Советская Сибирь, 1968, № 156

Шол&теашъвсея стран» соединяйтесь ,9 С О В Е Т С К А Я СИБИРЬ ОРГАН НОВОСИБИРСКОГО ОБКОМА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издания 49-й. № 156 (14551). 6 июля 196$ г., суббота. Цена 2 коп. ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД ЗАКОНЧИЛ 4 июля Всесоюзный съезд учителей продолжал свою работу. В прениях по докладу министра просвещения СССР М. А. Прокофьева «О состоя­ нии и мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразователь­ ной школы» выступили министр про­ свещения Грузинской ССР Т. В. Лаш- карашвили, председатель ЦК проф­ союза работников просвещения, выс­ шей школы и научных учреждений Т. П. Янушковская, учительница из Якутии Е. С. Оконешникова и другие. Затем слово было предоставлено тепло встреченному делегатами съез­ да и гостями Генеральному секрета­ рю ЦК КПСС товарищу Л. И. Брежне­ ву. Его речь, выслушанная с большим вниманием, неоднократно прерыва­ лась аплодисментами. На вечернем заседании 4 июля вы­ ступил министр просвещения Казах­ ской ССР К. А. Айманов, министр культуры СССР Е. А. Фурцева, ди­ ректор Пярнуской средней школы УЧИТЕЛЕЙ № 2 (Эстония) Л. Ю. Соовик гие. И ДРУ- Делегаты съезда приняли обраще­ ние ко всем учителям, работникам народного образования, родителям и общественности Советского Союзе. С большим воодушевлением еди­ ногласно было принято письмо ЦК КПСС, Президиуму Верховного Сове­ та СССР и Совету Министров СССР. На этом Всесоюзный съезд учите­ лей закончил свою работу. Речь товарища JI. И. БРЕЖНЕВА Дорогие товарищи! Всесоюзный съезд учите­ лей, созванный в столь широ­ ком и представительном со­ ставе, — крупное событие в общественно-политической и культурной жизни нашей страны. Здесь собрались представители той части со­ ветской интеллигенции, кото­ рой доверено самое дорогое для всех нас, — воспитание молодого поколения — поко­ ления будущих строителей коммунистического общества. Ц е н т р а л ь н ы й Комитет Коммунистической партии и Советское правительство пе­ редают вам сердечный привет и пожелания успехов в рабо­ те вашего съезда. Коммунистическая партия и Советское правительство, весь наш народ уделяют боль­ шое внимание школе, совет­ скому учителю. Образование в нашей стране — часть ее жизни. Именно в школе-за­ кладываются фундамент зна­ ний человека, основы его ми­ ровоззрения формируется характер Все качества, опре­ деляющие облик советского человека. — его коммунисти­ ческая сознательность, лю­ бовь к труду, патриотизм, гу­ манность, чувство интерна­ ционализма — воспитывают­ ся под воздействием и при активном участии школы. Это можно сказать без всякого преувеличения. Вы собрались для того, чтобы обсудить вопросы дальнейшего развития народ­ ного просвещения. Это — де­ ло большого государственно­ го и общественного значения. В докладе министра просве­ щения СССР товарища Про­ кофьева, в выступлениях де­ легатов съезда говорилось о том, чем сегодня живет наша школа и какие задачи выдви­ гает перед ней современный этап к о м м у н и с тического строительства. Обсуждая эти вопросы, ваш съезд как бы подводит . итог развития на­ родного образования за пять­ десят лет. Среди первых декретов Со­ ветской власти, подписанных В И. Лениным, рядом с де­ кретами о мире, о земле, о национализации заводов и банков были декреты о на­ на Всесоюзном съезде учителей ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ УКРАИНЫ Центральный Комитет Коммунистической партии Со­ ветского Союза горячо поздравляет коммунистов Украины, весь украинский народ с 50-летием со дня открытия перво­ го съезда и -образования Коммунистической партии Украи­ ны — боевого отряда великой ленинской партии. Созданная под руководством В. И. Ленина и Централь­ ного Комитета нашей партии, Коммунистическая партия Ук­ раины прошла славный полувековой путь борьбы и побед. В одном строю с революционным пролетариатом и кресть­ янством России Трудящиеся Украины, возглавляемые большевистскими организациями, боролись против цариз­ ма и капитализма, отстаивали завоевания Великого Октяб­ ря от иностранных интервентов и внутренней контррево­ люции в годы гражданской войны. Братская сплоченность, единство революционных целей русского и украинского пролетариата, всех трудящихся нашей Родины сыграли решающую роль, в их социальном и национальном- освобо­ ждении. Встав на путь строительства социализма, украинский народ в семье советских народов обрел подлинную свобо­ ду, национальную социалистическую государственность, добился небывалого подъема экономики и расцвета куль­ туры. Верные ленинской национальной политике коммунисты Украины провели огромную работу по укреплению друж­ бы и братского единения украинского народа со всеми на­ родами нашей социалистической Родины, во имя торжест­ ва идей интернационализма. Претворяя в жизнь генеральную линию КПСС, партий­ ные организации Украины последовательно боролись про­ тив троцкистов, правых оппортунистов, национал-уклони­ стов и других антиленинских группировок, отстаивая един­ ство партии, чистоту марксизма-ленинизма. На всех этапах развития Советского государства Ком­ мунистическая партия Украины была надежной опорор Центрального Комитета КПСС в осуществлении задач ле­ нинской политики индустриализации страны, коллективи­ зации сельского хозяйства, подъема социалистической культуры. Трудящиеся Украины, руководимые коммуни­ стическим авангардом, с помощью русского и других брат­ ских народов нашей страны превратили Украинскую ССР в мощную индустриальную социалистическую республику с высокоразвитым сельским хозяйством, передовой наукой и культурой. В суровые годы Великой Отечественной войны украин­ ский народ плечом к плечу со всеми народами СССР ге­ роически сражался с врагом и внес большой вклад * об­ щее дело победы над германским фашизмом. И в этой тя­ желой борьбе в авангарде народа неизменно шли комму­ нисты/- * ■ Трудовой энтузиазм рабочего класса, колхозного кресть­ янства. интеллигенции, братская поддержка всех респуб­ лик нашей страны позволили Советской Украине в корот­ кий срок восстановить разрушенное войной хозяйство и добиться новых достижений в подъеме экономики н куль­ туры. Сегодня более чем двухмиллионный отряд коммунис­ тов Украины направляет творческую энергию рабочих, тру­ жеников сельского хозяйства, интеллигенции республики на успешное претворение в жизнь решений X X III съезда КПСС, дальнейшее повышение эффективности обществен­ ного производства, досрочное выполнение пятнлетнего плана развития народного хозяйства, усиление идейно-по- литической работы в массах, на подготовку достойной встречи 100-лстня со дня рождения В. И. Ленина. Центральный Комитет Коммунистической партии Совет­ ского Союза выражает твердую уверенность * том, что Коммунистическая партия Украины будет и впредь уве­ ренно вести трудящихся Украинской ССР в нерушимом братском единстве с народами всех других союзных рес­ публик по пути, указанному великим Лениным, добьется новых, еще больших побед в деле коммунистического стро­ ительства. Ц ЕН ТРАЛ ЬНЫ Й КОМИТЕТ к о м м у н и с т и ч е с к о й п а р т и и СОВЕТСКОГО СОЮЗА. О СО ЗЫ ВЕ ш е с т о й с е с с и и н о в о с и б и р с к о г о ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУД ЯЩ И ХСЯ (одиннадцатого созыва) Исполнительный комитет Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся доводит до сведения депута­ тов областного Совета, что открытие шестой сессии Ново­ сибирского областного Совета депутатов трудящихся (одиннадцатого созыва) состоится 11 июля 1968 г. в 10 ча­ сов утра в большом зале облисполкома. На рассмотрение областного Совета депутатов трудя­ щихся вносится вопрос «О состоянии н мерах по дальней­ шему улучшению медицинской помощи населению». Для участия в работе сессии областного Совета депута­ тов трудящихся приглашаются депутаты Верховного Сове­ та СССР н депутаты Верховного Совета РСФС Р. родном просвещении, о лик­ видации неграмотности и все­ общем образовании. В. И.’Ле­ нин призвал партию постоян­ но заботиться о народном просвещении, об учителе Выросший в замечательной учительской семье, он хоро шо знал, уважал и ценил не­ легкий педагогический труд В. И. Ленин выдвинул зада­ чу: поставить народного учи­ теля «на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе» Это указание стало одной из основ культурной политики партии и Советского государ­ ства. В те дни народное просве­ щение называли третьим фронтом молодой Советской республики — наряду с обо­ роной и восстановлением на­ родного хозяйства С первых же дней народное образова­ ние складывалось и развива­ лось с учетом национального многообразия нашей страны на прочных основах ленин­ ской политики дружбы на­ родов. Многим народностям Советская власть дала не только школу, но и письмен­ ность, которой они раньше не имели. Культурная революция ста­ ла неотъемлемой частью ре- V волюции социалистической. Это была подлинная револю­ ция в духовной жизни нашего общества, открывшая доступ всем народам молодой рес­ публики к знаниям, к со­ кровищам культуры, на­ копленной всеми предше­ ствующими поколен и я м и , она положила начало но­ вому социалиста ч е с к о м у этапу в развитии мировой культуры. Чтобы по достоин­ ству оценить значение и ре­ зультаты культурной револю­ ции в Советском государст­ ве. полезно вспомнить о том, что в наследство от капита­ лизма нам досталась страна не только бедная и разорен­ ная войной. Ее народ был безжалостно-ограблен в смыс­ ле культуры и образования. В дореволюционной России три четверти населения не умели читать и писать, а Со­ ветский Союз стал по сущест­ в у страной сплошной грамот­ ности. Людей с высшим и средним специальным обра­ зованием на всю огромную страну до революции насчи­ тывалось менее трехсот ты­ сяч, а сейчас только предста­ вителей вашей специально­ сти — учителей — у нас два с половиной миллиона человек. Если пользоваться школьной терминологией, то можно сказать, что самый строгий учитель — история поставила нашей стране по предмету «народное образо­ вание» самый высокий балл. И действительно, такого стремительного взлета к вер­ шинам знания и культуры, какой совершил Советский Союз, человечество еще не знало. Перед советским народом, осуществившим победонос­ ную социалистическую рево­ люцию, стояли труднейшие задачи. Надо было восстанав­ ливать и строить промыш­ ленность, переводить на рель­ сы социализма сельское хо­ зяйство, крепить оборону, на­ лаживать управление стра­ ной. Для этого, прежде всего, нужны были люди — люди, преданные делу социализма, люди грамотные, образован­ ные. И если мы с честью вы­ шли из всех испытаний, то в первую очередь потому, что страна воспитала таких лю­ дей, такие кадры. В этом — большая заслуга советской школы. . Мы высоко ценим, товари­ щи, подвиг героев, которые отстояли завоевания Октября на поле брани, поднимали из. руин разрушенное войнами хозяйство, создавали наше экономическое могущество. штурмовали твердыни науки и покоряли космос. В ряду этих замечательных подвигов стоит и труд учителя — скромный, но требующий по­ стоянного напряжения всех духовных сил, мудрого терпе­ ния и великой любви — люб­ ви к детям, любви к народу, любви к своему делу. За этот труд спасибо совет­ скому учителю от лица на­ шей партии, от всего совет­ ского народа! Всенародное признание за­ слуг нашего учительства на­ шло новое выражение в при­ своении большой группе пе­ дагогов звания Героя Социа­ листического Труда. Разре­ шите от всей души поздра­ вить награжденных и в их лице всех учителей с такой высокой оценкой их благород­ ного труда. Товарищи! Социализм отличается от других общественных систем тем, что сознательно, всем своим развитием он Целена­ правленно подготавливает и формирует свое будущее. Де­ ло не только в том, что со­ ставляются планы, в соответ­ ствии с которыми страна се­ годня проектирует и заклады­ вает хозяйственные комплек­ сы, новые отрасли промыш­ ленности, которые понадо­ бятся народу через пять или десять лет. Не меньшее зна­ чение имеют и те программы, которые связаны с формиро­ ванием человека и обществен­ ных отношений, с прогрессом науки и культуры, призван­ ными обеспечить Советскому государству быстрое н гармо­ ничное развитие в близком и более отдаленном будущем. Если иметь в виду эту сто­ рону работы, то можно, С уверенностью сказать, чтр перед нами стоят задачи н по значению, и по масштабам не менее грандиозные, чем те, которые Советская власть ре­ шала в период культурной революции Об этом уместно напомнить здесь, на съезде, поскольку школе, учителям отведена в их решении весьма ответственная роль. (Окончание на 2-й стр.). ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОМИТЕТУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, ПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР, С О В Е Т У М И Н И С Т Р О В С ОЮ З А СС Р Всесоюзный съезд учителей от имени многомиллионной ар­ мии работников народного образования обращается со слова­ ми глубокой благодарности к Центральному Комитету Комм у­ нистической партии Советского Союза, Президиуму Верховно­ го Совета СССР и Совету Министров Союза ССР за неустан­ ную заботу о школе, постоянное внимание и помощь учителю, высокую оценку его труда. Каждый из нас с гордостью и ве­ ликой ответственностью сознает, что партия и народ с глубо­ ким уважением и заботой относятся к учителю, отдающему свои силы и знания, всю теплоту сердца обучению и воспита­ нию детей. С бр льш 'им воодушевлением и'радостькэ учительство стра­ ны восприняло приветствие Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР Всесоюзному съезду учителей, выступление на нашем съезде Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Брежнева Л. И. 8 руководстве партии — источник нашей силы, залог всех успехов советской школы. Партия определила пути развития школы на ближайшие годы, выдвинула новые ответственные задачи в области народного образования. Наши усилия на­ правлены на успешное претворение их в жизнь. Советская школа развивается как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В соответствии с Программой КПСС и решениями XX III съезда партии осуществляется пере­ ход к всеобщему среднему образованию молодежи, что яв­ ляется новым завоеванием социализма. В настоящее время последовательно совершенствуется со­ держание школьного образования, укрепляется учебно-мате­ риальная база щколы, оказывается серьезная помощь школе со стороны широкой общественности. Мы отдаем себе ясный отчет в том, как много предстоит еще сделать по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы. Школа находится на переднем крае идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Она и впредь должна усиливать наступление против буржуазной идеологии, давать решительный отпор лживой вражеской пропаганде, системати­ чески разоблачать реакционную человеконенавистническую сущность современного имперйализма. Воспитание молодежи — это важнейший вопрос будущего развития советского общества. Главный долг школы состоит в том, чтобы под руководством партии, опираясь на помощь и поддержку всего народа, растить поколение, достойное на­ ших славных идеалов, — людей политически зрелых, глубоко идейных и сильных духом, вооруженных прочными знаниями основ наук, самоотверженных й убеждённых борцов за ком­ мунизм, патриотов и интернационалистов. Нет сомнения в том, что школа достойно выполнит свою первостепенную обязан­ ность по формированию у школьников высокой коммунисти­ ческой сознательности и нравственности, подготовке молоде­ жи к жизни, воспитанию ее на замечательных революционных, боевых и трудовых традициях советского народа. Примером могучей силы для воспитания молодежи служит жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина — самоот­ верженная революционная борьба, непоколебимая стойкость и преданность делу рабочего класса, делу коммунизма. Подготовка к столетию со дня рождения нашего великого вождя делает всю деятельность школы еще более целена­ правленной и плодотворной. Мы приложим все силы, чтобы к славному юбилею добиться еще больших успехов в обучении и воспитании детей, настойчиво развивать у них любовь и ин­ терес к науке, умение самостоятельно приобретать и практи­ чески применять полученные знания. Мы отчетливо сознаем, что дальнейший подъем народного образования, улучшение всей воспитательной работы школы зависит прежде всего от учителя, от его идейно-политическо­ го и культурного кругозора, от уровня его научных знаний и педагогического мастерства. Только будучи вооруженными передовой теорией марксизма-ленинизма и современными на­ учными и педагогическими знаниями, учителя смогут успешно решать большие задачи, стоящие перед школой. Советские учителя будут всегда идти в ногу с жизнью, повседневно со­ вершенствовать свои знания, овладевать передовыми метода­ ми обучения и воспитания, учиться на передовом опыте. При­ своение большой группе наиболее отличившихся учителей вы­ сокого звания Героя Социалистического Труда вдохновляет всех нас на самоотверженную, творческую работу. 8. И. Ленин на заре Советской власти назвал учительство главной армией социалистического просвещения и призвал его связать свою деятельность с партией, с социалистической организацией общества. Мы с гордостью можем сказать, что этот ленинский завет народные учителя с честью выполняют."-” Они были и остаются верными помощниками партии в деле коммунистического воспитания советского человека, несут знания народу. Учителя — один из самых многочисленных отрядов совет­ ской интеллигенции — всегда были, есть и будут вместе с ра­ бочим классом и колхозным крестьянством, вместе с родной партией. Работа Всесоюзного съезда учителей еще более сплотила ряды учительства вокруг Коммунистической партии, ее ленинского Центрального Комитета и Советского прави­ тельства. Мы, участники Всесоюзного съезда учителей, от имени всех работников просвещения страны заверяем Центральный Ко­ митет Коммунистической партии Советского Союза, Президи­ ум Верховного Совета СССР и Совет Министров Сою за ССР, что будем всегда верны знамени Ленина, знамени Великого Октября, не пожалеем своих сил, энергии и знаний для ком­ мунистического воспитания подрастающих поколений. Да здравствует наша социалистическая Родина! Слава советскому народу — доблестному строителю ком­ мунизма, мужественному борцу за мир и счастье всех людей труда! Да здравствует Коммунистическая партия Советского Сою ­ за — вдохновитель и организатор всех наших побед! И Д Е Т С Е Н О К О С гМ . ■....... Ид е т смотр п р о и з в о д и т е л ь н о с т и труда О П Е Р А Т И В Н Ы Е ШК ОЛЫ Ж Е Л Е З Н О Д О Р О Ж Н И К О В Более 230 гектаров занимаю т на втором от­ делении Целинного совхоза Коченевского рай­ она многолетние тр авы . Как только люцерна и костер подошли для ношения, на луга вы­ шла те хн и ка. Я сная погода способствует бы­ стром у вы сы ханию снош енны х трав. И ту т на л уга вы ходят пресс-подборщики. В хозяйстве уже давно отказались от стогова­ ния. Все сено прессуется и отправляется на оажные склады . снимке: маш инист пресс-подборщика В. И. ГОСМАН (слева). Справа — сеноубороч­ ный агрегат в работе. Фото Б. Ш ум акова. фунра Коллектив орденоносной Западно-Сибирской железной дороги из года в год ведет плодотворный поиск производ­ ственных резервов. По росту производительно­ сти труда магистраль являет­ ся одной из передовых на се­ ти дорог Советского Союза. Научная организация труда, которой охвачены все звенья многогранного дорожного хо­ зяйства, способствует совер­ шенствованию работы транс­ порта. На магистрали широко практикуются оперативные школы высокопроизводитель­ ного труда, организованные непосредственно на рабочем месте. Об опыте одной из школ бы­ ло рассказано в корреспонден­ ции «Станция — школа вы­ сокопроизводительного тру­ да», опубликованной в газете «Советская Сибнрь» за 25 ню­ ня. Начальник Западно-Сибир­ ской дороги Н. П. Никольский направил всем начальникам отделений и станций телеграф­ ное указание, в котором отме­ чается, что в Новосибирской области начался смотр резер­ вов производительности труда. В нем должны принять уча­ стие все железнодорожники магистрали. Руководство дороги высоко оценило почин ияских желез­ нодорожников. Содружество инженеров н новаторов позво­ лило этой станции добиться высокопроизводительного тру­ да. В телеграмме рекомендо­ вано перенять опыт смен стан­ ции Инская тт. Баранова н Сарнова. Придавая исключительное значение дальнейшему изы­ сканию резервов роста произ­ водительности труда, руковод­ ство дороги обязало начальни­ ков отделений и станцнй обсу­ дить и изучить материалы, опубликованные в газете «Со­ ветская Сибирь» не только на предприятиях, расположен­ ных в Новосибирской области, но н на Алтае, в Кузбассе, Томской н Омской областях, повсеместно создать опера­ тивные школы высокопроизво­ дительного труда. Т О Р Ж Е С Т В Е Н НЫЙ ПЛ ЕНУМ ЦК К О М П А Р Т И И У К Р А И Н Ы КИЕВ, 5 июля. (ТАСС). Более чем двух­ миллионный отряд украинских коммунистов, все труженики трижды орденоносной респуб­ лики торжественно отмечают 50-летие Ком­ мунистической партии Украины. Этому знаме­ нательному событию был посвящен торжест­ венный Пленум ЦК КП Украины, состоявший­ ся в Киеве. Сессионный зал Верховного Совета запол­ нили члены и кандидаты в члены ЦК КП Ук­ раины, члены ревизионной комиссии КП Украи­ ны, первые секретари обкомов партии, старые коммунисты, руководители республиканских министерств и ведомств, передовики производ­ ства, деятели науки и культуры, воины Воору­ женных Сил СССР, партийный актив города — всего 1.000 человек. Пленум открыл член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК КП Украины П. Е. Ше­ лест. С огромным воодушевлением присутствую­ щие избрали почетный президиум в составе Политбюро ЦК КПСС. В адрес торжественного пленума поступило приветственное письмо ЦК КПСС, которое ог­ ласил кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров УССР В. В. ЗЦербицкий. . С докладом «Коммунистической партии Ук­ раины — пятьдесят лет» выступил П. Е. Ше­ лест.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2