Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

П А Р Т И Й Н А Я

Ж И З Н Ь

Идейное воспитание профессорско-

преподавательских кадров

Наша партия и Советское государство

поставили перед высшей школой большие

и ответственные задачи в деле подготовки

высококвалифицированных кадров, воору­

женных глубокими знаниями, воспитанных

в цухе советского патриотизма.

Весь процесс обучения в высшем учеб­

ном заведении должен быть пронизан глу­

бокой идейностью, большевистской партий­

ностью, непримиримостью к проявлениям

буржуазной идеологии. Это обязывает пре­

подавателей вузов в совершенстве овладеть

марксистско-ленинской теорией, уметь при­

менять ее в своей педагогической деятель­

ности.

Партийная организация Новосибирского

педагогического 'института в нынешнем

учебном году улучшила руководство марк­

систско-ленинским образованием профес­

сорско-преподавательских кадров. Она до­

билась того, что большинство преподава­

телей институт..!, успешно повышает идей­

но-политический уровень. Девять человек

учатся в вечернем университете марксиз­

ма-ленинизма, другие самостоятельно изу­

чают

произведения Маркса, Энгельса,

Ленина, Сталина. В помощь занимающимся

политическим

самообразованием широко

используются индивидуальные консульта­

ции. Еще в начале учебно,го года парт­

бюро выделило консультантами наиболее

теоретически подготовленных коммунистов

тт. Синицына, Розенберга, Дашкова, Лоба­

нова..

Еонсульташты помогли преподавателям

составить индивидуальные учебные пла­

ны, подобрать соответствующую литерату­

ру. Успешно выполняют индивидуальные

планы учебы преподаватели тт. Рывкии,

Алексеевич, Мерзлякова, Гаврик, Шаров,

Постнов, Титова. Они глубоко изучили

Произведения Ф. Энгельса «Анти-Дюринг»,

'«Диалектика природы»,

В. И. Ленина

’«Что делать?», «Что такое «друзья паро­

да» и как они воюют против социал-де­

мократов?», И. В. Сталина, «О дмлекти-

ческом и историческом материализме»,

«Анархизм или социализм?» и другие.

Консультации явились также одной из

форм проверки того, как самостоятельно

изучающие выполняют свои индивидуаль­

ные планы, как они усвоили основные по­

ложения темы или всего изучаемого про­

изведен,ия.

По инициативе партийного бюро в ин­

ституте организовано два семинара. На

одном из вих изучается «Диалектический

материализм», на другом —* «Историче­

ский материализм». Метод занятий на се­

минаре установлен следующий: сначала

руководитель читает вводную (лекцию, да­

ет план изучаемой темы и указывает ли­

тературу для самостоятельной работы. За­

кончив изучение рекомендованной литера­

туры, участники семинара собираются на

теоретическое собеседование. 0б1ычио высту­

пает несколько товарищей, освещающих

отдельные теоретические положения, затем

начинается Обсуждение темы в форме

свободной дискуссии. Итоги обсуждения

подводит руководитель семинара.

Семинаром по диалектическому материа­

лизму руководит тов. Синицын. Все 15

участников этого семинара тщателшо го­

товятся к собеседованию, пользуясь кон­

сультацией

и советами руководителя.

Участники семинара -изучили произведе­

ния К. Маркса я Ф. Энгельса «Манифест

Коммунистической партии», Ф. Энгельса

«Людвиг

Фейербах»,

«Анти-Дюрштг»,

«Диалектика природы». Сейчас изучают

«Материализм

и

эмпириокритицизм»

В. И. Линина. Изучающие революционную

теорию путем семинарских занятий пре­

подаватели тт. Кравцова,, Люцерийа, Лоба­

нова, Угодников успешно сдали кандидат­

ский минимум по «Диалектическому и

истерическому материализму».

Менее успешно работает семинар по

изучению «Исторического материализма,».

Здесь низка посещаемость занятий, малая

активность при обсуждении теоретических

вопросов.

Партийное бюро института систематиче­

ски оказывает помощь самостоятельно

изучающим марксизм-ленинизм. На заседа­

нии бюро часто рассматриваются вопросы,

связанные с идейным воспитанием кадров,

обобщается опыт лучших консультантов,

даются указания и советы.

Многие

самостоятельно

изучающие

марксистско-ленинскую теорию не ограни­

чив,а,ются

обычным конспектированием

прочитанных книг, а составляют рефера­

ты. Действенную помощь им в этом ока­

зывают консул ьтанты.

Хорошо привилась в институте и такая

форма руководства политическим самообра­

зованием кадров, как теоретические кон­

ференции. Они проводятся по различным

вопросам марксистско-ленинской теории.

Общеинститутские конференции, паири-

мер, были посвящены темам:

«Значение

работы И. В. Сталина «Марксизм и вопро­

сы языкознания» для дальнейшего разви­

тия советской науки» и «О постепенном

переходе от социализма к, коммунизму».

По первой теме на конференции было за­

слушано 12 докладов. Обе конференции

прошли с большой активностью.

Кроме общеииститутских, проводятся и

(Кш.культотскйо теоретические конференции.

Так, преподаватели физико-математическо­

го факультета по инициативе партийной

организации устроили теоретическую кон­

ференцию на тему: «Диалектический мате­

риализм и вопросы современного естество­

знания». На ней были заслушаны докла­

ды: «Теория относительности

в

свете

марксистско-ленинского учения», «Вопро­

сы квантовой механики и диалектический

материализм»,

«Марксистско-ленинское

учение о материи и движении и современ­

ная физика».

С большим успехом прошла теоретиче­

ская конференция на географичес-ком фа­

культете на тему': «Условия материально!"

жизни общества».

Во второй половине учебного года была

применена еще одна форме теоретической

учебы — диспут. С особым интересом про­

шел диспут на тему: «Воспитание как об­

щественное явление». Большую подготови­

тельную и организационную работу к дис­

путу провели партийное бюро и кафедра

педагогики. Заранее был разработан план,

указана литература. Вступительный док­

лад сделал заведующий кафедрой педагоги­

ки тов. Алимов. Затем развернулась ожив­

ленная дискуссия. Хорошо подготовленны­

ми и политически заостренными были вы­

ступления тт. Шагрова, Синицына, Андрее­

ва, Ностнова н других. Диспут продолжал­

ся на протяжении трех собраний.

Подводя предварительные итоги идейно­

го воспитания преподавательских кадров в

этом учебном году, можно сказать, что

установившиеся в институте формы поли­

тического самообразования кадров вполне

себя оправдали.

Однако есть еще такие педагоги, кото­

рые плохо повышают свой идейно-полити­

ческий уровень. Преподаватель математи­

ки Л. К. Эле даже не имеет плана индиви­

дуальной учебы, а тт.

Ермачен.ко,

Бала-

ник, Теверовсюая, Рагелъ не посещают се­

минарских занятий и не ¡выполняют ин­

дивидуальных планов политического само­

образования.

Задача состоит в том, чтобы закрепить

достигнутые успехи в марксистско-ленин­

ском образовании кадров, повысить конт­

роль, добиться успешного выполиепня ин­

дивидуальных планов теоретической уче­

бы каждым преподавателем. Необходимо

повысить ответственность парторганиза­

ций факультетов эа марксистско-ленинское

воспитание преподавателей. Партийному

бюро на своих заседаниях, а также на

партийных собраниях следует чаще слу­

шать отчеты консультантов, руководите­

лей семинаров.

Вопросы идейно-теоретической

учебы

преподавательского состава должны всегда

стоять в центре внимания работы партий­

ной организации института.

М. ЛЕВАНТ.

Письма в редакцию

Серьёзные недостатки в важном деле

На стр ои те л ьстве К а х о в с ко го ги д р о ­

узла зе м сна ряд «Онега»

начал ры тье

ко тл ова на под о сновны е гид р о те хн и ч е ­

ски е со о р у ж е н и я . В час зе м снаряд в ы ­

ним ает из ко тл ова на 1.200 ку б и ч е с ки х

м етров гр у н т а и по тр уб о п р о во д у вы ­

б расы вает его на левы й

берег р еки

К о н ка . На с н и м ке : водолаз Б. И. КОХА-

НОВ го то в и т к с п у с к у под воду водола­

за п е р во го кл а сса В. А . ТЕРНО Г ' " " О

для осм отра дна котл ована.

Ф ото А . Ф атеева.

(Ф о то х р о н и ка ТАСС).

Большую помощь оказывают колхозам

межрайонные живконторы по улучшению

породности скота. Ежегодно они завозят

племенных производителей — быков, ба­

ранок, хрякбв. Однако в этой важной ра­

боте имеют место серьезные недостатки.

Отсутствует зоотехнический контроль за

хозяйствами, выращивающими племенной

молодняк, и недостаточно строго произво­

дится его отбор. По этой причине в кол­

хозы часто поступает неполноценный в

племенном отношении скот. Подтвердим

это фактами.

В прошлом году Куйбышевская меж­

районная живконтора доставила

в

Здвин-

ский район для продажи колхозам 46 пле­

менных бычков остфризской и симменталь­

ской пород, из которых

19 оказались

больными. Все 20 остфризов принадле­

жали ко второму классу, из 26 симмента-

лоб ко второму классу принадлежали 9,

а

остальные 17 — к третьему. Выяснилось,

что и другие качества породности

низкими.

Да

иначе и быть

не могло, так

как не было правильного подбора роди­

телей. Об этом свидетельствует тот

факт,

что в племенные книги были

записаны

только 7 животных.

Несколько слов

о племенных баранах.

В Здвпнектш район их в

прошлом году за­

везли

100

голов,

в

том

числе 38 из кол­

хоза «Краснофлотец», Локтевского района,

Алтайского края. Племенные

документы

были оформлены небрежно и

подписаны

заместителем... зоотехника.

Такое положе­

ние явно

противоречит существующим

правилам.

Межрайонные и областная живконторы

должны резко улучшить свою деятель­

ность и не допускать в дальнейшем за­

воза недоброкачественного скота.

И. АНИКИН.

Главный зоотехник

Здвинскего

райсельхозотдела.

0 д р е в е с н ы х о т х о д а х

Доклад новатора на заседании

бюро райкома ВКП(б)

Бюро Кировского райкома ВКП(б) за­

слушало доклад новатора тов. Ляшенко —

контрольного мастера завода «Тяжстанко-

гидропресс» имени Ефремова. Творчески

подойдя к почину знатных стахановок

страны тт. Жандаровой и Агафоновой, он

решил добиться того, чтобы каждая деталь

прошла все операции на протяжении всего

технологического цикла без снижения вы­

сокого качества.

Внедрение начинания тов. Ляшенко

привлекло внимание всего коллектива

завода к качеству продукции.

Бюро райкома одобрило опыт тов. Ля­

шенко и обязало парткомы, партбюро

предприятий, заводские и фабричные проф­

союзные комитеты, хозяйственных руко­

водителей изучить и распространить это

ценное начинание на все производствен­

ные участки, добиваясь действенности со­

ревнования за комплексный выпуск про­

дукции отличного качества.

Семинар п р ед сед а тел ей цехкомов

Первомайский райком партии провел вых комитетов профсоюзов, об охране

тру-

однодневный семинар председателей цехо­

вых комитетов профсоюзов. Участники се­

минара слушали лекции о международном

положении, об организации работы цехо-

да и технике безопасности на производ­

стве. Обсуждены также очередные практи­

ческие задачи профсоюзных организаций.

Кружок перестал работать

Среди многочисленных кружков в сети

партийного просвещения отдел пропатая-

ды и агитации Усть-Таркского райкома

партии предусмотрел кружок по изучению

диалектического и исторического материа­

лизма. Кроме коммунистов, в «ого влилась

значительная группа беспартийных: учи­

теля, врачи, специалисты сельского хо­

зяйства.

Пропагандист тов. Ста,ричеико сумел за­

интересовать слушателей. Они охотно по­

сещали занятия, тщательно в ним готови­

лись.

Но организованным было только начало.

Поело четырех занятий кружок перестал

собираться. Заведующий отделом пропа­

ганды и агитации райкома ВКИ(б) тов.

Моисее® самоустранился от повседневного

руководства партийной учебой, по контро­

лировал работу пропагандиста. И сейчас,

видимо, его мало волнует, что кружок не

работает.

Д. АФАНАСЬЕВ.

Через тринадцатый шлюз

Волго-Дона прошли

первые суда

ИЛЬЕВКА (Сталинградская область),

6 мая. (ТАСС). На тринадцатом шлюзе

Волго-Донскоф канала вспыхнули огни.

На куполообразных башнях управления,

парапетах, массивных ворогах развева­

ются флаги. Между одетыми в леса

устоями входной триумфальной арки —

большой

транспарант

со

словами:

«Добро пожаловать!». Это — приглаше­

ние командам первых судов проследо­

вать из Цимлянского водохранилища че­

рез шлюз по каналу в Карповское водо­

хранилище.

Но прежде чем начать шлюзование и

тем самым открыть движение судов по

донской лестннцё нужно было заполнить

водой камеру шлюза и его нижний под­

ход, а затем разобрать перемычку, за­

держивающую в канале донскую воду.

Монтажники открыли люки в ремонт­

ных воротах, и вода из Кардовского во­

дохранилища ринулась через гаситель в

камеру шлюза. Отсюда по водопровод­

ным галереям началось заполнение ниж­

него подхода шлюза. Через три часа

уровень воды в шлюзе сравнялся с

уровнем воды в канале. Команда зем­

снаряда № 307 приступила к разборке

земляной перемычки.

Сегодня первые два земснаряда про­

шли через камеру тринадцатого шлюза

в Карповское водохранилище и напра­

вились к двенадцатому шлюзу на по­

мощь строителям Мариновского района.

На очереди — земснаряд № 307, коман­

да

которого значительно превысила

проектную мощность земснаряда, доведя

его выработку до тысячи кубометров

грунта в час вместо 300 кубометров по

норме. Прославленный экипаж взял обя­

зательство досрочно выполнить задание

по разработке подхода к двенадцатому

шлюзу.

Сегодня ожидается прибытие еще

двух земснарядов, которые также прой­

дут через тринадцатый шлюз. Во время

пропуска судов все механизмы шлюза

работали отлично.

Таким образом

на 20-километровом

участке Волго-Донского судоходного ка­

нала со стороны Дона началось движе­

ние судов.

Шлюз № 13 является первой сту­

пенью донской лестницы на пути от До­

на к Волге. Здесь еще кипит работа.

Идет штукатурка башен управления,

наращиваются последние секции железо­

бетонного каркаса входной триумфаль­

ной арки.

В

своей статье «Отходы производства —

на службу строительству» («Советская

Сибирь» за 9 апреля) директор деревооб­

рабатывающего комбината тов. Храмов за­

трагивает весьма актуальный вопрос. Им

особенно должен заинтересоваться Новоси­

бирский горисполком, об’явивший недавно

конкурс на лучшее предложение по ис­

пользованию отходов промышленности го­

рода.

К сказанному тов. Храмовым хочу лишь

добавить: из отходов можно изговлять не

только изоляционные плиты, но и немало

других строительных материалов — ря­

довой кирпич, обыкновенные и пустоте­

лые блоки, черепицу любых фасонов и

цветов, клепку для паркетных полов и

прочее.

Из древесных отходов можно наладить

также производство заменителя дорогостоя­

щего кокеа, который завозится сейчас из­

далека. Речь идет о древесных высокока­

лорийных брикетах.

Брикеты могут найти широкое

приме­

нение в народном хозяйстве.

Установка

для

производства брикеТОв работает

с вы­

сокой технической и экономической эффек­

тивностью. Опытная установка производи­

тельностью тонна продукции в сутки,

дает предприятию свыше 250

тысяч руб­

лей чистой прибыли в год. Затраты на ор­

ганизацию и освоение производства бри­

кетов составляют всего 35— 45

тысяч

рублей.

Местные деревообрабатывающие пред­

приятия имеют исключительно большие

ресурсы древесного сырья в виде отходов,

стружки, опилок. Широкое использование

этих отходов на всех деревообрабатываю­

щих предприятиях города даст много энер­

гетического и бытового топлива, повысит

культуру на предприятиях.

Л. ЯНОВСКИЙ.

Ч И Т А Т Е Л И С О О Б Щ А Ю Т

Горисполком принял решение, которым

обязывал до мая очистить территории

предприятий и организаций от металличе­

ского лома. Некоторые руководители не

выполнили этого решения. Не вывозят,

например, лом

Черных

металлов Ипподром-

ский райпромкомбинат (управляющий то®.

Тиунов), ТЭЦ № 1 (директор тов. Сюсю­

кай). Тт. Тиунов и Сисюкин даже не на­

ходят нужным разговаривать с представи­

телями Глаивторчермета.

Не сдают большое количество металли­

ческих отходов на спиртзаводе, хромзаво-

де, кожэаваде. Руководители этих пред­

приятий, видимо, недопонимают важности

сбора сырья для металлургической про­

мышленности.

К. РОМАНОВ.

На предприятиях Новосибирска накоп­

лен большой опыт по организации произ­

водственно-технического обучения. Еще

осенью прошлого года перед отделением

ВНИТОМАШ был поставлен вопрос о необ­

ходимости провести совещание руководи­

телей производственно-технического обуче­

ния предприятий машиностроительной про­

мышленности. Такое совещание принесло

бы

большую

пользу.

Но почему-то

ВНИТОМАШ обходит стороной это важное

дело.

А. БРЕЗИН.

Кировский район — один из самых

крупных в Новосибирске. Но с благо­

устройством здесь далеко не все в поряд­

ке.

Нужно приложить немало усилий, что­

бы пробраться, например, по улице Широ­

кой. Летом -— много грязи, а зимой ули­

ца в сугробах. Особенно затруднен проезд

весной и осенью. Подводы и автомашины

подолгу здесь простаивают.

Неблагоустроенных улиц в районе нема­

ло, некоторые из них далее йе освенданы.

Райисполком и управление благоустрой­

ства горисполкома должны больше забо­

титься о том, чтобы привести улицы

в

надлежащий порядок.

В. ГРИНЬКО.

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «СОВЕТСКОЙ СИБИРИ»

„Хорошие ясли в плохом помещении“

Исполком Андреевского районного Со­

вета депутатов трудящихся обсудил на

своем заседании письмо С. Наумова, опуб­

ликованное под таким заголовком 12 апре­

ля в «Советской Сибири».

Исполком признал письмо правильным.

Под детские ясли будет выделено новое

помещение, вполне отвечающее требова­

ниям.

Литературный актив нашей области

Алексей Максимович Горький с гордо­

стью говорил о талантливости нашего наг

рода. Горькому принадлежат проникновен­

ные слова: «...Хорош есть на земле рус­

ский народ! Добротный, даровитый на­

род».

Советская жизнь ежечасно дает под­

тверждения этой талантливости во всех

отраслях народного хозяйства,

науки,

искусства, литературы. Одним из таких

подтверждений является только что закон­

чившийся открытый конкурс на лучший

рассказ, об’я'влеяиый редакцией газеты

«Советская Сибирь» и правлением Ново­

сибирского отделения Союза советских пи­

сателей СССР.

В конкурсе, наряду с профессиональны­

ми литераторами и ' журналистами, приня­

ло участие более двухсот начинающих

авторов самых различных возрастов и

профессий. Токарь крупного промышленно­

го предприятия и рабочий сцены оперно­

го театра, кондуктор железнодорожного

резерва и сельский учитель, колхозник и

воин Советской Армии, партийный работ­

ник и студент вуза, вахтер и домашняя

хозяйка, каменщик, инженер, адвокат,

феоньдшер — таков далеко не полный пе­

речень авторов, приславших свои ру­

кописи.

Это — активные строители коммуни­

стического общества. Естественно, что и

героями своих произведений они избирают

советских людей — передовиков, новато­

ров, искателей, стремятся отразить в сво­

их рассказах черты нашей полнокровной,

богатой советской жизни.

«Великие стройки», «Огни коммуниз­

ма», «Рядовой гва.рдии мира», «Всенарод­

ный праздник», «Сказ о ветвистой пшени­

це», «Сталинское племя», «В родном

коллективе», «Новые люди», «У секрета­

ря райкома», «Слово агитатора» — уже

сами заглавия говорят, о ком и о чем

идет речь в этих произведениях.

В.

И. Ленин призывал советскую пе­

чать и пишущих для нее пристально изу­

чать нашу действительность, быть побли­

же к жизни, уделять побольше внимания

К итогам конкурса

на лучший рассказ

тому, как рабочая и крестьянская массе

на деле

строит нечто

новое

в

своей буд­

ничной работе.

Не все, конечно, равноценно в посту­

пивших рукописях. Рядом с хорошо за­

думанными и написанными рассказами

немало литературно незрелого. Но харак­

терно для большинства автороводно: стрем­

ление подметить

новое

в нашей жизни и

сделать его достоянием всех. Явление по­

нятное и закономерное, так как вся наша

литература питается опытом великого на-

рода-созидателя.

Участники конкурса пишут о том, что

хорошо знают, что видели и прочувство­

вали сами. Это и придает их творческим

опытам неподдельную искренность.

Идей­

ность их тематики — свидетельство ду­

ховного роста, понимания направления со­

ветской литературы, которая, как под­

черкнуто в исторических постановлениях

ЦК ВКН(б) по

идеологическим

вопро­

сам, «является литературой,

у кото-

роз) ' нет и не может быть других инте­

ресов, кроме интересов парода, интересов

государства».

Перед участниками конкурса стояла за­

дача: .показать на конкретных примерах,

как изменились и выросли советские лю­

ди вместе с теми величайшими социали­

стическими преобразованиями, которые в

корне изменили облик нашей области.

Сделать это следовало в рассказе, неболь­

шом по размеру. Нужно сказать, что не­

которые авторы справились с этой зада­

чей.

Первой премией отмечен опубликован­

ный рассказ «Геологи», написанный учи­

телем Ба.ганокой средней школы Андреев­

ского района С. Наумовым. В нем хо­

рошо показаны присущие советскому чело­

веку упорство в достижении поставленной

цели, готовность преодолеть любые трудно­

сти во имя интересов Родины.

Намеченный в опубликованию рассказ

новосибирца М. Мельникова под условным

названием «Анализ брака» (вторая пре­

мия) дает запоминающуюся

картинку

жизни одного предприятия. Взята, каза­

лось бы, узко-производственная тема —

борьба с браком. Однако благодаря хоро­

шему знанию материала автору удалось

живо нарисовать производственный про­

цесс, а, главное, людей с их коммуни­

стическим отношением в делу, искренне

«болеющих» за качество продукции, за

интересы государства.

Третья премия присуждена учительнице

Чистоооерной средней школы Е. Афанасье­

вой эа рассказ «Сеятели». Он написан на

хорошо знакомую и очень близкую автору

тему: молодая учительница возвращается

в родную школу, где когда-то училась

сама.

К числу удачнейших относится рассказ

«Душевная неувязка»,

принадлежащий

перу педагога А. Демченко (Алтайский

край) и напечатанный в апреле. В нем

своеобразно поднята тема социалистиче­

ского соревнования.

Товарищ Сталии указывает, что в на­

шей печати часто пишут о философии со­

ревнования, о его корнях, о возможных

его результатах. Но редко можно Ветре-

тать материалы, которые изображали бы

«...картину того,

наи

проводится соревно­

вание

самими массами,

картину того,

что

перешивают

миллионные массы рабочих,

осуществляя соревнование и подписывая

договоры, картину того, что массы рабо­

чих считают дело соревнования

своим соб­

ственным, родным делом.

А между тем, эта.

сторона дела представляет для нас в выс­

шей степени важную сторону соревиова-

пия».

А.

Демченко решил тему именно в та­

ком плапе, и в этом большое достоинство

его рассказа. Колхозный мастер по «во­

дяной механике» Анисим Петрович Жуков

— представитель широчайших масс, для

которых соревнование ятаястся кровным,

родным делом. Читатель принимает близко

к сердцу' его треволнения за ход хлюбо-

сдачи колхозами «Смычка» и «Дубрава»,

которые соревнуются между собой. Убеди­

тельно показаны мотивы, по которым

«ушедший на потей» колхозный мастер

становится активным участником соревно­

вания.

Читатели дали высокую оценку этому

произведению: например, в письме в ре­

дакцию А. Земцов отмечает его прав­

дивость, «большое, хорошее содержание в

маленьком рассказе».

Тепло, о юмором сделан рассказ слуша­

теля Новосибирской областной партийной

школы Н. Стадпухина «Необыкновенная

доярка», также опубликованный. Рассказ

оригинален по сюжету, написан хорошим

литературным языком, показывает совет­

ского человека и его творческое отноше­

ние к труду.

Несомненными литературными достоин­

ствами отличается рассказ из жизни лесо­

рубов «Ледянка», присланный А. Уреев-

ским (г. Купиио). У автора есть художе­

ственное чутье, он умеет разглядеть и за­

печатлеть детали, из которых складывает­

ся картина.

Интересные рассказы дали па конкурс

Ф. Вдовин (Чаны) па колхозную тему, ра­

бочие В. Матюшев и В. Павленко (Ново­

сибирск), Г. Падерин — из жизни же­

лезнодорожников. Колхозник Кольгваиского

района В. Шестаков повествует о стройке

колхозной ГЭС, В. Плавинскоя (г. Чере­

панове) — о подготовке

строймастеро®

для

колхозов;

инженерно-технические

работники П. Соболев и П. Беседип (Крн-

вощеково) в миниатюре «Воробышек» по­

казывают молодые кадры промышленно­

сти.

Жюри рекомендовало эти рассказы к

опубликованию и, помимо того, отобрало

еще ряд рукописей, которые могут быть

напечатаны после доработки их авторами.

Для большинства остальных

произ­

ведений

также

характерна

актуаль­

ность тематики.

Но этого еще недоста­

точно для того, чтобы создать хороший

рассказ. Интересному замыслу необходима

соответствующая литературная форма, хо­

рошим мыслям — ясное, чеканное слово.

Некоторые «вторы пренебрегают языком.

Это — серьезнейшая ошибка.

Русский писатель В. Г. Короленко мно­

го внимания уделял молодым литерато­

рам.

В

его переписке можно найти полез­

ные указания о методах творческой рабо­

ты. «Чтобы писать для печати, — совето­

вал Короленко, — необходимо пройти сле­

дующие три ступени: первая (самая лег­

кая) — научиться писать грамотно, в

смысле построения речи; 2-я (труднее) —

выработать слог литературный, то-есть

гибкий и свободный; 3-я (самая главная)

— овладеть художественной формой —

картиной, образом».

Короткий рассказ — один из трудных

литературных жанров. Он требует особой

четкости сюжета,

ясности изложения,

строгого отбора

и

экономии изобразитель­

ных средств.

Многие участники конкурса., взяв хоро­

шую тему, не сумели построить сюжет. А

там, где нет сюжета, нет, по существу,

и рассказа. Действие нередко подме­

няется разговорами: персонажи рассказы­

вают — как, что и зачем они делают

или собираются делать, подробно мотиви­

руя каждый свой поступок.

В

опубликованном рассказе «Радость

творчества» в основу положена важная,

значительная мысль. Д. Симоненко стре­

мится показать, как наши рабочие не­

устанно заботятся об улучшении произ­

водственного процесса, вносят элемент но­

ваторства в это дело. Но весь рассказ со­

стоит из диалогов. Между тем персонажей

важно показать в активном действии,

раскрыть их характеры не только в раз­

говорах и авторских отступлениях, но и

через поступки.

Авторы нередко упускают из виду, что

при единстве устремлений советских лю­

дей, при наличии общих типических черт

советского характера

каждый человек

имеет свою ярко выраженную индивиду­

альность, свои неповторимые черты, и за­

бывают наделить ими героев. Мы верим

В. Пухначеву — автору рассказа «Ни­

колай Никитич», что герой его — отлич­

ный, передовой чабан. Но живых черт,

портрета этого человека не дано. В. Пух-

начев ограничился двумя— тремя беглыми

штрихами.

Редакция получила мало рукописей, по­

священных темам культуры и быта совет­

ских людей, а также рассказов, в кото­

рых ярко отображалась бы борьба пере­

дового с отсталым, разоблачались и кри­

тиковались отрицательные явления в на­

шей действительное™, пережитки капита­

лизма в сознании людей, проявления бю­

рократизма, косности.

«Правда» в статье об отставании дра­

матургии писала: «Главная причина бед­

ности драматургии, слабости многих пьес

состоит

в

том, что драматурги не кладут в

основу своих произведений глубокие, жиз­

ненные конфликты, обходят их. Если су­

дить по пьесам такого рода., то у нас .все

хорошо, идеально, нет никаких конфлик­

тов. Некоторые драматурги считают, что

им чуть ли не запрещено критиковать

плохое, отрицательное

в

нашей жизни».

Ясно, что произведения, написанные с

таких позиций, не дают правильного пред­

ставления о советской действительности п

наших людях, но вооружают массы на

преодоление трудностей. «Социалистиче­

ский реализм, — подчеркивает «Правда»,

— требует многосторонности и полноты

художественного изображения жизни во

всей ее сложности, и прежде всего богат­

ства духовного облика человека».

Эти требования п должны положить на­

ши авторы в основу своей дальнейшей

творческой работы.

■йг

-Ат

Конкурс помог выявить большой лите­

ратурный актив. Даже при беглом озна­

комлении со списком его участников нель­

зя не заметить интересное

явление:

в на­

шей области образовались своего рода, ли­

тературные очаги — Иокиггим, Черепано­

ве, Бердск, предприятия Кировского рай­

она Новосибирска.

Это — крупнейший резерв местной пи­

сательской организации, редакции журна­

ла «Сибирские огни», районной печати.

Сама собой напрашивается необходимость

создать в перечисленных очагах условия

для выращивания литературных кадров,

для их углубленной творческой учебы. Ли­

тературные об’единения, группы и кружки

могут быть созданы, скажем, в Куйбыше­

ве, где имеется учительский институт, в

Черепанове, в таком промышленном цент­

ре, как Искитим, в Бердске, расположен­

ном в непосредственной близости от Ново­

сибирска, и т. д.

Правление Новосибирского

отделения

Союза советских писателей и редакция

журнала «Сибирские огни» не могут

остаться в стороне от этой задачи.

Ник. ШАГУРИН.