Советская Сибирь, 1971, №206

Ш и щ Ш м т т \ ы * / \ ЩШШттШ й 2 СЕНТЯБРЯ 1971 г., № 206. Д О С Т Р А Н Е люьимои ОТСТУПАЕТ РУЧНОЙ Освободить в годы пятилетки от ручного труда шесть тысяч рабо­ чих, в том числе тысячу уже в нынешнем году ,— такую задачу поставил коллектив Нижнета­ гильского металлурги­ ческого комбината име­ ни В. И. Ленина. Ре­ шить ее поможет меха­ низация и автоматиза­ ция производства, науч­ ная организация труда. Первый рубеж достиг­ нут раньше срока. Ты­ сячным рабочим, осво­ божденным от ручных операций, стал Николай Богданов. В сортопро­ катном цехе он до сих пор выполнял работу по снятию фасок на рель­ сах. Теперь зачистка их механизирована, и Бог­ данов, пройдя обучение, стал дежурным слеса­ рем по оборудованию. Сотни технических и организационных нов­ шеств внедряются в це­ хах. Одновременно на предприятии действует сеть курсов и школ бригадного и индивиду­ ального обучения, в ко­ торых за год более по­ лутора тысяч человек могут приобрести новые профессии и специально­ сти. ХЛЕБОРОБАМ ВОСТОЧНЫХ РАЙОНОВ С А Р А Н С К . Жар­ кое дыхание жатвы на полях Казахстана, А л ­ тая, Сибири доносится и в цехи Саранского завода автосамосва­ лов. Коллектив досроч­ но завершил план по­ ставки машин для уборки урожая в вос­ точных районах стра­ ны. Только что ушли по­ следние железнодо­ рожные эшелоны с ав- т о с а м о с в а л а м и «САЗ-53В» в . Куста- найскую область, куда отправлено пятьсот ма- ..шин. Сотни автомоби­ лей с маркой завода на пути в хозяйства А л ­ тая н Красноярского края. МИЛЛИОН зиловских ДВИГАТЕЛЕЙ МОСКВА. На авто­ заводе имени Лихаче­ ва 30 августа с конвей­ ера снят миллионный Уобразный двигатель. Такие моторы отлича­ ются высокими экс­ плуатационными ка­ чествами: срок их слу­ жбы до капитально­ го ремонта измеряется пробегом машины в 180 тысяч километров. Экономичными вось­ мицилиндровыми дви­ гателями оснащаются грузовики «ЗИЛ-130», их получают также Ли- кннский и Львовский автобусные заводы, Кутаисский автозавод и другие предприятия автомобильной про­ мышленности. Изготовляют мото­ ры в одном из самых крупных корпусов ЗИЛа на новом высо- копроизводител ь н о м оборудовании. В мо­ торной корпусе дейст­ вует более ста автома­ тических н механизи­ рованных линий. За счет механизации н ав­ томатизации техноло­ гических процессов здесь удалось значи­ тельно снизить себе­ стоимость продукции. ФЕРМЫ В АРКТИКЕ Н а Ш п и ц б е р г е н , где р а б о т а ю т и ж и в у т с о в е т ­ с к и е ш а х т е р ы , т е п л о х о д « С е г е ж а * д о с т а в и л б о л ь ­ ш у ю г р у п п у х о л м о г о р ­ с к и х к о р о в — п о п о л н е ­ н и е к с т а д у , и м е ю щ е м у ­ с я н а а р к т и ч е с к о м о с т ­ р о в е . Ф е р м ы с т о я т т а м на с а м о м б е р е г у С е в е р н о г о Л е д о в и т о г о о к е а н а . У с л о ­ в и я н а о с т р о в е п о с в о е й с у р о в о с т и и с к л ю ч и т е л ь ­ н ы е д а ж е д л я К р а й н е г о С е в е р а : к о р о т к о е п о л я р ­ н о е л е т о , ч а с т ы е ш т о р ­ м о в ы е в е т р ы , на с к л о н а х г о р — ни к у с т и к а , ни т р а в и н к и . И т е м н е м е ­ н е е л е т п я т н а д ц а т ь н а з а д с ю д а б ы л и з а в е з е н ы к о ­ р о в ы и с в и н ь и . Н а с у п а х д о с т а в и л и и к о р м . Э к с п е ­ р и м е н т о п р а в д а л с е б я . В м е н ю п о л я п н ы х ш а х т е ­ р о в к р у г л ы й г о п с в е ж е е м о л о к о , м а с л о , т в о р о г . С р е д и а р к т и ч е с к и х х о л ­ м о г о р о к и с в и н о м а т о к е с т ь с в о и р е к о р д и с т к и . Н а п р и м е р к о р о в а п о к л и ч к е « В е с н а » , р о д и в ­ ш а я с я . к с т а т и , к а 7 9-й п а р а л л е л и , д а е т 8 .5 т ы с я ­ ч и л и т р о в м о л о к а в г о н . Й з М у р м а н с к о г о с о в ­ х о з а « П о л я р н а я з в е з д а * н а о с т р о в з а в е з л и н е т а к д а в н о ц ы п л я т и т ^ р . п о ­ л у ч и в ш и х п р е д в а р и т е л ь ­ н у ю а р к т и ч е с т п г ю з а к а л ­ к у в а к к л и м а т и з а ц и о н ­ н о м ц е х е х о з я й с т в а . (Т А С С 1. ТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ Письмо передовых тружени­ ков завода «Сибсельмат» заставило нас пристальнее взглянуть на роль коллекти­ ва в укреплении дисциплины труда, отчетливее увидеть то, чего мы еще не сделали. Трудовая дисциплина — это прежде всего четкая органи­ зация труда, которая зависит от специалистов сельского хо­ зяйства, бригадиров, механи­ ков и других хозяйственных руководителей, от их профес­ сиональной подготовки, лич­ ной дисциплинированности и собранности, умения органи­ зовать свой труд и показать пример коллективу. При сов­ ременном уровне развития техники, энерговооруженно­ сти от одного человека по­ рой зависит труд большого коллектива. Вот почему пись­ мо сибсельмашевцев об укреп­ лении трудовой дисциплины нашло горячую поддержку у тружеников села. В совхозе есть способные организаторы, люди, которые умеют и сами прекрасно рабо­ тать и других вызвать к твор­ честву, разбудить инициати­ ву. Первым хочу назвать глав­ ного агронома хозяйства Ми­ хаила Яковлевича Кравченко. Пришел он в совхоз шесть лет назад, в этом коллек­ тиве вырос в зрелого специалиста, приняли его в партию. В прошлом го­ ду избран членом , партко­ ма, Что отличает его как спе­ циалиста? На мой взгляд, это прежде всего высокая ответ­ ственность и чувство нового, вкус к творчеству. Это по ини­ циативе Михаила Яковлевича зашумели на наших полях, тех, что открыты всем ветрам, спасительные лесополосы. Тепличный городок, кото­ рый сейчас размещается на площадке в 3 гектара, это то­ же детище главного агронома. Он ездил в Харьков перени­ мать опыт, а потом горячо до­ казывал. что и мы сумеем ор­ ганизовать пленочные тепли­ цы в своих условиях. Надо было заручиться поддержкой коллектива, обрести союзни­ ков, пройти через все препо­ ны, нередко возникающие на пути нового. Все это под силу только человеку целеуст­ ремленному, по-партийному принципиальному, энергично­ му и, конечно, с крепким ав­ торитетом. Авторитет же у Кравченко такай, что к его слову прислушиваются с ува­ жением люди куда старше, с большим практическим опы­ том работы. Признание кол­ лектива идет от тех черт ха­ рактера Кравченко, о которых " Ту И еще мне хочется под­ черкнуть, что главный агро­ ном нашел правильные пути общения с коллективом, он не над ним стоит, а на шаг впе­ реди, ведет за собой. Михаил Яковлевич с раннего утра « поле; часто я вижу, как он, собрав рабочих того или дру­ гого участка, информирует их о текущих задачах! ведет речь о дисциплине, рассказывает об интересных новинках в об­ ласти полеводства, о передо­ вом опыте у себя в хозяйстве, у соседей. Руководитель не только ор­ ганизатор, но и воспитатель коллектива. Бригадир первой ность, чуткость, опора на ак­ тив — вот каких принципов придерживается Клара Кон­ стантиновна. Она сумела соз­ дать в бригаде обстановку полного взаимопоним а н и я. Здесь привились такие формы морального стимулирования, как чествование передовых работниц; всем коллективом, очень тепло поздравляют обычно именинников. Но это не значит, что бригадир не умеет быть твердой, когда на­ до кого-то наказать. Прймер тому недавнее общее собра­ ние, когда речь шла о двух нарушителях Дисциплины. С них спросили сурово, никто и КОММУНИСТ И ТРУДОВАЯ Д И С Ц И П Л И Н А бригады коммунист Ермолен­ ко Николай Денисович — ка­ валер орденов Октябрьской Революции и «Знак Почета». Потомственный хлебороб, в нашем селе с детства. Во всех делах он опирается на партий­ ную группу бригады, вместе с ней проводит собрания. Инте­ ресно, что на повестку дня ча­ сто выносят здесь вопросы воспитательного характера. Как-то их комбайнер Николай Ломиборотов совершил про­ гул, Николай Денисович, по­ советовавшись с партгрупор­ гом А. В. Шабановым, собрал коллектив. Крепко досталось тогда прогульщику. Помню, как подействовал такой же коллективный метод воспитания на рабочих второй овощеводческой б р и г а д ы А. А. Кучменко и А. А. На- дымову. Здесь секретарем це­ ховой парторганизации мно­ го лет выбирают Валентина Исаковича Кучменко. Все, кто с ним работал, отмечают у секретаря определенный та­ лант воспитателя, он умеет положительно влиять личным своим примером; находит вер­ ный путь к душе подростков. Многие из его бывших под­ шефных, с кем Кучменко при­ шлось немало повозиться, сейчас серьезные люди, рабо­ тают у нас в совхозе, получи­ ли специальность. Женщине куда труднее вы­ ступать в роли руководителя коллектива, но агроном Кла­ ра Константиновна Огаркина отлично справляется со свои­ ми нелегкими обязанностями. Она возглавляет бригаду ово­ щеводов закрытого грунта, ее коллектив уже выполнил годовой план продажи огур­ цов государству. Требователь- не собирался делать нм побла- . жек. Зато уже через несколь­ ко дней те, кого разбирали на собрании, справились с зада­ нием. Партийная организация сов­ хоза постоянно поднимает вопросы о повышении от­ ветственности специалистов за порученный участок ра­ боты. Недавно на заседании парткома заслушали главного зоотехника члена партии Ф. Г. Скажутина. Выбор на него пал не случайно. По­ ложение в животноводстве у нас неблагополучное, в июле, в самый разгар лета, вдруг упали надои с 1 1 лит­ ров в сутки до 9,5. Стали разбираться, в чем дело. Организовали солидную комиссию, чтобы проверить организацию труда во всех пяти бригадах, специалистам на местах предложили тоже подготовиться к отчету, про­ анализировать свою работу, внести конкретные предложе­ ния для принятия мер. Комис­ сия пришла к выводу, что все беды идут от одной причины — нет серьезного контроля за работой животноводов со сто­ роны специалистов. А отсюда — нарушен рацион кормле­ ния, плохо налажена ночная пастьба, не всегда доставляет­ ся вода на летние выпаса. В организации соревнова­ ния мы тоже нашли недочеты, опыт передовиков в бригадах пропагандируют вяло, живот­ новоды не знают своих пока­ зателей. Главный зоотехник согла­ сился с выводами комиссии, а партком со своей стороны бу­ дет держать вопросы живот­ новодства под особым конт­ ролем. Думаю, что нам удаст­ ся исправить положение: кор­ мами мы себя обеспечили, се­ нажа заложили 2,5 плана, концентратов тоже будет в достатке. Выше всех надои в бригаде Л. И. Кузнецовой/она бригадир с высшим образова­ нием, умело ведет свое хо­ зяйство. Опыт этого коллекти­ ва мы стараемся распростра­ нить во всех бригадах. Слушали также на парт­ коме старшего прораба И. А. Попова «Об орга­ низаторской и воспитатель­ ной работе в коллективе строителей». Надо сказать, что к т. Пойову у нас серьез­ ные претензии, мы не раз предлагали ему обратить вни­ мание На воспитательную Сто­ рону работы с людьми. На этот раз разговор был основа­ тельный. На участке хромает дисциплина, но с нарушителя­ ми обходятся очень мягко, не ставят эти случаи на обсуж­ дение. А это прямой путь к снижению производительно­ сти труда, плохой его органи­ зации. Рабочий день на участ­ ке начинают после девяти, старший прораб живет в Огур­ цове, пока он приедет, пока даст задание, люди сидят без дела, глядишь кое-кто в магазин улизнул, а потом — прогул и прочие неприятно­ сти. Строителей у нас 50 че­ ловек, люди собрались в ос­ новном добросовестные, знаю­ щие, с опытом, но есть и та­ кие, кто нуждается в особом к себе внимании, кого надо дер­ жать под неусыпным контро­ лем. Коммунисты потребова­ ли от т. Попова принять са­ мые срочные меры, чтобы ис­ править положение. Вопросы трудовой дисцип­ лины, ответственности за по­ рученное дело красной нитью проходят в повестках партий­ ных собраний на местах. Так, совсем недавно на партийном собрании РТМ и гаража слу­ шался отчет зав. гаражом А. Н. Васильева о его работе по руководству коллективом. На бюро парторганизации жи­ вотноводческого отделения слушались отчеты о работе и поведении коммунистов А. И. Рябова — осеменатора и скотника В. И. Мясоедова. Партком, весь коллектив совхоза едины в своем стрем­ лении поднимать роль руково­ дителей коллективов произ­ водственных участков в ук­ реплении дисциплины труда. Это поможет нам справиться с уборочными делами и вы­ полнить задания новой пяти­ летки. » Г. ЗЯБЛИЦКИИ. Секретарь парткома сов­ хоза «Морской». ПЕРЕДОВИКИ УБОРКИ. АКОМЫЕ Т Р А С СЫ От Гражданцева, где рас­ положена центральная усадь­ ба колхоза имени XX II съез­ да КПСС, до поля — два­ дцать километров. Рано ут­ ром, когда комбайнеры «тех- ничат* машины, Михаил Афа­ насьевич Агрызков уже в рей­ се. Он везет зерно на хлебо­ приемный пункт. Занимается рассвет, когда шофер появляется на поле. И вовремя. «Степные корабли» Василия Семеновича Алейни­ кова, Василия Александрови­ ча Голубева и других механи­ заторов уже плывут в хлеб­ ном разливе. Опытный глаз сразу определяет, к какому комбайну сначала подъез­ жать. Разгрузил бункер Алейни­ кова. успел к Голубеву, взял зерно у Вишнякова — и пр стерне вырулил на проселоч­ ную дорогу. Окинул взглядом убранный участок: обмолоче­ но гектара два, собрано три­ дцать центнеров. Неплохо! ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ»-ШКОЛАМ КОММУНИСТИЧЕСКОГО Т Р У Д А Б о л ь ш о й п о п у л я р н о с т ь ю т р у ­ д я щ и х с я п о л ь з у ю т с я ш к о л ы к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а , в о з ­ н и к ш и е в н а ш е й с т р а н е в р е - Сколько лет ездит по этим дорогам Михаил Афанасье­ вич! Много, еще с времен Ве­ ликой Отечественной войны. Сегодня, возвращаясь из Се­ верного, он вспоминал свои первые рейсы. В осенний день обычно снаряжался обоз из восьми-девяти подвод, возчи­ ками были в основном жен­ щины и мальчишки. Возил хлеб и тринадцатилетний Ми­ ша. Едет, бывало, часами и за всю дорогу грузовика не увидит. Все машины были на фронте, лишь в МТС имелось несколько автомашин. С за­ вистью наблюдал мальчишка за стремительными «зиса- ми», представлял себя зз «ба­ ранкой»... Мечта о шоферском деле жила в нем с тех детских лет. И она сбылась. После службы в Советской Армии правление колхоза послало Михаила на курсы водителей в Куйбы­ шев. Учился старательно. з у л ь т а т е т в о р ч е с к о й и н и ц и а т и ­ в ы с а м и х м а с с . Н а п р е д п р и я ­ т и я х п р о м ы ш л е н н о с т и , т р а н ­ с п о р т а , с т р о й к а х , в к о л х о ­ з а х и с о в х о з а х , в с ф е р е о б с л у ­ ж и в а н и я в и с т е к ш е м у ч е б -н о м г о д у , н а п р и м е р , р а б о т а л о с в ы ­ ш е ЭО т ы с я ч т а к и х ш к о л . П е р е ­ д о в о й п р о и з в о д с т в е н н ы й о п ы т , э к о н о м и ч е с к у ю п о л и т и к у п а р ­ т и и , в о п р о с ы п о в ы ш е н и я э ф ­ ф е к т и в н о с т и о б щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а , а к т у а л ь н ы е п р о ­ б л е м ы к о м м у н и с т и ч е с к о г о с т р о и т е л ь с т в а , в ы д в и н у т ы е в р е ш е н и я х и м а т е р и а л а х X X IV с ъ е з д а К П С С , и з у ч а л и в н и х жадно впитывал знания. И вот в пятьдесят четвертом году Агрызков получил свой пер­ вый автомобиль... На расстоянии в двадцать километров Агрызков делает по 10— 12 рейсов. Когда вы­ дается хороший День, механи­ заторы работают до полуночи. Ритм их труда не нарушают шоферы. А когда комбайнеры идут на отдых, водители дела­ ют еще один рейс в Северное. Такое уж неписаное правило у шоферов в дни страды. А на первых посевах уже появляются зеленые стрелки озимых. Михаил Афанасье­ вич на уборку попал прямо с посевной. Он с помощью ав­ тозагрузчика зап р а в л я л сеялки семенами. Сейчас на душе его спокойно: план се­ ва ржи перекрыт, озимые посеяны в лучшие сроки. В последние годы работать шоферам стало намного лег­ че: лучше стали дороги. Те- б о л е е д в у х с п о л о в и н о й мил­ л и о н о в ч е л о в е к . М н о г о е д л я ш к о л к о м м у н и с т и ­ ч е с к о г о т р у д а м о ж е т с д е л а т ь о б щ е с т в е н н о с т ь , и п р е ж д е в с е г о В с е с о ю з н о е о б щ е с т в о « З н а н и е » . В п р и н я т о м 31 а в г у с т а п о с т а ­ н о в л е н и и п р е з и д и у м п р а в л е н и я о б щ е с т в а р е к о м е н д о в а л с в о и м о р г а н и з а ц и я м о к а з ы в а т ь ш к о ­ л а м к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а п о с т о я н н у ю н а у ч н о - м е т о д и ч е ­ с к у ю п о м о щ ь . В п л а н а х и з д а ­ т е л ь с т в а « З н а н и е » п р е д у с м а т ­ р и в а е т с я в ы п у с к у ч е б н о - м е т о ­ д и ч е с к о й л и т е р а т у р ы и н а г л я д ­ н ы х п о с о б и й д л я э т и х ш к о л . В п о с т а н о в л е н и и п о д ч е р к и в а - перь, если встать пораньше, можно к обеду до Куйбышева обернуться. А давно ли рейс в этот город длился четыре- пять дней. Правда, и сейчас бывают трудные рейсы. По весне ездили в Маслянино за кормушками для коровников. Почти две недели пришлось провести в дороге. Крепко вы­ мотались. Но дружба, взаимо­ помощь одержали победу. Все машины вернулись домой без поломок. ...Продолжаются хлебные рейсы. Намолоты говорят о том, что колхоз выполнит план продажи хлеба государ­ ству. Только надо быстрее, не теряя ни минуты, уби­ рать урожай. Поэтому не считается со временем Миха­ ил Афанасьевич Агрызков — один из лучших шоферов кол­ хоза имени XX II съезда пар­ тии. Г. АФАНАСЬЕВ. Северный район. е т с я , ч т о л е к ц и о н н а я д е я т е л ь ­ н о с т ь д о л ж н а б ы т ь н а п р а в л е н а н а п р о п а г а н д у э к о н о м и ч е с к о й п о л и т и к и п а р т и и н а с о в р е м е н ­ н о м э т а п е , л е н и н с к и х п р и н ц и ­ п о в к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а , п о л у ч и в ш и х д а л ь н е й ш е е р а з ­ в и т и е в р е ш е н и я х и м а т е р и а ­ л а х X X IV с ъ е з д а К П С С , н а п о ­ в ы ш е н и е п о л и т и ч е с к о й с о з н а ­ т е л ь н о с т и и к у л ь т у р н о г о у р о в ­ н я т р у д я щ и х с я , в о с п и т а н и е у н и х с о ц и а л и с т и ч е с к о й д и с ц и п ­ л и н ы т р у д а , л ю б в и н с в о е й п р о ­ ф е с с и и , п о с т о я н н о г о с о в е р ш е н ­ с т в о в а н и я д е л о в о й к в а л и ф и к а ­ ц и и . (Т А С С !. В 45 стран и дут электрически* машины, из­ готовляемые на заводе «Сибзлеитротяжмаш ». Этим особенно гордится коллектив механосбо­ рочного цеха, которому присвоено звание побе­ дителя трудовой вахты в честь XX IV съезда КПСС. Отсюда машины получаю т путевну в жизнь. На енммке: группа передовых рабочих цеха (слева направо) маляр Н. А . БОБРОВСКАЯ, сле­ сарь-сборщик М. М. Ж И ВО ТЯ ГИ Н , бригадир Ф . С. ГРЕБ ЕННИКОВ к старший мастер Н. П. КОЗЫРЕВ. м Фото Г. Климчунз. И Листвянку ждут перемены Год от года растет объем проектно-изыскательских ра­ бот в институте «Сибгипро- шахт». Этот фант — прямое отражение тех задач, которые стоят перед шахтерами Куз­ нецкого угольного бассейна. Директивами XX IV съезда КПСС перед восточной «коче­ гаркой» страны поставлена ответственнейшая задача: «Довести общий объем добы­ чи угля в Кузбассе до 135 млн. тонн». Столь значительный при­ рост добычи в бассейне не­ мыслим без строительства но­ вых и реконструкции дейст­ вующих угольных предприя­ тий. Проекты и тех, и дру­ гих выполняются в новоси­ бирском институте. В 1973 году в строй дей­ ствующих предприятий вой­ дет шахта Распадская № 1, которая по праву считается флагманом советского шахто- строения. Она будет первой в стране с производственной мощностью 6 миллионов тонн угля в год. Орден Октябрь­ ской Революции, которым награжден В. Ф. Царицын — автор проекта Распадской № 1, — вместе с тем призна­ ние заслуг всего коллектива института. Выдача последних рабочих чертежей по первой очереди уникальной шахты совпала с началом рабочего проектиро­ вания центральной обогати­ тельной фабрики, которая, бу­ дет построена исключительно для целей обогащения углей Распадской № 1 . Проект фабрики Распадской (он вы­ полнялся под руководством С. В. Загайнова), получив­ ший высокую оценку в Мини­ стерстве угольной промыш­ ленности СССР, стал еще од­ ним подтверждением творче­ ской зрелости новосибирских проектировщиков - угольщи­ ков. Директивами XX IV съезда КПСС предусматривав т с я уже в нынешней пятилетке начать освоение новой кладо­ вой коксующихся углей Куз­ басса — Ерунаковского ме­ сторождения. День ото дня прибывает дел и забот у В. И. Ческидова — главного инженера проектов по ново­ му месторождению. Но его заботы пока координационно­ го порядка (над проектами новой угольной кладовой Кузбасса работают около де­ сяти проектных институтов страны). А вот у В. Д. Деми­ дова задачи более кон­ кретные. Он — главный ин­ женер проекта «шахты буду­ щего», которая наверняка будет привязана к Ёрунаков- скому месторождению. В институте завершена также работа над технико­ экономическим обоснова­ нием перспективы развития Красногорского разреза. Этот угля ¡еети^Ь Э Т О П О - Х О З Я Й С К И ГУ РТЫ НА О Т КО РМ О Ч Н О Й П Л О Щ А Д К Е ЧУЛЫМ. (Наш корр.). В июне и июле нагульные гур­ ты Кабинетного Совхоза пас­ лись на естественных кормо­ вых угодьях. Привесы были хорошие. Но к началу августа травы на выпасах заметно поредели и высохли, и скот стал терять упитанность. В хозяйстве решили сроч­ но построить откормочную площадку. Для этой цели ор­ ганизовали субботник. На че­ го вышли все, кто не был за­ нят на заготовке кормов: за­ ведующие складами, пенсио­ неры, руководители и специа­ листы совхоза во главе с ди­ ректором М. И. Капищенко. Работа кипеда целый день. Сделали загоны, кормушки, подвели воду к колодам. От­ кормочная площадка получи­ лась просторной и добротной. Сейчас на ней содержится 300 голов молодняка крупно­ го рогатого скота. Ухаживают за животными опытные гур­ топравы Александр Вольф н Николай Омелечко. Сначала скот кормили из­ мельченной горохо-овсяной смесью. В настоящее время подвозят на площадку куку­ рузную массу. Кроме того, в СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА Б О Т В У НА СИЛОС Силос в кормовых рацио­ нах скота с каждым годом занимает все больший удель­ ный вес. Для его приготов­ ления в основном использу­ ются специальные культуры — кукуруза, подсолнечник, вико- и горохо-овсяные сме­ си. Отходы же растениевод­ ства — ботву картофеля и кормовой свеклы, капустный лист — в хозяйствах почти не силосуют. Между тем при их силосовании можно дополнительно получать соч­ ные корма хорошего качест­ ва. Достаточно сказать, на­ пример, что в 100 килограм­ мах ботвы картофеля содер­ жится 13 килограммов кор­ мовых единиц и 1,1 кило­ грамма переваримого бел­ ка. многие витамины. В ки­ лограмме свежей картофель­ ной ботвы содержится 40 миллиграммов каротина. Уборка и измельчение бот­ вы производят ботвоубороч­ ной прицепной машиной «УБД -3 » н некоторыми дру­ гими механизмами. При уборке ботвы на си­ лос необходимо предохранить ее от загрязнения землей. Скошенную ботву нельзя также оставлять на долгое время в кучах. Ботву лучше всего сило­ совать в свежем виде. Для снижения влажности к ней необходимо добавлять из­ мельченную солому, а для улучшения качества силоса еще и легко силосующиеся свежеубранные кукурузу, подсолнечник, капустные ли­ стья. отаву трав, ботву кор­ неплодов. На 1— 2 весовые части картофельной ботвы— одну часть легко силосую­ щегося компонента. Добавля­ емые растения должны быть тщательно измельчены и хо­ рошо смешаны с основной массой. Если таких компо­ нентов нет, силосовать бот­ ву можно с измельченной со­ ломой или мякиной в коли­ честве 15— 20 процентов. Нередко при запаздыва­ нии с уборкой картофеля или свеклы приходится силосо­ вать ботву частично повре­ жденную морозами. Ботва с несколько подсохшими ли­ стьями, если стебли и череш­ ки еще достаточно сочны, пригодна для силосования. В таком случае сухого компо­ нента следует добавлять не более 8 процентов. Значительно лучшего ка­ чества корм из свежей бот­ вы картофеля можно полу­ чить при совместном ее си­ лосовании с предварительна провяленной в полевых ус­ ловиях отавой многолетних или однолетних злаковых трав, а также разнотравья. Провяливать отаву можно до влажности 40— 60 процен­ тов. Лучшим соотношением считается, если к одной час­ ти ботвы добавлять 1— 2 ча­ сти провяленной отавы. К картофельной ботве мо­ жно добавлять и отаву лю­ церны, клевера, донника и других бобовых и их смесей со злаковыми травами, одна­ ко только в провяленном ви­ де. Влажность их должна быть не ниже 40 и не выше 55 процентов. На одну часть картофельной ботвы необхо­ димо добавлять бобово-зла­ ковых компонентов не менее 1.5, а бобовых — не менее 2 частей. При силосовании карто­ фельной ботвы можно добав­ лять и химические препара­ ты. Для этого применяют смесь растворов соляной кис­ лоты и глауберовой соли — так называемый кислотно-со­ левой препарат (ААЗ). Гото­ вится он следующим обра­ зом: в деревянную бочку или чан наливают необходи­ мое ноличество воды, а .за­ тем постепенно добавляют (при перемешивании деревян- нрй лопатой) соляную кисло- На Да­ ту и глауберову соль, каждые 4,5 литра воды ют литр технической соля­ ной кислоты (удельный вес 1,14— 1,16) и 140 граммов глауберовой соли. После 5— 10-минутного перемешива­ ния препарат готов для ис­ пользования. Каждую тонну картофельной ботвы необхо­ димо обработать 40— 50 ки­ лограммами препарата. Для силосования карто­ фельной ботвы может приме­ няться и препарат К-2. Что­ бы получить рабочий раст­ вор, литр препарата разво­ дят в 6 литрах воды. На об­ работку одной тонны свежей ботвы нужно 60 килограм­ мов готового раствора. Химические препараты не­ обходимо равномерно рас­ пределять в силосном сы­ рье. Это достигается уста­ новкой дозатора на ботвоубо­ рочной машине или силосо­ резке. рационе постоянно имеются концентраты, соль. С водо­ поем перебоя не бывает, рас порядок дня строго соблю­ дается. В определенные часы животных выгоняют на про­ гулки в поле, где они пасут­ ся на отавах естественных и сеяных трав. Упитанность скота высо­ кая. В среднем на голову здесь получают более кило­ грамма суточного привеса. Некоторые выбракованные телки прибавляют за день на полтора с лишним килограм­ ма. В ближайшие дни с откор­ мочной площадки снимут первую партию скота и отпра­ вят на мясокомбинат. Сред­ ний живой вес каждой головы составит 350— 400 килограм­ мов. Откармливать скот на пло­ щадке в хозяйстве намерены до самой зимы. А с наступ­ лением морозов площадка бу­ дет служить денником. Ря­ дом с ней имеется теплое по­ мещение для откорма живот­ ных в зимние месяцы. Это позволит хозяйству круглый год сдавать скот на мясо хо­ рошо подготовленным. Смачивание ботвы раство­ ром можно производить и с помощью переоборудован­ ных садовых и других опрыс­ кивателей, а также лейками. Верхние слон силосуемой массы необходимо опрыски­ вать несколько обильнее, чем нижние. Качество силоса в боль­ шой степени зависит от сро­ ков закладки. Поэтому необ­ ходимо не допускать дли­ тельных перерывов в работе. Заложенная масса должна быть тщательно утрамбована и изолирована от притока воздуха. Поверхность силоса необходимо укрыть пленкой соломой и землей (по 10— 15 см). Перед наступлением устойчивых морозов землю необходимо снять и поверх­ ность силоса дополнительно укрыть соломой или сеном. М. ХОДАНОВИЧ. Заведующий отделом консервирования кор­ мов Сибирского НИИ кормов, кандидат сель­ скохозяйственных наук. разрез дает в год 3,5 млн. тонн угля. Сейчас намечают­ ся пути доведения его произ­ водственной мощности до 7 миллионов тонн с параллель­ ным значительным улучше­ нием технико-экономических показателей разреза. Так, например, ожидается увели­ чение месячной производи­ тельности. труда на разрезе примерно'на 100 тонн, пред­ усматривается обогащение углей. Это одна из работ ин­ ститута, которая как нельзя более отвечает строкам из Директив XX IV съезда КПСС: «Опережающими тем­ пами развивать добычу открытым способом, дов ст в 1975 году удельный добычи угля этим способ!___ общей добыче до 30 процен­ тов*. Рассматривается и еще од­ на работа — пересмотр" про­ ектного задания шахты Ли- ствянская (главные инжене­ ры проектов В. Д. Демидов и Г. И. Рыблев). В нем прин­ ципиально по-новому решает­ ся развитие Горловского бас­ сейна, расположенного на территории нашей области и включающего уникальные по качеству угли. О переменах, которые несет с собой этот проект в Искитимский и Не- репановский районы области, свидетельствует такой факт. Сегодня Листвянские шахты дают в год 150— 200 тысяч тони угля. По проекту «Сиб- гипрошахта» в недалеком бу­ дущем Горловекий бассейн будет давать в год до 2 млн. тонн угля, что обеспечит .ъ сырьем развивающуюся в на- щей области электродную промышленность. Б. КУЗНЕЦОВ. Руководитель группы ин­ ститута «Снбгнпрошахт». ^ - ........... т НОВОСТИНАУКИ ИТЕХНИКИ Станки в чемоданах. Пер­ вая партия настольных свер­ лильных станков для техни- ков-любителей выпущена Вильнюсским эксперимен­ тальным заводом. Эти «ма­ лютки» легко помещаются в небольших чемоданах. Съем­ ная электродрель станка поз­ воляет сверлить отверстия в стене. Это не первый ста­ нок, выпускаемый для широ­ кого потребителя заводами Литвы. Большой популярно­ стью пользуются, например, небольшие универсальные деревообрабатывающие и то­ карные агрегаты. Геологические приборы. Геологи могут теперь отка­ заться от бурения скважин при разведке подземных вод. Каротажная станция, сконст­ руированная в Москве в и£к ституте гидрогеологии и ин­ женерной геологии, быстро определяет фнзико - механи-ч ческие свойства пород. Зонд,« состоящий из миниатюрных датчиков, вдавливают в зем­ лю на 30-метровую глубину. Электрические и радиомет­ рические импульсы поступа­ ют в походную лабораторию, где приборы вычерчивают диаграммы о плотности и влажности грунта, уровне подземных вод. Производи­ тельность каждой установки в десять раз выше, чем при лабораторных методах. За летний сезон она экономит до 90 тысяч рублей. Анализ — за пять секунд. Стоит погрузить пластмассо­ вый датчик в бидон или про- оирку с молоком, и элект­ ронный прибор «ОСМ-70» выполнит экспресс-анализ Стрелка покажет наличие или отсутствие в молоке по­ сторонних примесей, воды и т. п. И все это за пять — семь секунд, тогда как по­ добный анализ обычными ме­ тодами длится несколько ча­ сов. Первую промышленную партию таких электронных определителей качества мо-Л лока изготовил одесский за­ вод «Промсвязь» (ТАСС ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2