о подвигах, ни о месте ее захо­ ронения он ничего не знал. Во время каникул от рави­ лись в Колывань, на родину Жилиной. Встретились с ее знакомыми, подругами. Привез­ ли в школу трудовую книжку, членский билет спортобщества, письма с фронта, справку о том, что ста состоит на службе в стрелковом полку. Но ме­ сто захоронения санинструк­ тора-гвардейца оставалось неизвестным. Поиск продол­ жался. М только после дли­ тельной переписки удалось вы­ яснить, что сержант Ольга Жи- лгша похоронена в братской могиле близ города Саласпилс Латвийской ССР. 1968 год. Летние каникулы. Отряд красных следопытов с учительницей географии Люд­ милой Павловной Ковтун от­ правился по маршруту Ново­ сибирск — Москва — Нелидо­ во — Великие Л уки — Рига — Карсава — Саласпилс. В пути следования встречались с мест­ ными жителями, партизанами, членами молодежных подполь­ ных организаций. От них мно­ гое узнали о борьбе советских воинов и народных мстителей с фашистскими захватчиками. Вот и могила Ольги Жилиной. Склонили головы, вместе с ла- тышскими пионерами покля­ лись в верности Родине. На полях сражений юные следопыты подобрали осколки мин, снарядов, кое-какое ору­ жие. От каждой могилы пав­ ших воинов-сибиряков привез­ ли священную землю. В ноябре 1969-го открыли музей. А следующим Летом — сно­ ва поход. На этот раз маршрут был иным! Новосибирск — Мо­ сква ■— Спас-Деменск — Е ль­ ня —• Гнездилово — Павлино- во — Смоленск — Красава —» Рига. Побывали на высоте 233Д, где совершил свой под­ виг поэт Борис Богатков. Незабываемый след в созна­ нии учащихся 48-й школы ос­ тавило празднование Дня Победы в 1970 году. Со вс концов страны прибыли на слет более двухсот ветеранов дивизии. Торжественно встре­ чали жх школьники. Вечером 8-го мая гости про­ смотрели в актовом зале лите­ ратурную композицию <Памяти - . \ 1 иг7 УСВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ* павших будьте достойны/», по­ бывали в музее, а девятого мая вместе с ребятами были на митинге у монумента Сла­ вы. Вечером ветераны присут­ ствовали на пионерском костре. Десятки записей оставили гвардейцы в книге посетителей музея. Вот одна из них: *Бла­ годарим следопытов за созда­ ние замечательного музея.^ Продолжайте, дорогие, хорошо начатое дело. Р. Христолюбов (Южно-Сахалинск), Л. Соколе»■ ва, снайпер (Харьков), Н. Ату- ^ чин (Прокопьевск), И. Еремен­ ко, бывший адъютант команди­ ра дивизии, полковник в от­ ставке (Москва)». После этого слета у тКрой­ ных следопытов» накопило много имен, описаний подвигов, фактов. Есть над чем потру­ диться. В** всех классах созданы группы следопытов, и каждый пионерский отряд борется за право носить имя воина гвар­ дейской добровольческой. Это нелегко. Все должны хорошо учиться, соблюдать дисципли­ ну, быть примером для окру­ жающих. Музей стал центром военно- патриотической работы в шко­ ле. Здесь принимают в комсо­ мол, в пионеры, провожают в Советскую Армию призывни­ ков. встречаются с участниками Великой Отечественной войны, отмечают памятные даты. Сю­ да приводят учителя тех, кто первый раз приходит в пер­ вый класс. Здесь, у священных реликвий, маленькие граждане- Советской страны получают * свой первый урок патриотизма, А. ЗАХАРОВ . С Л А В И Т Ь С Е Г Д А Д Е Л А М И Б У Д Ь Г Р О Д И Н Ы З Н А М Я О Т О И , П И О Н Е Р !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2