Background Image
Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

С О В Е Т С К А Я С И Б И Р Ь

1

24 СЕНТЯБРЯ 1949 г,

№ 189.

В помощЬ пропагандистам политшкол

Как провести занятия по теме

^,Как жили и боролись за свое освобождение

рабочие и крестьяне в царской России“

В начале

занятий пропагандист в

краткой вступительной беседе знакомит

слушателей с задачами и с учебным

(планом политшколы. Он раз’ясняет, что

(политшкола является первой ступенью

(политического просвещения и должна

(помочь коммунистам овладеть миниму­

мом политических знаний.

На протяжении полутора — двух лет

(слушателям политшколы предстоит прой.

|ти курс политграмоты и получить ясное

(представление о том, как рабочие и

¡крестьяне СССР построили и отстояли

[от врагов социалистическое общество,

|изучить основы общественного и госу­

дарственного устройства СССР (Нонсти-

[туция СССР), организационные прин.

|иипы большевистской

партии (Устав

ВКП(б) и основные вопросы внутрен­

ней и внешней политики партии и го-

Iсударства.

Ознакомив

слушателей с 'методом

(проведения занятий (рассказ пропаган­

диста и развернутая Товарищеская бе-

|седа), пропагандист подчеркивает, что

главное условие прочного усвоения зна­

ний заключается в систематической са­

мостоятельной работе

над учебными

пособиями.

Тут же пропагандист дает необходи­

мые советы слушателям, как готовить­

ся к занятиям, нак пользоваться учеб­

ными материалами.

Руководителю политшколы при про.

ведении занятий необходимо использо­

вать географическую карту, наглядные

пособия, художественную литературу,

материалы из газет и журналов.

Пропагандисту следует учесть, что

успех работы политшколы, внимание

слушателей к занятиям в значительной

мере будут зависеть от того, как прой­

дет первое занятие. Поэтому пропаган­

дисту следует тщательно продумать те.

му, изучить рекомендованную литерату­

ру и пособия и составить конспект рас.

сказа и план беседы.

Занятия по первой теме должны по­

казать слушателям на примере борьбы

рабочих и крестьян царской России

важнейшее

значение

революционной

теории Маркса — Энгельса — Ленина —

Сталина для победы социалистической

революции. Слушатели должны полу­

чить ясное представление о великом

содружестве гениев революции, осново­

положников большевизма—В. И. Ленина

й И. В.

Сталина, о том. как они боро­

лись за развитие и творческое примене.

ние марксистской теории, за создание

революционной партии нового типа, за

соединение научного социализма с ра­

бочим движением. Занятия должны по­

казать, из какой глубокой пропасти ни.

щеты й бесправия подняла партия боль­

шевиков народы царской России на по­

бедоносную борьбу.

На изучение темы «Как жили и бо­

ролись за свое освобождение рабочие и

крестьяне в царской. России» в учеб­

ном плане отведено

6

часов. Соответ­

ственно этому целесообразно распреде.

лить материалы темы на три занятия:

1

) положение рабочих и крестьян в

царской России,

2

) борьба рабочих и крестьян про­

тив помещиков и капиталистов,

3) начало революционной деятельно­

сти В. И. Ленина и И. В, Сталина,

создание партии большевиков, первая

русская революция, подготовка к но­

вому революционному под’ему.

Первое занятие начинается с расска­

за пропагандиста.

Пропагандист прежде всего указыва­

ет на огромное политическое значение

изучения прошлого нашей страны. Знать

положение трудящихся до революции

надо для того, чтобы понять все вели­

кое историческое и международное зна­

чение победы социалистической рево­

люции

в

октябре

1 9 1 7

года, глубоко

осознать современное положение совет­

ского народа, как самого передового

народа в мире, а Советского государст­

ва. как главной силы в деле построения

коммунизма в

нашей стране

и как

прочной опоры и надежды трудящихся

капиталистических стран в их борьбе

за свое освобождение.

Раз’яснив в начале своего рассказа,

в чем суть эксплоататорского общества,

пропагандист указывает, что крепост­

ное право в России было «зверской, не­

выносимой формой эксплоатации поме­

щиками основной массы населения Рос­

сии

крестьянства. «Рабство у Поме­

щиков» , «безысходная

к а б а л а » т а к

характеризовал Ленин положение кре­

стьянства в крепостнической

России

(Соч., т. XVII, изд. 4, стр. 65). Яркой

художественной иллюстрацией крепост­

нического режима может служить за­

ключительная

часть

стихотворения

А. С. Пушкина «Деревня»,

которую

хорошо процитировать в рассказе.

Далее пропагандист переходит к вы­

яснению причин безуспешности кресть­

янских восстаний в России, раз’ясняет,

почему крестьянство само, своими си­

лами не может победить в освободитель­

ной борьбе, говорит о пролетариате,

как единственном

классе,

способном

возглавить и довести до конца освобо­

дительную борьбу трудящихся.

Пропа­

гандист, однако, не развивает это поло­

жение подробно, Поскольку об этом бу­

дет рассказано на следующем занятии.

Характеризуя

крепостной строй и

самодержавный царский режим, как од­

ну из причин отсталости царской Рос­

сии, уместно привести и разобрать не­

которые места из поэмы Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо». •Это по­

может закрепить в сознании слушателей

мысль о том, что крепостной строй и

самодержавие сковывали силы народа

и задерживали хозяйственное, полити­

ческое и культурное развитие' страны.

Рассказав о причинах, вынудивших

царское правительство пойти на отмену

крепостного права, пропагандист под­

черкивает, что так называемая реформа

1 8 6 1 года не уничтожила главную ос­

нову крепостного хозяйства-—помещичье

землевладение и поэтому не облегчила

положение крестьянина. К значитель­

ным остаткам крепостничества,

сохра­

нившимся в деревне, прибавился еще

гнет капитала и кулаков, прибиравших

к рукем крестьянское хозяйство и кре­

стьянские земли. Все это усиливало

голод и нищету

в

деревне. Эту часть

рассказа

полезно

проиллюстрировать

диаграммой, показывающей соотношение

количества земли у помещиков и кре­

стьян после реформы и репродукциями

с

картин известных русских художни­

ков, отображающих тяжелое положение

крестьянства в царской России.

Вторая половина рассказа посвя­

щается развитию капитализма и поло­

жению рабочего класса в России. Про.

пагандист раз'ясняет кратко, что такое

капитализм и как происходит эксплоа-

тация рабочего капиталистом, он гово­

рит, что целью капиталистического про­

изводства является не удовлетворение

потребностей населения, а корыстные

интересы эксялоататоров. Отсюда анар­

хия, бесплановость капиталистического

хозяйства, ведущая к экономическим

кризисам перепроизводства. При об’яс-

нении природы экономических кризисов

важно, чтобы слушатели уяснили, что

перепроизводство тех или иных това.

ров в капиталистической стране не озна­

чает избытка или полного удовлетворе­

ния потребностей населения в этих то­

варах, а означает лишь, что их про­

изведено

больше,

чем

могут

ку­

пить основные потребители, то.есть

народные массы,

доходы

которых

остаются

на низком уровне.

Про­

иллюстрировать это теоретическое поло­

жение марксизма можно на примере ны­

нешнего падения производства и обни­

щания трудящихся масс в США, Ан­

глии и других капиталистических стра.

нах.

Рисуя перед слушателями картину

политического бесправия рабочих и кре­

стьян, жесточайшего национального уг.

нетения нерусских народностей в цар­

ской России, пропагандист указывает

на ярко выраженный классовый харак­

тер

органов

самодержавной

власти

сверху донизу, которая знала только од.

ну задачу: охранять классовые интересы

помещиков и капиталистов. Политика

русского самодержавия в отношении уг­

нетенных

национальностей

строилась

на коварном принципе

«разделяй и

властвуй». При характеристике царизма

пропагандисту рекомендуется использо­

вать начало второго раздела из статьи

И. В. Сталина «Российская

социал.де

мократическая партия и ее ближайшие

задачи» (Соч., т. I, стр. 2 1—22).

Заключая рассказ, пропагандист на

конкретных исторических фактах пока­

зывает, как царская Россия постепенно,

но все больше и больше попадала в за­

висимость от западноевропейского капи.

тала, и подчеркивает, что прямыми ви­

новниками этого национального бедствия

нашей Родины были помещики и ка­

питалисты.

Беседа по первому разделу темы про­

водится на следующем занятии, когда

слушатели уже ознакомились с учебны­

ми материалами.

Слушатели, несомненно, располага­

ют определенными знаниями жизни ра­

бочих и крестьян до революции из

ху­

дожественной

литературы,

рассказов

людей старшего поколения, а некоторые

и из собственного опыта, и поэтому бу­

дут стремиться поделиться ими На за­

нятиях. Используя активность слушате­

лей, надо направлять их мысль на вы­

яснение коренной причины бедственно­

го положения рабочих и крестьян цар­

ской России:

зверской эксплоатации

трудящихся помещиками и капитали­

стами.

В заключение беседы следует напом­

нить слушателям

слова

Товарища

Сталина о том, что если бы все угне­

таемые, все преследуемые российским

самодержавием «поняли, где их общий

враг, российская деспотическая власть

не просуществовала бы и одного дня»

(Соч., т. I, стр. 22).

Эти слова помогут слушателям по­

нять, в каком направлении развертыва­

лась деятельность первых русских ре.

волюционных марксистов, руководимых

Лениным и Сталиным.

<Г ☆

■А

Рассказ пропагандиста на втором за­

нятии в основном посвящается выясне­

нию исторической роли рабочего клас­

са, как руководящей силы в борьбе

трудящихся за свое освобождение. Про­

пагандист раскрывает перед слушателя­

ми содержание основных положений

«Манифеста Коммунистической партии»

и говорит о первых шагах рабочего

движения в России.

>

Начать рассказ следует с раз’ясне.

ния, что такое классы и почему инте­

ресы эксплоатируемых и эксплоататор-

ских классов непримиримы.

Показав отличительные признаки экс.

гоюататорских и эксплоатируемых клас­

сов на примере двух основных антаго­

нистических классов капиталистического

общества — буржуазии и пролетариата,

пропагандист говорит далее о неприми­

римой классовой борьбе между ними.

При этом он обращает внимание слу­

шателей на тот факт, что вековая борь­

ба угнетенных против угнетателей не

приносила им освобождения. Сменялась

одна форма эксплоатации трудящихся

другой формой эксплоатации, но сама

эксплоатация оставалась. Лишь завоева­

ние рабочим классом политической вла­

сти, свержение господства

буржуазии

ведет к уничтожению всякой эксплоа­

тации.

Далее пропагандист ставит вопрос:

почему только рабочий класс может до­

биться победы в борьбе за свержение

власти капитала и уничтожение эксплу­

атации человека человеком? Потому что

это — единственный до конца револю­

ционный класс, не связанный с частной

собственностью на средства производст­

ва, быстро растущий количественно и

политически, легко поддающийся орга-

низаПии. Пропагандист особо подчерки­

вает марксистский ' вывод о необходимо,

сти насильственного свержения господ­

ства буржуазии и установления диктату­

ры пролетариата.

Великую историческую роль рабочего

класса в борьбе за низвержение капи­

тализма и построение коммунизма впер­

вые открыли гениальные учителя рабо­

чего класса Маркс и Энгельс, изложив­

шие основы своего бессмертного учения

в «Манифесте Коммунистической пар­

тии».

В рассказе следует напомнить слу­

шателям оценку «Манифеста Коммуни.

стической партии», данную Левиным

и Сталиным.

Ленин писал:

«Эта небольшая книжечка стоит це­

лых томов: духом ее живет и движется

до сих пор весь организованный и бо­

рющийся пролетариат цивилизованного

мира»

(Ленин.

Соч., т. II, 4-е изд.,

стр.

10

).

«Песнь песней марксизма» — в этом

определении И. В. Сталина выражено

глубокое содержание бессмертных идей

«Коммунистического манифеста», их

всемирно-историческое значение.

В 1 8 0 1 году в Самаре молодой

Ленин перевел «Коммунистический ма­

нифест»

на русский язык.

Еще в

1 8 9 6—1 8 9 8 годах товарищ Сталин

раз’яснял в марксистских кружках ос­

новные положения «Манифеста Комму­

нистической партии». Одно из нелегаль­

ных изданий «Коммунистического мани­

феста» печаталось в Баку, в нелегаль­

ной партийной типографии, созданной в

начале 19 0 1 года по указанию товарища

Сталина. За годы советской власти вы­

пущено 2 2 0 изданий «Манифеста» об.

щим тиражом свыше

6

миллионов эк­

земпляров.

Пропагандист указывает, что еще до

Маркса и Энгельса были люди, мечтав­

шие о социалистическом устройстве об­

щества, но они не знали истинных пу­

тей построения социализма. Это были

одиночки-мечтатели, которые выдумыва­

ли планы лучшего устройства человече.

ского общества без борьбы с господству­

ющими

эксплоататорскими

классами,

Маркс и Энгельс превратили социализм

из мечты в науку. Поэтому их учение и

называется научным социализмом. Поз.

тому задача передовых людей рабочего

класса заключалась в том, чтобы воору­

жить рабочий класс научной теорией ре­

волюционной борьбы, соединить науч­

ный социализм с рабочим движением,

Здесь пропагандист цитирует и раз’яс.

няет известное место из работы товари­

ща Сталина «Коротко о партийных раз­

ногласиях», где социализм сравнивает­

ся с компасом, а рабочее движение без

социализма с

кораблем без компаса

(И.

Сталин. Соч., т. I, стр. 1 0 2—103).

Й токарном цехе ремесленного учи­

лища На 1. Один из лучш их мастеров

производственного обучения А. Л. ТЙШ-

КО проверяет работу учеиика-отличник*.

комсомольца Н, ПУШНИЦА.

Фото В. ЛЕЩИНСКОГО.

Заключительная часть рассказа про­

пагандиста посвящается первым шагам

рабочего движения в России. Здесь

следует указать, что и

в

России так же,

как и в других странах, борьба пролета,

риата

с

эксплоататорами вначале шла

лишь за экономические требования. Она

затруднялась тем, что в России на стра.

же капиталистических порядков стоял

царизм, жестоко подавлявший выступле­

ния рабочих против своих хозяев. Поэ­

тому в царской России для того, чтобы

свалить господство капиталистов, нужно

было сначала свергнуть царизм.

Передовые рабочие глубоко верили

в силы пролетариата и понимали, что

главную роль в свержении царского са ­

модержавия должен сыграть рабочий

класс. Здесь в рассказе уместно приве­

сти имена выдающихся рабочнх-револю.

пионеров и обрисовать их политический

облик,

воспользовавшись для этого

статьей В. И. Ленина об Иване Василь­

евиче Бабушкине (В. И. Ленин. Соч.,

т. XVI, изд. 4-е, стр. 3 3 1 —334) . Од­

нако массовое рабочее движение оста­

валось неорганизованным и распылен­

ным. Оно не имело ясной цели.

Далее пропагандист раз’ясняет про.

рочесКие слова В. И. Ленина об истори­

ческом пути рабочего класса России:

«На класс рабочих и обращают со­

циал-демократы все свое внимание и всю

свою деятельность. Когда передовые

представители его усвоят идеи научного

социализма, идею об исторической роли

русского рабочего, когдр эти идеи полу­

чат широкое распространение и среди

рабочих создадутся прочные организа­

ции, преобразующие теперешнюю рал.

розненную экономическую войну рабо­

чих в °сознательную классовую борьбу,

—тогда русский

РАБОЧИЙ,

поднявшись

во главе всех демократических элемен­

тов, свалит абсолютизм и поведет

РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ

(рядом С

пролетариатом

ВСЕХ СТРАН)

прямой

дорогой открытой политической борьбы

к

ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИ.

ЧЕСЙОИ РЕВОЛЮЦИИ»

(Ленин, Соч.,

Т. 1. 4-е

изд., стр. 282) .

Массовая организация

советской

интеллигенции

В конце августа

в первой

половине

сентября в 24 районах области на собра­

ниях интеллигенции были Избраны орг­

комитеты районных отделений Всесоюзно­

го общества по распространению полити­

ческих и научных знаний. В них вошли

передовые представители сельской интел­

лигенции — учителя, врачи, агрономы.

Среди членов организационного

коми­

тета общества в Сузунском районе—пре­

подаватель

географии

А. Письменный,

старший землеустроитель Д. Васин, заве­

дующий районо А. Сахаров, заведующая

райздравотделом Л. Крупникова.

В Пихтовском районе

в оргкомитет

из­

браны главный зоотехник

отдела

сельского

хозяйства

тов.

Михайлов,

Директор сред­

ней

школы А. Веселов,

заведующий рай­

оне

И. Рязанов и

другие.

Задачей оргкомитетов является вовлече­

ние в общество новых членов. Будут соз­

даны правления местных отделений.

На­

мечено чтение лекций членами общества

в колхозах, совхозах, МТС, учебных заве­

дениях, предприятиях и организациях рай­

онов.

В Новосибирске

и

области проходят

Об-,

щие собрания, На 'Которых оформляются

первичные организации общества.

На

них

с докладами выступают члены Новосибир­

ского отделения.

ЛЕСОПОСАДКИ

В СУЗУНСКОМ РАЙОНЕ

В заключение пропагандист говорит

о роли первых марксистских кружков

в России в распространении учения

Маркса и Энгельса. Он обращает вни­

мание слушателей на то, что Ленин и

Сталин еще

в

самую раннюю пору сво.

ей революционной деятельности считали

первейшим условием победы рабочего

класса широкое распространение идей

научного социализма среди рабочих.

Беседу по второму разделу темы не­

обходимо начать с выяснения, как ус­

воили слушатели основы марксистской

теории классов и классовой борьбы.

Пропагандист предлагает слущателям

рассказать,

как они понимают слова

Карла Маркса: «Освобождение рабочего

класса может быть делом только самого

рабочего класса...» Далее выясняется

содержание лозунга «Пролетарии всех

стран, соединяйтесь!» Здесь может быть

поставлен вопрос: как осуществляется

единый фронт трудящихся в борьбе за

освобождение от ига капитала? Слуша­

тели расскажут, какое огромное значе­

ние для успеха освободительной борьбы

имеют всемирно-исторические победы

социализма в СССР, освобождение Со­

ветской Армией народов Европы от гит­

леровской тирании, победа и укрепление

Е

:жима народной демократии в странах

ентральной и Юго-Восточной Европы,

а также такие факты, как создание та­

ких международных организаций трудя­

щихся, как Всемирная федерация проф­

союзов,

Международная демократиче.

Ская федерация женщин, Всемирная фе­

дерация демократической молодежи, за-

явления братских компартий о готовно­

сти всеми мерами противодействовать

бойне против Советского Союза, мощное

международное движение

сторонников

мира и т. д.

Подводя итог этой части беседы, про­

пагандист указывает, что великие исто­

рические победы советского народа не

обычайно усилили в рабочем классе всех

стран чувство братской солидарности и

волю к борьбе против капитализма.

Третий вопрос в беседе может быть

поставлен так: в чем состояли первые

шаги рабочего движения в России? Из

Ответов на этот вопрос •пропагандист

вынесет заключение, насколько понята

слушателями. важность задачи соедине­

ния социализма с рабочим движением.

В беседе по этому вопросу зайдет речь

О предательской роли врагов рабочего

движения в капиталистических странах.

Правых социалистов и, в том числе, ан­

глийских

лейбористов,

затемняющих

сознание трудящихся масс фальшивыми

посулами достижения социализма мир.

ным путем, без революционного сверже­

ния капиталистического строя.

(Окончание следует).

Весной работники Сузунското лесхоза

Посадили 29 гектаров

сосны,

заложили

плантацию каучуконосного кустарника —

бересклета и небольшой питомник сибир­

ского кедра.

Хорошая обработка почвы,

заботливый уход способствовали нормаль­

ному развитию саженцев. Бересклет уже

дал первые семена, которые пойдут на за­

кладку новых плантаций. Сеянцы

кедра

должны быть высажены в смеси с сосной

на территории Сузунского района.

Коллектив лесхоза готовится

к

осенним

лесопосадкам, площадь которых значитель­

но расширяется. Только сосной в смеси с

акацией и кленом будет засажено более

ста гектаров открытых земель, главным

образом в приовражных местах, близ кол­

хозов, обслуживаемых Ка-раканскоЙ, Шар­

чинской и Лушниконской МТС.

Новый кинолекторий

В Искитимском клубе лесосплава от­

крылся кинолекторий. Боле© двухсот чело­

век слушало лекцию райвоенкома тов. Ха­

физова о легендарном

герое гражданской

войны В. И. Чапаеве. Был показан кино­

фильм «Чапаев».

По понедельникам в кинолектории будут

регулярно проводиться лекции по общест­

венно-политическим, историческим, есте­

ственно-научным н другим вопросам.

О Б З О Р П Е Ч А Т И

Нет заботы о действенности

— Собираюсь послать в «Советскую

Сибирь» корреспонденцию о том. поче­

му мне не хочется писать в нашу рай­

онную газету, — сказал однажды сель­

кор Н. Зиляк.

Желание писать в газету «Ударник*

пропадает и у других рабочих и сель­

ских

корреспондентов

Чистооэерного

района.

Правда, корреспонденции й письма

колхозников, рабочих

МТС

й

совхозов

и сельской интеллигенции в газете пе­

чатаются. Но что толку

от этого?

Раб­

селькорам не просто хочется видеть

свои материалы оПубликОВаИными На

страницах газет, •— они добиваются оп­

ределенного

общественно-политическо­

го воздействия на притаившихся кое-где

лодырей, тунеядцев, жуликов и им по­

добных.

Сейчас самой злободневной,

остро

волнующей сельских корреспондентов

темой

является организация уборки

урожая, заготовок хлеба и других сель­

скохозяйственных Продуктов. Это видно

хотя бы из того, что подавляющая часть

всех Опубликованных газетой коррес­

понденций, писем и заметок селькоров

посвящена вопросам уборки и хлебопо­

ставок. И это понятно. Селькоров глу­

боко волнует тот факт, что район из

передовых в прошлом скатился теперь

на самое последнее место в области по

хлебозаготовкам.

Какова же действенность

посылае­

мых селькорами и опубликованных га­

зетой материалов? В АГв

61

от 4 авгу­

ста в корреспонденции И. Якименко

сообщалось, что в колхозе «Сибиряк»

каждую ночь 3 0—40 быков и лошадей

пасутся на пшеничном поле а 3 0 0 гек­

таров, что бригадир Гологуз и предсе­

датель колхоза Геращенко смирились с

подобными фактами. Селькор и читате­

ли газеты, несомненно, ждали, что в

следующем же нЬмере газеты появится

сообщение о принятых мерах. Но про­

шел август, наступил сентябрь, а тако­

го сообщения в газете

не появилось.

Тов. Н. Зиляк, как и подобает сель­

кору, рук не опустил: он попрежнему

настойчиво продолжает писать в газету

«Ударник», участвует в селькоровских

рейдах. Материалы рейдов в газете пе­

чатаются. В М 6 7 за 26 августа был

опубликован, например, материал рей­

довой бригады за подписями Н. Зиляк

и А. Кучерявенко о второй полеводче­

ской бригаде колхоза

«Искра», Жу­

равского сельсовета. Вот, о каких фак.

тах писали селькоры:

«...из 6 0 трудоспособных ва

уборке ежедневно работают 7—8

человек. Так как сам бригадир на

полевом стане не ночует, то и

колхозники вечером уходят до­

мой... На работу они приходят

поздно...

обеденный

перерыв

длится 2—3 часа.

...машинисты лобогреек Черняк

Павел и Кириенко Иван... раз­

брасывают скошенный хлеб По По­

лосе... косят на высоком ср е зе -

2 5—30 сантиметров.

Затем в корреспонденции подробно

рассказывается о том, почему в колхо­

зе сдерживается хлебосдача. Селькоры

подсказывают, что нужно сделать для

ускорения очистки зерна, вывозки его

,

иа заготпункт.

I

Тревожный сигнал селькоров несом­

ненно должен был привлечь внимание

и райкома ВКП(б), и райисполкома, и

прокурора. Этого опять не произошло.

Сельхозартель «Искра» 25 августа

была на 13-м месте, выполнив план

хлебозаготовок на 12 , 4 процента. Про­

шло пять дней после того, как в газа-

те «Ударник» был напечатан материал

селькоровского рейда, и читатели, ко­

нечно, были удивлены, прочитав

4

сен­

тября заметку о том, что в этом кол­

хозе

«активное участие

всех кол­

хозников в уборке хлеба позволя­

ет нарастающими темпами сдавать

хлеб государству».

Из сводок

же

в газете видно, что

на

1

сентября этот колхоз выполнил план

хлебозаготовок всего на 15, 2 процента,

попав на

33-е

место,

а

на

10

сентяб-

ря — уже на 38-е.

Не заботясь о действенности публи­

куемого материала, забывая о том., что

печаталось ранее, редакция, «Ударника»

ставит себя в очень неловкое положе­

ние.

Больше творческой инициативы

(На совещании работников торговли и общественного питания)

Огромные успехи советского народа, до­

срочно Завершающего послевоенную ста­

линскую пятилетку, создали исключитель­

но благоприятные условия для развития

советской торговли. В магазины Новоси­

бирска с каждым месяцем поступает все

больше промышленных и продовольствен­

ных товаров. Расширяется их ассортимент,

улучшается- качество.

Однако при всем том план товарооборота

по городу за восемь месяцев выполнен

лишь на 92,3 процента.

Причины этого ненормального явления

были

в

значительной мере вскрыты на го­

родском совещании актива работников тор­

говли и общественного питания, состояв­

шемся

На-днях

в клубе имени Сталина.

Заведующий горторготделом тов. Степа­

нов в своем докладе показал, что там, где

хорошоорганизовано социалистическое со­

ревнование,

налицо /значительные

до­

стижения.

Магазины

Главсбыта

мини­

стерства

машиностроения

и

приборо­

строения, Росгалантерейторга, Химсбыта,

Ювелйрторга,

Злектросбыта,

горпром-

торга, универмаг перевыполни,ли восьмиме­

сячные задания. Хорошо работают стаха­

новцы магазинов и предприятий общест­

венного питания. Продавцы тт. Быстрова,

Попова., НигмаТулина, заведующая сек­

цией Шуварина, официантка Кузьмина и

многие другие горячо , подхватили почин

московского стахановца Коровкипя. Созда­

но 25 бригад отличного обслуживания по­

требителей.

Однако опыт передовиков распростра­

няется медленно. Поэтому у нас еще не­

мало магазинов и столовых, где нередко

нарушаются элементарные правила куль­

турной советской торговли.

Об’ясняя причины отставания

таких

организаций, как «Гастроном», контора

буфетов Томской дороги,

горппщетОрг,

тов.

Степанов ограничился общими замечания­

ми,

забыв

об ответственности руководите-

лей горторготдела за состояние торговли

и

общественного питания.

И прав был директор магазина М° 5

«Гастронома» тов. Новиков, указав в сво­

ем выступлении на то, что оперативное

руководство горторготдел подменяет потоком

предписаний и циркуляров.

Вопрос, поднятый тов. Новиковым, дол­

жен быть поставлен шире. Горторготдел и

руководители торговых

организаций не

принимают действенных мер для увеличе­

ния оборота за счет богатейших местных

ресурсов.

В магазинах города, расположенного на

берегах Оби, сплошь и рядом не бывает

свежей стерляди, щуки, окуня.

Все лето, да и сейчас в магазинах «Гаст­

ронома» и горпищеторга нельзя купить ни

хороших огурцов, ни спелых помидоров,ни

ягод, ии грибов. Плохо налажена торговля

фруктами.

Работница универмага комсомолка Щу-

варина, организовавшая бригаду отличного

обслуживания в секции детской обуви, со­

общила совещанию очень интересный факт.

Эта бригада просила прикрепить ее к цеху

детской обуви фабрики имени Кирова. Та­

кая тесная связь работников прилавка со

стахайовцами и руководителями производ­

ства помогла бы значительно лучше раз­

решить ряд вопросов, связанных с ассор­

тиментом обуви, ее размерами, качеством

..4

Но предложение передовых продавцов за­

стряло у управляющего областной конторы

Главлегсбыта тов. Мухомедзяновой.

На совещании выступили секретарь гор­

кома ВКП(б) тов. Сазонова и представи­

тель омской делегации — заместитель ди­

ректора горпромторга тов. Ардашев.

Совещание

актива приняло решение,

в котором предусматриваются дальнейшее

развертывание соревнования с омичами,

образцовая организация предпраздничной

торговли и выполнение социалистических

обязательств по досрочному завершению

плана товарооборота.

Пахать зябь быстрее и лучше

МТС и колхозам нашей области пред­

стоит нынче вспахать столько зяби, чтобы

обеспечить заготовленными землями

весь

яровой клин будущего года. Для решения

этой задачи есть достаточное

количество

тракторов а плугов с

предплужниками,

горючее, квалифицированные кадры трак­

тористов.

Однако вспашка зяби

в

большинстве

МТС и колхозов идет крайне медленно. В

районах Кулунды на 20 сентября плай

был выполнен только на 6,6 процента. В

Таких МТС, как Бунинская, Грушевская,

к пахоте по существу не приступали.

Директоры многих машинно-тракторных

станций в

качестве .основной

причины,

тормозящей под’ем зяби, выдвигают

от­

сутствие готовой земли, неубранную соло­

му на участках, подлежащих вспашке. Но

кто, как не работники МТС, должны тре­

бовать от руководителей колхозов, чтобы

солОйа была убрана.

Да и подготовленные земли не пашутся.

Рядом с вагончиком тракторной

бригады

тов. БелОШицкотч) из Николаевской

МТС,

Татарского района,

расположен

участок

старой залежи — гектаров 250. Ее можно

было вспахать еще до начала уборки уро­

жая. Председатель колхоза

«Инициатор»

тов. Пономаренко сперва разрешил подни­

мать зябь, а через два дня запретил, по­

тому что этот участок якобы ие

будет

весной

засеваться.

Тов. Пономаренко

трижды разрешал и трижды запрещал па­

хать, В течение 20 дней тракторы в ноч­

ную смену .не работали.

В этом

колхозе неоднократно

бывал

участковый агроном. МТС тов. Елисеейко,

Но

он не принял никаких мер к прекра­

щению подобных безобразий. Больше того,

он не забраковал зябь, вспаханную трак-

тористами Черкасовым и Диких без пред­

плужников, мелко, с многочисленными ог­

рехами.

В напряженный осенний период, когда

требуется умелое маневрирование техни­

кой, особое внимание следует обратить на

использование в ночное время на вспашке

зяби тракторов, занятых днем на комбай-

ттоуборке. Но вот директор Краснозерской

МТС тов. Еариков

запретил

бригадирам

тракторных бригад перегонять

тракторы

от комбайнов иа вспашку зяби,

а также

с участка йа участок. В результате ис­

правные тракторы простаивают пе только

ночью, но даже целыми сутками в ожида­

нии разрешения на переезд. В зоне этой

МТС еще не перепахано

1.800 гектаров

паров и очень медленно ведется под'ем

Известно, что своевременно обработан­

ные и перепаханные пары и ранняя зябь,

поднятая плугами с предплужниками, да­

ют наивыеший урожай. Во руководители

Западной МТС забывают об этом. Ведь бо­

лее 1.000 гектаров паров еще не перепа­

хано и в 16 колхозах не приступили в

вспашке зяби. Вочью тракторы

Не

рабо­

тают, технический уход за ними не про­

водится. Только за первую декаду сентяб­

ря был допущен простой

90

тракторо-

дней.

Влохо пашут зябь в колхозах

Вово-

Тырышкинской, Скалинской и Кочеяевской

МТС.

В артели «Еомбайн», Колыванского рай­

она. пятью тракторами

Вово-Тьгрьйпкпя-

ской МТС поднято только 10 гектаров зя­

би. Три машины ночью совершенно не ра­

ботают.

Директор МТС тов. Мишнев не

только не позаботился

об ' использовании

этих тракторов,

но даже

распорядился

снять

с

них отдельные детали и поставить

иа другие машины.

Весьма ценный агротехнический прием

для очищения почвы от сорняков — лу­

щение стерни. Машинно-тракторные Стан­

ции располагают большим количеством

дисковых лущильников.

Во эти Орудия

часто недооцениваются. В Западной МТС

пять дисковых лущильников не

исполь­

зуются в работе ни самостоятельно, ни в

агрегате с комбайнами,

хотя 7 гусенич­

ных тракторов буксируют только по одно­

му комбайну. Ви гектара стерни не взлу-

щено в зоне Коченевской МТС, имеющей

20 дисковых лущильников.

Веред МТС и колхозами нашей области

стоит неотложная

задача — выполнить

план вспашки зяби не позднее 10— 15

октября. Решение этой задачи— непремен­

ное условие дальнейшего под’ема культуры

земледелия. Необходимо поставить свобод­

ные от уборки тракторы для круглосуточ­

ной работы на вспашке зяби, укомплекто­

вав их трактористами на две смены.

Заботу о техническом состоянии тракто­

ров и контроль за правильным их исполь­

зованием необходимоусилить. Особое вни­

мание

следует обратить

на

качество

вспашки зяби. Пахать зябь глубоко, плу­

гами с предплужниками — таков закон.

Агрономы должны строго следить за его

выполнением.

Дело чести трактористов и пахарей —

досрочно завершить план Вспашки зяби

и

тем самым заложить Основу высокого уро­

жая будущего года!

Н. ГЕТМАНОВ.

Главный агроном управления МТС

облуправления сельского хозяйства.