Background Image
Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

КАЖДОМУ

СЕЛУ - ЛЕКТОРИЙ

★ ★ ★

О лекторских группах

Центральный Комитет ВКП(б) в поста­

новлении «Об организации научно-просве­

тительной

пропаганды»,

принятом

в

1944 году, указывал, что

«пропаганда,

естественно-научных знаний приобретает в

нынешних условиях особо важное значе­

ние в деле дальнейшего под’ема культур­

ного уровня широких слоев трудящихся и

преодолении

пережитков

бескультурья,

суеверий и предрассудков».

Выполняя втопостановление ЦКВКП(б),

областное лекционное бюро создало

39

го­

родских и районных лекторских групп и

184 лектория.

К лекционной работе привлечено свы­

ше тысячи лекторов-общественников, учи­

телей, врачей, агрономов и др. специали­

стов. В 1948 году в домах культуры, сель­

ских клубах, избах-читальнях, на пред­

приятиях и в учреждениях было прочита­

но 3.000 лекций, которые прослушало

601

-

лее двух сот тысяч человек.

Правильно поняв свои задачи, отдель­

ные лекторские группы неплохо организо­

вали работу, добились хороших результа­

тов в удовлетворении идейных

запросов

трудящихся.

Хорошо работает лекторий в совхозе

«Октябрь», Карасукского района. Стали

активными пропагандистами специалисты

совхоза.

Главный зоотехник тов. Борзенко неод­

нократно читал лекции о применении бе­

лых глин для подкормки скота. Препода­

ватель физики семилетней школы тов. Фо­

мин с большим успехом рассказывал об

атомной энергии.

Всегда при

переполненной аудитории

проходят выступления

директора

Берд-

ской средней школы тов.

Степанова

с

лекциями о развитии жизни на

земле,

строении вселенной и на другие темы.

Заслуженной популярностью пользуются

лекции преподавателя химии Искитимской

средней школы тов. Сомовой, председате­

ля Еаргатского райисполкома тов. Тита-

рева.

Однако не во всех районах к лекцион­

ной пропаганде привлечены широкие слои

интеллигенции. Малочисленна лекторская

группа в Чановском районе. Из 17 чело­

век здесь только шееть проживает на пе­

риферии. Тексты лекций никем не прове­

ряются, яе обсуждаются. Плана работы

нот. Лекции для паселения читаются от

случая к случаю. В прошлом году в рай­

оне прочитано только

45 лекций в 17

колхозах, а в 51 населенном пункте они

совершенно не проводились. Районный от­

дел культнроеветработы (заведующий тов.

Шерин) фактически устранился от руко­

водства лекторской группой.

Не лучше и в Барабинске. Лекторская

группа здесь формально создана, но фак­

тически выступают с лекциями лишь 3

■—5 человек.

Большую помощь лекторию могут ока­

зывать методические секции, Обсуждение

текстов лекций значительно повышает их

научную ценность и политическую заост­

ренность.

Но предварительное обсуждение текстов

не стало еще правилом для каждой лек­

торской группы. Это нередко приводит к

тому, что лекции читаются в форме бес­

пристрастного повествования, без раскры­

тия борьбы передовой советской науки и

культуры с разлагающейся

буржуазной

культурой, без разоблачения религиозных

предрассудков и суеверий, без связи с кон­

кретными хозяйственно-политическими за­

дачами.

Еще мало используются в научно-про­

светительной работе наглядные

пособия,

алоскопы, проекционные фонари, диапо.

зитивы, короткометражные научно-попу­

лярные фильмы, почти не проводятся лек­

ции-концерты.

1В борьбе за большевистскую партий­

ность и идейность в пропаганде научных

знаний главная роль принадлежит лекто­

рам. В состав группы надо

привлекать

лучшую,

теоретически

подготовленную

часть советской интеллигенции.

Не так подошли к комплектованию лек­

торской группы в Чистоозердам

районе.

Здесь привлекли даже тех товарищей, ко­

торые не имеют среднего образования и,

следовательно, не могут читать лекций. С

лскторами-общвственниками проводят мало

семинаров и специальных занятий.

В Коченевском районе секции

культ-

просветотдела в течение года не собира­

лись, в то время как с грудной докладчи­

ков райкома ВЩб) теоретические занятия

проводились неоднократно.

Некоторые райкомы ВКП(б) и райиспол­

комы не оказывают практической помощи

лекторским группам, не контролируют их

работу. В Барабинском районе, например,

руководителем группы назначен заведую­

щий райото тов.

Смирнов, но он уже

более года ничего не делает,

а райком

ВКП(б) и райисполком мирятся с этим.

В ряде районов

существует

вредная

практика отрыва руководителей лектор­

ских групп от прямой методической рабо­

ты другими многочисленными поручения­

ми.

Следубт подчеркнуть, что там, где пар­

тийные организации считают естественно­

научную пропаганду своим делом, систе­

матически помогают в развертывании ее

отделам культнроеветработы, там достигну­

ты определенные результаты.

В Болотиинском районе лекторская груп­

па долгое время бездействовала. В райко­

ме ВКЩб) провели специальное совеща­

ние партийного и советского актива и по­

ставили вопрос о помощи культпросветот-

делу в организации лекционной пропаган­

ды. После этого работа заметно оживилась.

Необходимо,

чтобы партийные комите­

ты чаще обсуждали на своих заседаниях

вопросы, связанные с постановкой естеот.

венно-научной пропаганды, оказывали ре­

альную помощь отделам культиросветрабо-

ты в этом деде, осуществляли повседнев­

ный контроль за качеством лекций.

Культпросветотделам следует использо­

вать все многообразные формы лекционной

работы: создать специальные лектории для

населения в районных центрах, сельских

клубах, совхозах, школах, при радиоузлах.

Настало время перейти к чтению систе­

матических циклов лекций,

что окажет

серьезное влияние на повышение культур­

ного уровня трудящихся. Следует чаще

практиковать постановку платных лекций.

Нужно добиться, чтобы каждый науч­

ный работник, специалист, могущий чи­

тать лекции, каждый врач, агроном, учи­

тель пропагандировал естественно-научные

знания.

Областное лекционпое бюро разработало

и проводит ряд мероприятий в помощь

лекторским группам. В районных и город­

ских библиотеках созданы специальные

отделы «В помощь лектору», высылаются

литература, стенограммы лекций и библио­

графический материал.

Тяга к знаниям —- характерная черта

советских людей. Лекции прочно входят в

быт наших городов и сел. Лекторов с не­

терпением ждут в любой деревне.

Широко развернутая и проводимая па

высоком уровпо научно-просветительная

пропаганда будет способствовать мобилиза­

ции трудящихся на успешное выполнение

пятилетки в четыре года, нашему даль­

нейшему движению вперед, к коммунизму.

Ю. АЛЕШНИКОВ.

ТЕАТР

„Борис Годунов“

(К 25-му представлению в Театре оперы и балета)

Восемьдесят лет тому назад Мусоргский

написал на одной из первых страниц тома

Пушкина:

«Опера

задумана

в

осень

1868 г.; работа начата воктябре 1868 г.»

Новце течения в русском искусстве в

60 и 70-д годах, порожденные идеями Бе­

линского иЧернышевского, были направле.

ньг к определенной цели— созданию нацио­

нального русского, демократического ис­

кусства, основанного на народной тема­

тике.

Мусоргский, как художник, был ярким

выразителем тенденций своей эпохи. Он

остановил свой выбор на сюжете трагедии

Пушкина «Борис Годунов», так как хотел

написать яркое, монументальное произве.

деиие, проникнутое глубокой

социальной

идеей; русскую историческую музыкаль­

ную драму глубокого народного

содержа­

ния.

«Борис Годунов» — вершина творче­

ства Мусоргского. В этом произведении

композитор воссоздал с гениальной прав­

дивостью и выпуклостью эпизод из исто­

рии русского народа в начале XVII века.

Народ — главное действующее лицо в опе­

ре. «Я разумею народ как великую лич­

ность, одушевленную единою идеею.

Это

моя задача. Я попытался разрешить ее в

опере», — говорил Мусоргский. Музыкаль­

но-драматическая ценность оперы увеличи­

вается еще тем, что, кроме драмы парода,

развившейся вокруг основной проблемы —

непримиримых противоречий парода с цар­

ской властью, Мусоргский с болъщой вы­

разительностью

раскрыл в своей музыке

личную трагедию Бориса Годунова. Тесно

переплетая драму народную с драмой лич­

ности, Мусоргский создал многогранную и

многообразную трагедию, по глубине при­

ближающуюся к трагедиям Шекспира.

Драматургия оперы находится на очень

★ ★ ★

большой высоте. Огромная выразительность

и убедительность опоры достигается компо­

зитором путем резкого противопоставления

художественных образов и

подчеркнутых

контрастов. Трагические положения изо.

бражены- рядом с комическими, как это и

бывает в жизни. Наравне с трагическим

образом Бориса, мудрого старца

Пимена,

Самозванца, юродивого Мусоргский рисует

характерные типы бродячих монахов, при­

става, хозяйку корчмы и т. д.

Музыка оперы создает с пластической

рельефностью эти контрастные образы.

«Борис Годунов» — музыкально-исто­

рическая хроника, созданная с огромной

творческой силой и художественным разма.

хом, становится в ряд с такими творениями

гениев, как «Бойна и мир» Толстого или

9-я симфония Бетховена, и давно принад­

лежит всему культурпому человечеству.

Однако музыка этой оперы глубоко нацио­

нальна.

Многие музыкальные темы оцеры, по­

строенные на оборотах народных песен,

представляют собой как бы обобщение вы­

разительных средств народного песенного

творчества. Образ царя Бориса создан мо­

нументальной, суровой, драматической му­

зыкой; блестящий польский акт построен

на танцевальных и любовных темах. Все

средства музыкальной выразительности с

огромной силой и размахом поставлены

композитором па раскрытие глубокой тра­

гедии и наиболее полное и широкое вос­

создание эпохи.

«Борис Годунов» — одно из замечатель­

нейших

произведений русской оперной

классики, настолько сложно в постановоч­

ном отношении, что в течение ряда лет

почти не видело света рампы. Предыдущая

постановка «Бориса Годунова» в Большом

театре в Москве, в 1946 году, оказавшая-

В селе Шурыгино

Шурыгинский сельский клуб — луч­

ший в Черепановском районе. Здесь посто­

янно работает агротехнический кружок,

которым руководит участковый

агроном

И. Царенко. Занятия кружка посещают

43 человека.

Большая группа колхозников изучает

биографию товарища Сталина.

В клубе

проводит свои занятия политшкола, име­

ются хоровой, музыкальный и драматиче­

ский кружки.

Елуб хорошо оборудован. Кроме зритель­

ного зала на

200

мест, имеется три комна­

ты для кружковых занятий. Осенью поме­

щение капитально отремонтировали, при­

обрели мебель, обеспечили на всю зиму

топливо. Большую заботу о клубе прояв­

ляет председатель сельсовета тов. Кири­

енко.

С 1947 года работает лекторий. Его ор­

ганизатор и руководитель — директор се­

милетней школы тов. Шуклецов создал

лекторскую группу из учителей, медицин­

ских работников и специалистов сельского

хозяйства. Каждый месяц, как правило, в

клубе читается по две лекции.

Совместно с районной лекторской груп­

пой и отделом культпросветработы перио­

дически составляется тематический план,

обсуждаются тексты лекций, проводятся

методические совещания. На каждой лек­

ции бывает 100— 150 человек. Регуляр­

ное плановое проведение лекций повысило

интерес в ним. Теперь каждую новую

лекцию ждут с нетерпением.

В конце прошлого года тов. Шуклецов

прочел лекцию «Великий русский народ и

его роль в исторпн». С различными лек­

циями выступали агроном Царенко, фельд­

шер Воротилова, учитель Суворов и дру­

гие. Бывают здесь и лекторы из Черепа­

нове. Вее лекции повторяются в колхозе

«Сталинец», расположенном в четырех ки­

лометрах от Шурыгино.

Опыт Щурыгинского клуба помог орга­

низовать лектории при Безмеповской избе-

читальне,

Огнево-Заимковском

сельском

клубе и в колхозе имени Ворошилова.

К сожалению, в этих лекториях ни ра­

зу не были члены общества по распрост­

ранению политических и научных знаний.

За весь прошлый год только в Огнево-За­

имковском клубе состоялась одна лекция

тов. Никитина из областного лекционного

бюро.

Чтобы улучшить качество лекционной

пропаганды, помочь местной интеллиген­

ции, повысить интерес

у населения

и

способствовать расширению сети лектори­

ев, нужно, чтобы в селах почаще бывали

опытные лекторы из Новосибирска.

С. ЖИРНОВ.

Заведующий культпросветотделом

Черепансзского района.

ДЛЯ Р О Д И Т Е Л Е Й

Ответственные задачи коммунистическо­

го воспитания детей решаются значитель­

но легче, если между семьей и школой

налажена

прочная связь, если методы

воспитания в школе и дома одинаковы.

Из этого исходили

дирекция средней

школы № 7 на станции Чулымская и ро­

дительская общественность, организовав в

начале учебного года лекторий для роди­

телей.

Свыше трехсот человек стали постоян­

ными посетителями занятий, которые про­

водятся дважды в месяц.

Тематика лекций составлена до мая.

Преподавателям школы, проводящим заня­

тия, тема сообщается за три—четыре ме­

сяца. За это время лекторы подбирают

обширный материал из практики школы,

и каждая лекция насыщена интересными

и убедительными фактами.

Лекторий не ограничивается только во­

просами педагогической процаганды —

в план, включена и научно-популярная и

общественно-политическая тематика.

С большим интересом

слушали роди­

тели доклад преподавательницы естестве,

знания

Е. К. Шулешвой «Мичуринское

учение — основа научной биологии». В

январе состоятся лекции «Ленин и Сталин

о

коммунистическом

воспитании»

и о

школьных годах В. И. Ленина.

Директор школы В. А. Замащиков вы­

ступал в декабре перед родителями с до­

кладом о воспитании советского патрио­

тизма и чувства национальной гордости.

Преподаватель физкультуры А. С. Алей­

ников прочел лекцию о физическом вос­

питании детей в семье и школе.

В день занятий лектория в школе от­

крыты кабинеты, библиотека, пионерская

комната. На лекциях

присутствуют все

преподаватели школы. Они обмениваются

мнениями с родителями об успеваемости и

поведении учащихся

не в официальной

обстановке родительских

собраний, а в

живой и теплой беседе. Каждая

лекция

вызывает много вопросов,

активное об­

суждение.

Как правило, после лекции органи­

зуются выступления школьной художест­

венной самодеятельности.

Работе лектория

оказывает большую

помощь постоянная комиссия

по педаго­

гической пропаганде при родительском

комитете.

Успех.занятий и положительные. отзы­

вы

родителей

определили

дальнейшую

судьбу лектория. Решено продолжить эту

работу и во время летних каникул, и в

будущем учебном году.

В. НОСЫРЕВ.

Секция лекторсв -врачей

КАНДИДАТЫ БЛОКА КОММУНИСТОВ

И БЕСПАРТИЙНЫХ

Достойна народного

доверия

...Третий час суд рассматривал дело о

расторжении брака.

Не станем называть

фамилий супругов. Скажем только, что

оба они — студенты, поженились немно­

гим более года назад и имеют ребенка.

Суд внимательно выслушивал об’ясненая

мужа, почему тот вынужден просить о

разводе, и находил их неубедительными.

Судья задавал вопросы, и чем дольше

продолжался процесс, он все более убеж­

дался в том, что у супругов нет серьез­

ных причин для расторжения брака.

Судья и пародные заседатели пытались

примирить молодых супругов, но все ста­

рания были безрезультатны. Вдумчиво и

терпеливо раз’яснял им судья их заблуж-

ны большевистской партии. Она навсегда

связала себя с партиен и тогда же покля­

лась отдать все силы осуществлению ком­

мунизма.

В искитимской районной лекторской

группе культпросветотдела организована

медицинская секция, в которую вошло

19 врачей. Руководителем секции из­

бран гоесанинспектор районного отдела

здравоохранения тов. Аксиненко.

На первом методическом совещании

была рассмотрена тематика

лекций и

утвержден план работы на квартал.

Врач Круглова готовит

лекцию

«Борьба за долголетие»,

хирург тов.

Шатунова приступила к разработке лек­

ции о достижениях советской хирургии.

Члены секции будут ежемесячно

вы­

ступать в сельских лекториях, на пред­

приятиях и в учреждениях района.

дение.

— Они строят свои взаимоотношения

на мелочных, обывательских придирках

друг к другу, — говорил судья народным

заседателям. — Они не замечают того

большого чувства, которое_связывает их.

И скорее всего в семейных ссорах повин­

ны окружающие их родные, которые не­

довольны их браком. А эти молодые люди,

црншедшие в суд за разводом, почти сов­

сем не задумываются о ребенке.

Было ясно, что судье вовсе не безраз­

лична судьба этих людей. Она прилагала

все свои старания, чтобы

поставить их

на правильный путь, научить

их жить.

Такой подход к делу ие случайный в

практике судьи 2 участка Октябрьского

района тов. Поповой. Это — стиль рабо­

ты, и чем ближе знакомишься с порядком

рассмотрения дел в суде,

тем

больше

убеждаешься в том, что народный судья

Лукерья Егоровна Поцова всегда стремит­

ся найти и находит правильное решение.

Не так давно поступило дело о хище­

нии краски на одном из промышленных

предприятий. Виновник

предстал

перед

судом. Он признался в преступлении и

раскаялся. Но можно ли оставлять безна­

казанным человека, который не только

не бережет общественной собственности, а

расхищает ее? Конечно, нельзя.

Но судья Попова при рассмотрении де­

ла задумалась и

о дальнейшей судьбе

подсудимого. Ведь советский суд не толь­

ко карает, он и воспитывает в людях

уважение к правилам

социалистического

общежития, к законам. И вынося при­

говор, народный суд учел чистосердечное

раскаяние подсудимого.

Когда рассказывают о летчике, то не­

редко подчеркивают, что он с детства

мечтал о небе. Лукерья Егоровна в дет­

стве вовсе не мечтала быть судьей. Она

пришла на судейскую работу большим и

сложным путем. Малограмотной колхозни­

цей приехала она в Новосибирск и посту­

пила на фабрику. Жажда к знаниям, го­

товность отдать все силы работе в первые

же месяцы выдвинули Попову

в

ряды

передовиков производства. Она работала и

училась. Через год ее направили на кур­

сы счетоводов, а после окончания их По­

пова с новой энергией принялась за дело.

На фабрике Лукерья Егоровна пережи­

ла незабываемые дни: ее приняли в чле-

ПГесть лрт была она на разносторон­

ней партийной и общественной работе. В

эти годы Лукерья

Егоровна

научилась

большевистской

принципиальности, на­

училась защищать государственные инте­

ресы с присущей большевикам настойчи­

востью. Ее честность в большом и в ма­

лом, твердость данному слову, правдивость

и умение ставить общественные интере­

сы выше собственных обращали на себя

внимание веех, с кем ей приходилось стал­

киваться.

Партия послала Допову на учебу в

юридическую шкоду. Это было четыре го­

да назад. Е вот теперь Лукерья Егоровна

Попова — народный судья. Оца недавпо

на этой работе. Но за плечами ждатси-

скнй опыт, школа партийной работы, ко­

торые закалили ее, научили внутренним

чутьем

распознавать,

где правда и где

ложь, воспитали у нее умение во-время и

бесстрашно вставать на защиту интересов

народа и государства.

— Нелегко работать судьей, особенно

первое время, — рассказывает Лукерья

Егоровна. — Самое страшное —• осудить

невиновного, исковеркать жизнь человека.

Ведь в нашей стране человек — самый

ценный капитал. Страшно и оправдать

виноватого, дать ему возможность уйти

от карающей руки советского правосудия.:

Это не слова, а моральный кодекс на­

родного судьи ТОВ. Поповой. Им она руко­

водствуется в своей работе и примеров

тому более чем достаточно.

Однажды в суд поступило дело о при­

влечении к ответственности за хулиган­

ство гражданина И. Когда Попова предва­

рительно читала материалы следствия, у

нее

возникли

сомнения в виновности Н.

А когда дочитала показания свидетелей,

у нее не оставалось тени сомнения в

том, что следствие проведено небрежно и

виновность не доказана.

Совесть судьи,

его высокая ответственность за свое дело

не могли примириться с тем, чтобы при­

влекать к суду человека, виновность кото­

рого не доказана, и суд возвратил дело

для дополнительного расследования.

Советский судья облечен высоким дове­

рием. Он должен являть образец честного

служения Родине, точного и неуклонного

выполнения советских законов, моральной

чистоты п безукоризненного

поведения,

чтобы иметь не только формальное, но и

моральное право судцть н учить

других.

Народный судья Лукерья Попова, честная,

горячая патниотка советской Родины, име­

ет это право. Оца зорко стоит И а страже

интересов социалистического государства,

интересов народа.

Рабочие

и

работницы

предприятий

Октябрьского райопа выдвинули Лукерью

Егоровну Попову кандидатом в народные

судьи. Исполком местного Совета зареги­

стрировал тов. Попову кандидатом по вто­

рому избирательному округу.

I

,

3. БОГДАНОВА.

В чесгпЬ вЫ б о р о в

К - -

.

-

ж

ч ! 1

г

щ :

* • „

• *

%

с

ш т ш ш ё ж

Механизаторы Ноиососедовсцой МТС,

Дегортаевскоро района, на предвыбор­

ном собрании приняли решение — об’-

явить январь ударным месяцем и ко

дню выборов народных судов выполнить

годовой план ремонта тракторов.

Рабочие

и

служащие

Новососедов-

скбй МТС вызвали на сдциалистиче.

сксе соревнование

механизаторов Гу-

сельннковской МТС.

Социалистические обязательства в

честь выборов народных судов взяли

также коллективы других предприятий

района.

Сцена из оперы «Борис Годунов». Слева — артист А. КРИВЧЕНЯ в роли Бориса,

Справа — артист В. СОРОЧИНСКИИ в роли Василия Шуйского.

4>

в ------------------------------

ся неудачной и вызвавшая большую ди­

скуссию о путях разрешения этого спек­

такля на советской сцепе, особенно усугу­

била ответственность,

взятую

на

себя

творческим коллективом

нащего театра.

«Борис Годунов», поставленный в конце

сезона, сразу при появлении свидетельство­

вал о незаурядной работе театра. К своему

двадцать 'пятому спектаклю «Борис Году­

нов» приобрел законченную форму, ту

слитность всех своих частей, которые до­

казывают, что Новосибирскому оперному

театру по-плечу разрешение самых слож­

ных художественных задач.

Основная задача режиссера заключалась

в том, чтобы найти правильное разрешение

центральной и^еи, развертываемой компо.

зитором последовательно на протяжения

всей оперы — противоречия и непримири­

мого антагонизма царской власти и народ­

ных интересов.

Цостаяшвщику С. Малявину

удалось

подчеркнуть нарастающее недовольство по­

давленного, страдающего народа, его нена­

висть к царю. И в последней, самой слож­

но-решаемой сцене «Под Кронами», народ,

охваченный вспышкой стихийного бунта,

дает простор своей ненависти к Борису.

Эпизод, в котором сила народного восста­

ния достигает апогея, сделан очень вне.

чатляюще. Ярость и бунтарский под’ем

срываются при появлении

Самозванца.

Лжедимптрий выступает перед крестьяна­

ми, как враг Бориса: «Вас, гонимых Году­

новым, зовем в себе и обещаем милость и

защиту». Парод колеблется, часть уходит

за новым властелином, часть остается. Бе­

зысходное горе Руси не иссякло от того,

что вместо Бориса воцарился Самозванец.

Трагедия народа осталась неразрешенной,

И именно тем, что часть народа не уходит

за Самозванцем, подчеркивается, что у на­

рода есть верное чутье. Настанут дий, и

обманутый народ снова восстанет, прогонит

интервентов, освободит свою родину.

В своей режиссерской палитре Малявин

нащел яркр

краски

для разрешения от­

дельных образов в спектакле.

Дирижер

И. Зан

проявил в этом спек­

такле лучшие стороны своего дарования

Им создан глубоко музыкальный спек­

такль. Превосходное звучание оркестра,

ансамблей, яркая, выразительная музы,

калыщя фраза у певцов — все говорит о

проникновенной работе художника.

Пла­

стичное сочетание музыкальных образов

со сценическими говорит о контакте ди­

рижера с режиссером.

Па большой высоте находится работа

хора (хормейстер

Е. Горбенко).

Хор отличается не только, безупречной

стройностью, но н выразительностью ис­

полнения, а в сцене «Под Кронами» весь

исполнительный ансамбль достигает зву.

чания огромной эмоциональной насыщен­

ности.

Расходилась, разгулялась сила,

удаль молодецкая,

Пышет полымем кровь казацкая,

Поднималася со дна сила пододонцая,

сила грозная, бедовая,

Поднималась, разгулялась силушка

пододонная,

силушка неугомонная!

Эта сцена поднята дирижером на высоту

страстного звучания и. кажется неудержи­

мой сила стихийного народного восстания

и гнева.

Интересная работа

А. Нривчени

над

ролью Бориса свидетельствует о большом

актерском росте артиста. Образ Бориса

чрезвычайно сложен. Два начала борются

в нем: мужественный и умный властелин

и подавленный угрызениями совести убий­

ца, С цервой картины Борис несет в себе

обреченность,

предчувствие

неминуемой

гибели. Крнвчене удалась личная драма

Бориса.

С каждым спектаклем, совершенствуя

свое актерское мастерство, Кривченя на­

полняет образ Бориса новым содержанием,

приближая его к историческому образу

мудрого правителя, угнетенного сознанием

отчужденности от народа.

В мопологе Кривченя достигает высоко­

го драматического напряжения, а в сцепе

смерти необычайно человечен и благороден.

С точки зрения вокала и создания драма­

тического образа «Борис» Кривчеци

зна­

чительное театральное явление.

Достойным партнером Бориса оказался

в спектакле

В.

Сорочкнский в роли Шуй­

ского. Сорочицский играет хитрого, лука­

вого придворного

интригана,

коварного,

тщеславного царедворца, метящего на цар­

ский трон.

Самозванцу в спектакле явно не повез­

ло. Артисты

В. Мзньшенин

и

В. Кузнецов

не обладают достаточной вокальной и дра­

матической выразительностью

|ля обри­

совки образа Самозванца.

Дмитрий

не

только слащавый любовник Марины, но и

международный авантюрист,

претендовав­

ший на русский престол,

Артистка

Я. Мягникова

хорошо поет и

очень темпераментно и страстно играет

роль Марины Мнишек, отлично рисуя над­

менную польскую панну. Но в исполнении

Мясниковбй Марина слишком прямолиней­

на, честолюбива, лишена женственности и

легкости. Этичерты удачно подчеркнуты

в

исполнении артистки

П. Ульяновой,

В очень благородной сценической и во­

кальной манере исполняет Пимена

В. Ар­

канов.

В келье перед нами образ мудрого стар­

ца, иеторика-летошеца, зорко наблюдав­

шего всю жизнь за происходившими собы­

тиями и беспристрастно записывающего

сказания — чтоб «ведали потомки право­

славных земли своей минувшую судьбу». В

сцене «Грановитая палата» Пимен оказы­

вается не только бесстрастным наблюдате­

лем. Арканов рисует его яркими, сочными

мазками, и Пимен вырастает в фигуру,

символизирующую 'совесть Бориса.

Юродивый выступает в опере как выра­

зитель безысходной тоски и подавленности

московского люда. Юродивый высказывает

народную ненависть к царю и поет свою

песню «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие»,

оплакивая горе Руси и русского голодного

народа.

Юродивый — это трагический

символ русского народа. Эта партия тре­

бует высокого, хрустально-чистого звуча­

ния и исполнительской теплоты и заду--

шевности. Артист

П. Демчинский

явно не

справляется с ролью юродивого, исполняя

ее в обычной оперной манере.

Яркое оформление сцены (художник

Б. Кноблок)

блестяще дополняет этот мо­

нументальный спектакль.

Постановка «Бориса Годунова» в Ново­

сибирском театре оперы и балета свиде­

тельствует об огромных потенциальных

возможностях, заложенных в молодом кол­

лективе театра и открывает новую главу

в сценической истории «Бориса Годунова»,.

I . ПОЛЯКОВ,

с*