Previous Page  2 / 4 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 4 Next Page
Page Background

2

СИБИРСКАЯ ЖИЗНЬ

Г>

15

2

Къ с о б ь ш я м ъ въ Б и т а !

Посольскш кварталъ въ ПекинЪ,

какъ

известно, долженъ превратиться въ на-

зтоящую крепость, где будетъ находить-

ся постоянный гарнизонъ. Посланники

решили, что эта часть города, гдЪ те-

аерь находятся банки, отели, магазины,

таможенный строешя и китайекш яменъ,

должна быть отведена исключительно

только для посольства, и никто другой

зь будущемъ тамъ не можетъ селиться.

„North China Daily News" возстаетъ нро-

РИВЪ

этого pimeHia и приводить про-

тивъ него разные доводы, указывая, меж-

1.у прочимъ, что самое существоваше та-

сой европейской крепости впутри китай-

кой столицы является уже еамо-по-себЬ

юкорблешемъ для китайскаго правитель-

тва.

По другому проекту—иностранное по-

елеше должно быть устроено въ юж-

[омъ охотничьемъ паркЬ и южной части

орода. Въ этой части довольно м-Ьста

,-тя множества строенш и, вообще, она

ораздо больше подходитъ для устрой-

тва иностраннаго поселешя, нежели те-

ерешнш очень тесный носдльскт квар-

алъ, и можетъ свободно вместить всЬхъ

осланпиковъ, банкировъ, купцовъ, и,

ообще, вс:Ьхъ иностранцевъ, проживаю-

щхъ

въ Пекине.

• По словамъ пекинскаго корреснон-

ента „Times»'a, китайсше чиновпики

казались не въ состоянш предупредить

бразоваше новаго тайнаго общества,

бразованшагося вместо прежнего обще-

гва боксеровъ, и, согласно протоколу,

однисанному посланниками и уполномо-

енными, они должны нести на себ!, от-

Ьтственность теперь за возникновеше

эзнорядка и, существоваше антиевропей-

шхъ тайныхъ обществъ.

- V-

в и б и м в а »

ж и з нь

ХРОНИКА СИБИРИ.

Тобольской

губ. (Учительсюе съЬзды).

ь 20 шля въ Тобольск^ открыты неда-

>гическ1е курсы для учителей и учи-

ш.ницъ церковно-нриходскихъ школъ и

колъ грамоты, и продолжатся до 20

)ля. Вызвано на курсы 58 челов'Ькъ: 50

штельпицъ и 8—9 учителей. Курсы

шйщаются нъ зданш духовной семина-

и; тамъ-же отведены курсистамъ квар-

фы. Кром'Ь квартиръ, курсисты пользу-

тся также готовымъ столомъ. Кром'Ь

1званныхъ на курсы учителей и учи-

:льницъ курсы посЬщаютъ также и по-

ороншя лица, въ томъ числ^ учитель-

1цы министерскихъ училищъ, а также

учительницы церковно—'пряходскихъ

колъ, HpiiixaBHiia безъ вызова. Заняли,

къ и въ^рошлые года,—утреншя и ве-

ршя: утромъ даются образцовые и

юбные уроки,,а вечеромъ разборъ уро-

въ.

Нын-Ьшнимъ же лйтомъ устраиваются

ительсше съезды и для учащихъ ми-

нистерскихъ училищъ. Въ Тобольске

съЬздъ начнется, августа 15 и въ Тюка-

линск'Ь 21 шля. Учащимъ быть на съез-

де не обязательно, такъ какъ денегъ на

проЪздъ и на содержаше не выдаютъ. а

потому съезды врядъ ли будутъ много-

людны. Быть на съезде очень многимъ

хочется, но врядъ ли удастся изъ-за

денежпыхъ затруднешй, особенно живу-

ВОСЕРЕСНАЯ ШКОЛА,

какъ самостоятельное учебное заведете,

и ел роль въ жизни общеЬтва.

Для здоровой жизни общества требуется

у чаше этого общества въ устройстве своей

ж изни, требуется, следовательно, самодеятель-

ность и самостоятельность. Эти прннцины и

были дороги законодателям» 60 годовъ. По-

следуюппе реформаторы внесли въ жизнь иные

принципы, но кое-что и изъ реформъ 60 го-

довъ осталось. Такъ, въ 60 годы поднялся

вопросъ о всеобщей грамотности—и не только

подростающаго поколЪшя, но и грамотности

взрослыхъ, лишенныхъ возможности въ свое

время получить образование. Такимъ образоиъ,

зародился вопросъ о воскресной школё, какъ

самостоятельном?. учебномъ заведенш, осно-

вапномЪ, благодаря частной инищативе. Те-

перь, слишкомъ сорокъ летъ спустя, когда

школьные' вопросы снова волнуютъ общество,

когда снова раздается голосъ за живое вие-

шательстпо общества въ жизнь школы, интерес-

но, намъ кажется вспомнить, какъ смотрели

на дело народнаго образовашя въ 60 годахъ,

какъ относились тогда къ частной инипда-

iuB'b. Но въ вйду обширности темы, мы огра-

ничимся только разсиотр

-bBieM

'b взгляда пра-

вительства GO годовъ на собственно народную

школу и, въ частности,

на воскресную.

Для

этой цели, на ряду съ Положешемъ 74 г. о

начальныхъ народныхъ училищахъ и др. пе-

чатными данными, мы будемъ руководство-

ваться статьей В. Вахтерова «Существуюнця

закоичиоложешя о воскресныхъ школахъ»,

напечатанной въ сб. «Общее ц'Ьло»; для оцен-

ки же значешя воскресной школы въ обще-

ственной жизни мы будемъ пользовался такъ

называемой «Хроникой воскр. школъ», издан-

ной нодь ред. г. Алчевской.

Изъ этихъ источниковъ мы узнаемъ, что

миниетръ вар. пр. въ 64 г. прямо рекомен-

довалъ частную инициативу въ деле народ-

наго образовашя, какъ единственное надежное

средство, ручающееся за успехъ д'Ьла. «Част-

ная педагогическая деятельность при реши-

тельном?. покровительства правительственнымъ

училищамъ развивалась весьма медленно» пи-

салъ мигшетръ: «и, вынужденная иногда скры-

ваться отъ падзора, нередко принимала не-

правильное направлеше, ирепятствовавшее ея

естественному раввптш.» Въ нрикененш нъ

народному образовашю эта система явмется

уже совершенно несостоятельной. Каждому

ведомству, каждой сбщин'Ь, дающимъ мате-

р1альпыя средства для школъ,

птмъ

болп,с

каждому

частному лицу, содержащему на

щимъ далеко отъ пунктовъ, гдЬ назна-,

чены съезды.

Ото е1це первые опыты устройства учи-

тельскихъ съйздовъ для ^мицистерскихъ

училищъ Тобольской губ;

Въ г. Тюкалинск!! во время учитель-

скаго съезда будетъ устроена выставка

и объяснешя коллекгий учебныхъ посо-

бш. Выставку будутъ посещать, кромй

учительницъ

министерскихъ училищъ,

также

учительницы церковно-приход-

скихъ школъ Тюкалинскаго у'Ьзда.

я С. Л."

Иркутскъ.

(Интересная параллель). Кур-

систы министерскихъ училищъ въ прош-

ломъ году, кром4 безплатной кварти})ы

въ общежиэти, пользовались также без-

возмездно освЪщешемъ, прислугой и

об'Ьдами. Кром'Ь того, каждый курсистъ

получалъ еще по 1 руб. въ мЪсяцъ на

чай. Свйчи получались курсистами по

M i p i надобности, т. ч. ни одинъ изъ

учителей въ общежитш не былъ лишенъ

возможности заниматься вечеромъ при

отдельной св'Ьч'}'.. СовсЬмъ въ иныхъ ус-

лов1яхъ, къ сожал'Ьшю, находятся учи-

теля церковно-приходскихъ школъ, выз-

ванные нын"Ь на курсы. Въ общежитш

курсистовъ нри Ветаминовской школе,

на 18—20 человекъ, дается одна толь-

ко св-Ьча, дающая въ большой комнатЪ

общежит1я весьма слабый свЪтъ. Учи-

тельницы пользуются Готовымъ об'Ьдомъ,

а г.г. учителя, ^зам^нъ этого, получаютъ

ежедневно по двадцати кон. на об'Ьдъ...

„В. Об."

Иркутскъ.

(Изъ области современной

филантропш). Въ городй существуетъ

„Сиропитательная ремесленная пткола"

для мальчиковъ, находящаяся въ в'Г.д'Ь-

ши совета банка Елизаветы Медв^дни-

ковой. Самое назваше этого учебнлго

заведенш ноказываетъ, что оно предназ-

начается, главнымъ образомъ, для „си-

ротъ". Но, какъ оказывайся, попасть

туда вполн'Ь „безродному" мальчику, не

имеющему никакой „протекцш", такъ же

легко, какъ верблюду

пройти чрезъ

игольное ухо. Такъ нанрим^ръ, три года

тому назадъ въ комитетъ Медв-Ьдников-

скаго банка поступило

nponienie

о при-

нятш въ сиропитательную школу совер-

шено безроднаго девятил'Ьтняго мальчи-

ка Павла Копылова. Протеже приняли и

обещали зачислить кандидатомъ. Про-

держали документы до слЬдующаго года

и снова обещали сделать Копылова пер-

вымъ кандидатомъ. На второй годъ—та

же

HCTopifl...

На третШ—еще оставили

и... возвратили документы, потому что

„оставлять кандидатомъ на четвертый

годъ нельзя", какъ сказали въ коми-

тетЬ...

Въ настоящее время Копыловъ нахо-

дится въ очень печальномъ ноложеши,

не им^я никакихъ средствъ къ суще-

ствовав™, не имйя даже необходимой

одежды. Живетъ онъ изъ милости у од-

ного б^днаго человека, слепого типо-

трафскаго рабочаго. Очень можетъ быть,

что такая жизнь, въ недалекомъ буду-

щемъ, сдйлаетъ изъ мальчика кандидата

въ „колонш малол^тнихъ

преступни-

ковъ", г д ^ конечно, ему уже

отказа

не

будетъ.

„В. Об."

Красноярска

(Неправильная расклад-

ка). Красноярскъ мЬстной казенной па-

1

латой приравненъ къ такимъ городамъ,

какъ Томскъ и Иркутскъ. Благодаря

этому, недвижимое имущество Краснояр-

ска определено по стоимости въ 5.000000

рублей. Между гЬмъ, Томскъ будучи но

размЬрамъ болЪе ч'Ьп, вътри раза боль-

ше Красноярска, также оценена, немно-

го бол'1'.е 5.000000 р. Нужно сказать,

что количество, грандюзность Здашй и

богатство Томска не чета Красноярску.

По словамъ

я

Кн.,'

£

городская дума

опротестовала такое неиомёрное опре-

делеше недвижимости Красноярска гу-

бернскому раскладочному присутствго,

которое въ свою очередь, согласившись

съ городской думой, обратилось съ под-

лежащимъ ходатайствомъ куда сл'Ьдутъ,

но пока ответа еще нйтъ.

— (Къ предстоящему театральному се-

зону) По слухамъ, красноярскШ желез-

нодорожный театръ на предстоящей зим

Hiri сезонъ предполагают! снят!. i .r. Ка-

ширинъ и Ляровъ.

свой счетъ, школу должно быть предоставлено

полное непосредственное распоряжеше этими

средствами, и «привлечете къ дёлу народнаго

образовашя деятельности частныхъ лицъ и

обществъ посредствомъ поощрительныхъ меръ

и даже nocouifi со стороны правительства въ

случаяхъ необходимости» считается даже за-

коном?. наиболее целесообразнымъ м полез-

пымъ для д^ла. Интересны и сл'Ьдуюгщя стро-

ки: «Считать частныхъ лицъ неспособными

къ учешю можетъ, конечно, училищное на-

чальство; но общество, доверяющее частнымъ

лицамъ обучеше,—по словамг министра—

самымъ ужи показываетъ, что оно понимаетъ

ихъ иначе и даже считаетъ людьми нравст-

венными и иа преследоваше ихъ смотритъ,

какъ на несправедливое прит4снеше, какъ на

пояЬху къ распррограпенщ грамотности» И

самъ миниетръ нредлагаетъ государственному

совЬту «облегчить услов!я элементарнаго оСу-

че!пя

для вегьхъ лицъ безъ различая,

оказы-

вать всякое поощроше частнымъ школамъ»,

въ хозяйствеиномъ отн.)тен1и поставить шко-

лы въ полную зависимость отъ ихъ учредите-

лей. «Система помцрешя и noco6ia со сторо-

ны правительства—система болёе всехъ дру-

гихъ обещающац успехи въ цривлеченш къ

делу народнаго образовашя деятельвости ор-

гцебтвъ и частным

лицъ

», обещающая и

усп^хъ дела народнаго образовашя. Конечно,

понятно, что и само м, н. просвещешя не

должно надеяться только на деятельность

частныхъ лицъ: оно должно и само открывать

начальныя училища и воскресныя школы при

нихъ. («Общее дело» ст. Вахтерова стр. 240)

Насъ здесь главнымъ образомъ интересуюгъ

ноззрешя на зиачеше частной ини^ативы и

отношешя къ этой последней самого прави-

тельства, такъ ясно сказавшееся въ высочай-

ше утвержденпомъ Положенш 25 мая 1874

года о начальныхъ училищахъ и отнесенныхъ

сюда же воскресныхъ шквлахъ, какъ само-

стоятельпыхъ учебныхъ заведешяхъ. -)тимъ

посл'Ьднимъ видомъ воскресныхъ школъ

и

займемся въ дальиейшемъ нашемъ изложеши.

Этимъ нредпочтен!емъ данному типу школы

передъ школами тоже воскресными, но учреж-

даемыми

при училищахъ

мин. нар. просв'Ьще-

шя или духовнымъ начальствомъ, мы не хо-

тимъ умалить зн^че1ня последнихъ или уни-

зить безкорыстнаго работника—сельскаго учи-

теля; напрогивъ, полное значеше подобныхъ

школъ яспо всякому, кто хоть песколысо вду-

мывался въ положеше Гоши, какъ страны

съ слишкомъ недостаточно развитой грамот-

ностью; но своимъ предпочтешемъ типу вос-

кресной школы, какъ самостоятельная учеб-

наго заведешя, иы хотимъ подчеркнуть совер-

шенно иную организации этой школы, хотимъ

указать па то, какое значеше' имеетъ чаа-

К о р р е е п о и д е п щ и

.

Народные толки о маслодельных!»

заводахъ по поводу засухи.

НынешнШ годъ обещаетъ быть для нашего

села, повидимому, повторешемъ ирошлаго не-

урожайнаго года. За всю весну здЬсь

не

про-

шло ни одного добраго дождя.Ранше, хорошо

взошедпйе хлеба начинаютъ сохнуть, а иозд-

Hie и взошли—то плохо. Полное от'^теше

хлебныхъ запасовъ и плох1я надежды на ны-

нешв1й урожай нриводятъ пашихъ мужичковъ

въ yHHHie. Немаловажную причину грядуща-

то бедств1я мужички хотятъ видеть въ ма-

слодельныхъ заводахъ, 'быстро и всюду въ

нашемъ краю въ последнее врекя распростра-

нившихся. Идетъ молва, что все эгн заводы

маслодельные действуютъ п[и помощи

«не-

чисгой силы». Въ доказательство такого

мнешя

приводится свидетельство, якобы

очевндцевъ, нЬсколькихъ

мужичков*, ' что

ови видели въ машине (сепараторе) од-

ного маслодела- -зм'Ью (видели, вероятно, ре-

зину—необходимую составную часть сепара-

тора). А про другого маслодела говорятъ,

что у иего въ Троицынъ день въ машину за-

лезъ самъ б'Ьсъ, остановилъ машину, и она

не работала до техъ поръ, пока бесъ оттуда

не вылезъ.

И причиной существующей засухи считаютъ

эти же самые заводы. Маслоделамъ-де выгод-

но, чтобы была засуха— молоко-де у коровъ

бываетъ въ засуху жирнее —вотъ опи, при

помощи «нечистой силы» и разгоняютъ тучи,

какъ только онЬ надъ селомъ надвинутся.

Разсказываютъ, что въ одной деревне даже

видели, какъ маслоделъ разгонялъ тучу. Со-

всЬмъ надвинулась туча, иачалъ уже крапать

дождь, а маслоделъ въ это время вышелъ съ

какой то]палочкой, помахалъ ей, и тучи какъ

ие бывало. Услужливая фаитазк, богатая

особенно, какъ и везде, у представительницъ

прекраснаго пола деревенскаго, создала за

послёднее время массу нелепахъ басенъ, ко-

торыя, однако, пользуются безусловным! къ

себ'Ь дов'Ьр1емъ. Разсказываютъ, межлу про-

чимъ, про одного старика, что онъ ходилъ

въ Верхотурье къ «Сим&ну праведному» и

тамъ спрашивалъ иасчетъ заводовъ. И «Си-

мшнъ праведный» посоветовалъ ему, по воз-

вращенш домой, заколоть свою «черную» КИ-

рову и посмотреть ея внутренвостя. Стари-

чекъ, по ' j ^ i ^">"

пиль будто

приказаше «Сим1ёна праведнаго», закололъ

«черную»корову и увиделъ, что все ея вну-

тренности вертятся такъ же, какъ вертится

машина (сенараторъ). «Не въ моготу, вишь,

скотине-то оir(i, эти машины-те»—заключаютъ

мужички, слушая подобную сказку. Не мень-

шею популярностью пользуется и следующая

басня. 'Бхалъ одинъ мужикх изъ своей дерев-

ви въ соседнюю къ маслоделу за разечетомъ

за молоко. Попадается ему на дороге какой-

то старичекъ. Справившись у мужика, куда

и зачЬмъ тотъ -Ьдетъ, старичекъ просить его

купить себе «красненьк1я обуточки» (обутки

—кожанпая обувь сдешнихъ крестьянъ). Му-

жикъ пообещался исполнить просьбу старичка.

(Очевидно,старичекъ—то былъ какой то осо-

бенный, коли мужикъ ср.^зу согласился испол-

нить его просьбу). Забылъ только сверять

ногу старичка. Это, однако, ие вмешало ему

исполнить данное обещаше, и, i/олучивъ день-

ги съ маслодела, онъ купилъ «красненыйя

обуточки». На обратномъ нути мужикъ встре-

чаете упомянутаго старичка на томъ же ме-

сте и (.тдаетъ ему купленные обутки. Об, тки,

однако, оказались малыми для старичка и

тотъ зредложилъ мужику надеть ихъ самому

«пе ногодятся ли, молъ, тебе самому,—мне —

малы». Мужикъ попробовалъ примерить обут-

ки. Но тутъ и увиделъ, что оны полны кро-

ви. Испугался мужикъ и сарашмваетъ у ста-

ричка, что это значитъ. «А это—говорить

старичекъ—изъ твоигь коровъ машина навер-

тела кровь-то». Ты вотъ взгляви-ка мне за

плечо, такъ увидишь, что у васъ въ деревне

то делается». Взгляпулъ мужикъ, да такъ и

нриселъ на месте. Целую толпу чертей уви-

делъ онъ, одни изъ которыхъ доятъ его кс-

ровъ, друпе вертятъ машину, третьи масло

сбиваготъ и т. д. Вотъ как1я басни занима-

югъ въ настоящее время умы нашихъ тюмеп-

цевскихъ обывателей

-

*!! вотъ какой ложный

взглядъ устан вливается

у

насъ на «моло-

канки» въ то время, какъ оне, нъ виду гря-

дущаго неурожая > бещаютъ быть единствен-

ною поддержкою крестьянъ въ ихъ хозяйстве,

ибо никакихъ другихъ источниковъ дохода,

кроме какъ отъ земледел1я'и мотааго хо-

зяйства, въ нашей стороне нетъ. И этотъ

ложный взглядъ на маслодельные заводы въ

последнее время, къ сожаленш, получалъ се-

бе подтверждеме, хотя и косвенное, съ той

стороны, съ которой его уже никакъ нельзя

было ожидать. Принесли къ намъ въ Тюмен-

цеву недавно изъ г. Бйска икону Великому-

ченика и Целителя Пантелеймона. Икону со-

провождаетъ священникъ, который ходьтъ съ

нею йо домамъ и служить, по просьбу домо-

хозяева, молебны. Дошелъ онъ до одного изъ

нашихъ тюмеицевскихъ маслоделныхъ заво-

довъ. Хозяинъ завода попросилъ священника

занести икону къ нему въ заводъ и отслу-

жить молсбевъ. Но священникъ отказался ис-

полнить его вросьбу, мотивируя свой отка

темъ, что он о не знаетъ, можно ли вносить

св. икону въ таюя заведешя, какъ масло-

дельный заводъ; сказалъ, что справится объ

этомъ у местнаго священника и если тотъ

выскажется въ утвердителыюмъ смысле, такъ

будетъ служить, въ противнокъ случае—ветъ.

Насколько страненъ мптивъ отказа, представ-

ляемъ судить читателямъ этихъ строкъ. Съ

своей стороны прибавимъ только, что хотя

упомянутый священникъ, посоветовавшись на

другой день съ местнымъ священпикомъ и съ

случайно находившимся въ это время въ па-

шемъ селе благочшшымъ нашего благочишя,

и отслужилъ молебенъ въ заводе,

те.чъ

не

менее первоначальный отказъ его породилъ

въ среде простодушныхъ обывателей нашихъ

иассу превратныхъ толковъ. Толкуютъ, между

прочима^ теперь, что это—видимое указаше

"СРСТА BJI«IJI Г.». ГС,

JJUUWIUДГ»ЛПИЩЕ ОАОИ-

ды—дело вечистое; что «икона не ношла»

въ заводъ и что, хотя священникъ на дру-

гой день и отслужилъ тамъ молебенъ, но

сделалъ это только по понуждешю со сторо-

ны местнаго священника и благочинпаго.

С, Тюмепцевское,

IlyjiuuiTHCKOfl иол., Варнаульскаго jl.i.

24 шня 1901 гсда.

Нутешествхе по р. Иртышу.

иосов'ктовали мне добрые люди для поправ-

лешя здоровья отправиться въ семипалатинсшя

Палестины и, какъ наилучшее место для де-

чешя, указали станицу Еаянъ-аулъ. Думаю

себе: почему же не поехать? до Омска по

железной дороге, отъ Омска до Павлодара на

пароходе, а тамъ ужъ немного—можно про-

ехать и на лошадяхъ!..

Подъезжая къ Омску, я началъ и у публи-

ки, и у поЬздной прислуги справляться, когда

пойдетъ пароходъ на Павлодаръ, ио все отоз-

вались невёдешемъ. На станщи «Омскъ» я

долго разыскивалъ объявлетя о движенш па-

роходовъ по Иртышу, пока, наконецъ, буфет-

чикъ не разъяснилъ мне, что объявлешй та-

ковыхъ не существуетъ. Не оказалось объяв-

лешй и въ самомъ городе и даже на пристани.

На последней оказалось въ этомъ отношенш

совсемъ худо! На вопросъ: когда будетъ па-

роходъ? матросъ, почесывая затылокт, отве-

чалъ: «А Богъ его знаетъ». Потерявъ терпе-

Hie

ожидать пароходъ въ гостиннице, я пере-

брался на пристань и поместился въ «зале

для I и II класса». Но здесь оказалось новое

«удобство»! Пристанская прислуга, на просьбы

публики поставить самоваръ, ответила отка-

зомъ, и только после долгихъ упрашивашй,

согласилась поставить самоваръ, при чемъ

сочла долгомъ предупредить публику, что «нашъ

хозяинъ не нуждается въ иассажирахъ», <-ему

пассажира—плевать!» «Онъ больше на счетъ

грузовъ..» Сл1'Вомъ, было сказано настолько

откровенпо, что публика поняла свое положе-

ше. Когда пришелъ трое сутокъ ждавный, па-

роходъ, и публике объявили, что «сейчасъ

будутъ продавать билеты», то—покорная пуб-

лика, столпившись у конторки, терпеливо стала

ждать желаннаго «сейчасъ». Однако,и у покор-

ной публики лопнуло терпеше (былъ 2-й часъ

ночи). Депутащя изъ более смелыхъ напра-

вилась къ «сильнымъ

Mipa

сего», чтобы узнать

о несчастномъ «сейчасъ».

Но тутъ получилось П'Ьчто, чего решитель-

но никто • не ожидалъ! Продажа билетовъ

откладывается до утра, а иублике предлага-

ю т переночевать еще разъ па конторке!..

Въ переводе на руешй языкъ это значило,

что публика должна еще одну ночь провести

безъ сна, такъ какъ за тесношо не только

лежать, а и сидеть было негде... Некоторые

изъ Сольныхъ пассажиров!., въ виду безвыход-

ности положешя, р'Ьшили протестовать, во

помня, что «хозяинъ въ пассажирахъ не нуж-

дается», приступили къ делу осторожно, что-

бы... «гусей не раздразнить».

ЗдЬсь я приведу почти дословный разговоръ

публики съ господиномъ, который, очевидно,

считаетъ себя на пристани лицомъ, могущимъ

«казнить

и

миловать».

Несколько человекъ изъ публики отворлли

дверь въ конторку и самымъ вежливымъ то-

помъ спросили: «скажите пожалуйста, билеты

сегодня продаваться не будутъ?»—Н4тъ!—от-

в'Ьчалъ одинъ изъ служащихъ въ конторке

(всехъ ихъ было трое). Одинъ изъ публики:

«а безъ билета можно ьомбстить^я на паро-

ходе

до

утра?»

Тутъ одипъ изъ служащихъ поднялся и до-

вольно возвышеннымъ

ТФНОМЪ

вагол »рилъ:—«Я

этого позволить не могу! я не знаю, есть-ли

свободный места!—Публика: «Но где же мы

ХГЗЦС^О дилльнш OU1CDU.U. -

Госнодннъ уже кричитъ: «Можете ночевать

на пристани! в'Ьдь ночевали же раньше!? На

пароходъ я пустить не могу, тамъ публика

есть!»

Публика: «HQ, позвольте! Во-первыхъ, на

пристани мы ужъ провели по нескольку ночей

безъ сна; а во-вторыхт, на пароходе у васъ

нублика, но в'Ьдь и мы не жавотныя! Вы раз-

решите намъ занять свободныя места! будьте

уверены, что публику вашу мы не обезнокоимъ

и займемъ только свободный места!»

Господину возвы&ивъ до верхвихъ нотъ го-

лосъ: «Не могу разрешить! Я не знаю, есть-ли

свободныя места на пароходе, и до утра справ-

ляться не буду!..»

Публика: «Но мы васъ и не нросимъ справ-

ляться! Вы разрешите занять свободныя ме-

ста! Мы только просимъ позволить намъ са-

мимъ справиться о свободныхъ ьесгахъ и, если

таковыя окажутся, занять ихъ до утра,'т е

до того времени, к^гдЬ будутъ продаваться

билеты, и мы по праву займемъ каждый свое

место!?..»

Господинъ: «Э-гяъ... занимайте.'., только

гмъ э-э... если окажется... э-э.:: того..., то я

утромъ выдворю съ парахода...—Съ олимпЦ-

скимъ велич!'емъ произвесъ господинъ.

Покорная нублика бросилась съ радоегью

воспользоваться разревюшемъ «начальства»...

Не доезжая до Павлодара около 100 вер,,'

публике предложили пересесть на встретив-

ш а я пароходъ. Оно, конечпо, пересадка дело

хорошее (?!), но... публики оказалось почти

вдвое более, чемъ на встречномъ пароходе

'местъ!.. Командиры пароходовъ, однако, раз-

решили этотъ затруднительный воиросъ

до-

' вольно «остроумно»: «пересаживать^—и боль-

ше иикакихъ!..» Насколько удобно было путе-

mecTBie

после пересадки можно судить потому,

что некоторые изъ публики на первой же

пристани сошли съ парохода и дальнейшее

nyieniecTBie

решили совершить на лошадяхъ...

А ведь, кажется, солидная фирма—Западно-

Сибирское Товарищество торговли и пароход-

с

™-

Прогъзжш.

Г. Я к у т с к ъ, 16 шня. Тяжелое внечатле-

uie производить на иосЬтителей зд'Ёшшя но-

ля, побуревпия отъ засухи. Весна была безъ

наводнения и дождя, въ начале шня были

очеяь жар™ дни, а дождя все нетъ и н'Ьтъ.

Между тЬмъ, въ соседнемъ Олекминскомъ ок-

руге, расположенномъ при

Лене

же, съ 11

числа сего месяца лилъ двухдневный пролив-

ной дождь.

Ио разсказаяъ одного изъ якутокихъ ста-

рость, недавно въ Вргютскомъ наслЫ'>, нахо-

дящемся въ 80 верстахъ отъ города—гвыше

но Лене, отмежевано 400 десятинъ земли па.

устройство сельско-хозяйственной школы.

Населеше, начиная отъ крупныхъ торгов-

цевъ ir кончая квасниками включительно, жа-

луется на безденежье, въ виду упадка золото-

промышленная) дела на пршекахъ Олекмин-

ской и Витимской системъ. Мнопе пршеки

еще не платили денегъ за зимнюю доставку

груза, а объ задаткахъ подъ будущей подрядъ

нетъ и речи. Самая крупная сумма изъ за-

служенныхъ денегъ ожидается отъ преслову-

таго ленскаго т-ва, затемъ отъ бодайбинскоп

К

0

, дела которой, какъ уже взн%стно читаю-

щей публике, безнадежны.

Юж н ая тайга, Енисейскаго у'Ьзда.

(Промывка золота). Прошлый годъ былъ не-

счастнейппй для самыхъ значительиыхъ золо-

топромышленниковъ б)). Яковлевыхъ. На ихт-

лучшемь поиске, по р. Талай, иа 400 чело-

векъ команды было намыто въ операщюй пудоиъ

золота. Это более, чемъ мало. Не только не

были нокрыты расходы по добыче золота, н,-

Я—вы понесли громаднейние убытки. Не луч-

ше тогда у нихъ было и на

У

СПРНГКОМЪ IT

2

„„„ „„ цришадо

ц понесли

убытокъ въ 37,000 рублей. Благодаря ссуде

государствениаго банка, они кое какъ извер-

нулись и нынче снова взялись за добычу зо-

лота, хотя и при много меньшихъ составахъ

комаидъ. НынешнШ годъ, если судить по на-

стоящей добыче золота, будетъ удачнымъ

для Я— хъ. Но томъ же ириске по р. Талой

къ шию уже было намыто до 3 пудовъ зо-

вая инициатива,

которой, къ сожал'Ьюю.

нетъ въ школахъ, открытыхъ м. н. проев,

или духов, ведомством, какъ н!. гъ и

той свободы, — правда относительной,—но и то

много значащей для дела, которую могутъ

проявить самостоятельный в^скр. школы, осо-

бенно городдая. Само открыие ихъ, по за-

кону 74 года, обставлено совершенпо иными

услов1ями, чемъ открьгпе министерскихъ или

духовныхъ школъ Вотъ что мы читаемъ въ

Ноложеши (ст. 10-ая). «Начальныя народныя

училища (и воскресныя школы) учреждаются

земствомъ, городскими и сельскими обществами

и частными лицами, съ предварительная раз-

решешя г. инспектора, нар. учил, и съ согла-

С1Я председателя уЬзднаго училищнаго сопЬта.

Въ случае отказа въ таковомъ разреиеши

можетъ быть приносима жалоба губернскому

училищному совёту». «Преподаватели школъ

(ст. 18-ая)

избираются

содержателями

училищъ

и допускаются къ исполн-'шю обя-

занностей инспекторомъ народ, училищъ, при-

чемъ жалобы на недопущише инспекторомъ

къ исполнен™ обязанностей учительствовать

приносятся уездному училищному совету».

Далее, статья 13 ая Полозкдая даетъ право

голоса по деламъ своей школы учредителямъ

ея, а также и учителямъ воскресныхъ школъ

въ заседашяхъ училищнаго совета; ст. 14

возлагаетъ какъ полную ответственность, такъ

и полную распорядительность на заведующихъ

школами, а статья 15 освобождаетъ все

школы, учреждаемый на основанш этого По-

ложешя, огъ представлешя училищному сове-

ту или кому нибудь изъ учительскаго началь-

ства, какихъ либо обязательиыхъ отчетов*; и

наконецъ, вся хозяйственная часть отдается

въ полное распоряжеше учредителей шкблы,

безъ всякаго принудительная отчета клму бы

то ни было (Св.* законовъ т. XI ч. I изд.

93 г.). Въ 1884 году, на ряду съ воскрес-

ными школами, действующими на основанш

только что указаннаго Положешя 74 года,

создаются еще церковно-приходсыя воскрес-

ныя школы, находящаяся уже въ в'Ьденш ду-

ховнаго начальства, но своимъ существова-

шемъ только добавляющая, а не уничтожаю-

пия воскресныя школы самостоятельныя и

министершя, и законъ 74 года остается по

прежнему во всей своей силе.

Однако, въ 1891 году въ этомъ ноложеши

происходить существенная перемена. Дело въ

томъ, что въ этомъ году м. н. нр. былъ из-

даиъ следуюпцй циркуляръ г. попечителю

московскаго учеб. округа о порядке открытая

воскресныхъ школъ:

«По § 7 высочайше утвержденныхъ 13 1ю-

ня 1884 г. иравилъ о церковно-приходскихг

школахъ, въ числе школъ, нодчиненпыхъ ду-

ховенству,

могутъ быть и воскресныя

шко-

лы

, какъ при церковно-приход. школахъ, такъ

и впе оныхъ. Равнымъ образомъ нунктомъ, г въ

§ 6 высочайше утверждепныхъ 28 мая 1888

пда иравилъ объ уездныхъ отделешяхъ учи-

лищныхъ советовъ посчаиовлено, что къ кру-

гу деятельности этнхъ отделешй относится и

содейств1е къ устройству воскресныхъ школъ

для лицъ не ичеющихъ в зможности пользо-

ваться учешемъ ежедневно. Въ виду сего

оберъ-нрокфоръ евят'Ьйшаго Сгнода уведо-

милъ министерство, что, по его мнешю, вос-

кресныя школы, назначенный для обучешя

взрослыхъ неграмотныхъ, притомъ по большей

части, ремесленниковъ или рабочихъ,— более,

чемъ камя друпя школы должны иметь

цер-

ковно-

православный характеръ, какой ири-

сущъ церковно-нриходскимъ школамъ. Посе-

му действительный тайный советникъ

Побе-

доносцевъ признаетъ желательнымь, чтобы

вегъ учреждаемый

'впредь въ видгъ само-

стоятелъньгхъ

учебныхъ

заведенш

воскрес-

ныя

школы были Лдчиняемы духовному

ве-

домству. Соглашаясь съ своей стороны съ та-

ковымъ мнешемъ г. Синодальнаго оберъ-про-

курора, управл. м. н. пр. предложешемъ отъ

4 сент. 1891 г. за №. 15191 г.роситъ г. по-

печителя московскаго учебн. округа, чтобы

въ случаяхъ возбуждешя вь московск. учебн.

округё ходатайствъ объ огкрытш воскрес-

ныхъ школъ, отдельно отъ существующихъ

въ ономъ начальныхъ училищъ, сш хода-

тайства были направлены къ местному епар-

х)альному начальству (см. «Общее дело» стр.

242—43). И хотя данный циркуляръ былъ

предназначенъ для московскаго учеб. округа

и не могъ и не можетъ никакммъ образомъ

иметь силу уничтожить не отиененнь й вы-

сочайшею властью законъ 74 г., но

на

прак-

тики,

съ 91 г. ии одва воскресная школа,

какъ самостоятельное

учеб. заведенье,

не

была открыта на осиов шш закона 74 г.: вез-

де

в ь такомъ случае применяется циркуляръ

91 г;' Управл. м. н. пр. къ Понеч. Уосков.

учеб. округа, «Все просьбы—пишетъ Вахтеровъ

въ Названной выше статье—

все

ходатайства

этого рзда были отклоняемы учеб. начальст-

вомъ. За исключешемъ одного случая, имев-

шаго место въ Москве въ 1892 г., никемъ

до сяхъ поръ не было сделано даже попытки

представить м, н. пр.

о

томъ, что его распо-

ряжеше 4 сент. 91 года

притиворпчитъ

за-

кону.

«Не много школъ теперь у насъ въРос-

сш, открытыхъ на основанш закона 74 года,—

темъ дороже оне должны быть обывателямъ,

темъ более внимательнаго и любовнаго отно-

шешя оне требуютъ къ себе, какъ храни-

тельницы заветовъ 60 годовъ; къ числу та-

;а?ъ школъ, относятся итомеюя—мужская и

женская воскресныя школы. И если теперь

мы припомнимъ сказанное нами выше

автономности такихъ школъ, то поймемъ въ

какомъ счастлавомъ условш для своего разви-

т1я находятся под!бныя школы! Въ то время,

какъ въ духовныхъ школахъ и программа

своеобразна, и назначеше преподавателей все—

цело

и безконтрольно зависитъ отъ епарх1аль-

паго начальства, ко 1 орое является полнымъ хо-

зиномъ и надъ средствами школы,хотя бы школа

была открыта и поддерживалась частными лица-

ми,—светская воскресная школа, какъ само-

стоятельное учеб. заведеше, управляется само

стоятельно кружкомъ лицъ, пожелавшихъ дать

свой воскресный досугъ школе; этотъ кружокъ

лицъ самостоятельно разрабатываетъ детали

министерской программы начальныхъ школъ,

самостоятельно выбираетъ книги для чтешя

изъ министерская каталога, пользуется эти-

ми книгами не только, какъ нне—класснымъ

чтешемъ, имеетъ свою библютеку, свой музей

наглядныхъ пособШ, наконецъ самостоятель-

но пополняетъ свой педагогическШ кружокъ,

имея право обжаловать резолющю инспектора

нар. уч., если-бы последнему вздумалось безъ

всякихъ вескихъ причинъ не утвердить кан-

дидата.

Конечно, говоря относительно только, мож-

но видеть здесь, «свободу

дейсшй».

Но

где

въ другой школе вы найдете даже такую

свободу, не говоря уже о церковно-ириходскои

школе? Народныя училища, правительствен-

ныя и з^мемя, даже въ деталяхъ, строго дол-

жны подчиняться министерской программе:

эти школы ииеютъ въ конце учебиаго года

экзаменъ более полицейскаго, чемъ педагоги-

ческая характера. Учительсюй персоналъ вт

такихъ школахъ находится въ полной—и мы

бы сказали--очень мало контролируемой за-

висимости отъ инснекщи, наконецъ эти пре-

подаватели должны быть определенная обра-

зовательная ценза, удостоверяемая дипломомъ

Итакъ, воскресная шола, какъ особое учеб-

ное заведеше, основанная до 91 года, по за-

кону пользуется известной самостоятельностью.

А ведь, эта самостоятельность, эта возмож-

ность проявить въ деле свою личную инициа-

тиву, самому быть хозяиномъ своего дела—

лучппй залогъ успеха дела; ЭТА самостоя-

тельность и есть то искомое, которое даетъ

правильную общественную жизнь, которое по-

рождаетъ возвышенные интересы, отвлекая

т. об. отъ обыденной пошлой стороны жизни;

и эта самостоятельность въ д

'Ьле

обществен-

номъ, повидимому даже небольшомъ, сделаетъ

изъ него дело громадной важности, благотвор-

но отзываясь на всякомъ, кто причастенъ къ

этому делу.

Часто приходится слышать справедливыя,

конечно, ебтовашя на черезчурь серую

дей-

ствительность, па черезчуръ по-детски опекае-

мое положеше, когда ничего нельзя сделач 'г,'

даже самая добраго, какъ, наир

Им

еръ, на-

кормить голодныхъ на свой счетъ,—нельзя сде-

лать безъ особая разрешешя, одобрешя, на-

блюдешя, наставлешл и пр. И вотъ есть уч-

реждеше, гд-Ь можно и должно проявить сво»

общественную самостоятельность и отзывчи-

вость, это—воскресная школа.

Въ самомъ деле, те же голодные, голод-

ные и физически я духовно, идутъ за умст-

венной пищей въ воскресную школу. По от-

четамъ воскр. школъ мы видимъ, что люди,

занятые тяжелыиъ поденныиъ трудомъ всю

нед1;лю, жертвуютъ своимъ воскреснымъ отды-

хомъ, желая пршбщиться къ тому великому

источнику свЬта, который, къ несчастш, v

насъ въ Poccin доступенъ очень немногимъ:

18 на 100,—и который зовется столь про-

стымъ именемъ, какъ грамотность!

И, попав ь въ школу, посмотрите, съ ка-

кимъ благоговешемъ, съ какииъ тревожнымъ

чувствомъ ждутъ они того момента, когда л

они станутъ

грамотными.

Зато

какое

торжество, какую радость испытываюгъ онн,

ностигнувъ искусство с л и т звуковъ, начавъ

впервые самостоятельно читать. Разверните

отчеты томской воскресной школы, нозьмитс

уже уномянутое нами «Общее дело» или, ещ«'

лучше, названную выше«Хронику воскресныхъ

школъ»,и везде вы найдете одно и тоже: ве-

ликимъ светлымъ праздникомъ считаютъ вос-

кресники день, когда начинаютъ читать. «Сла-

ва Богу! Сподобилъ Господь и насъ!» «Вотъ

теперь и мы не будемъелепы». «Сегодня про-

читала первую книгу и спать совсемъ не

могла!» -«Спасибо вамъ, добрые люди, и, меня

научили читать!» и т. д. и т. д.

Конечно, не место здесь приводить все oi-

зывы; но изъ нриведенвыхъ немногихъ выя-

сняется, какъ высоко ценягъ грамотность

эти простые люди. Также горячо и любовно

относятся они и къ своей школе. Изъ отче-

товъ воскресныхъ школъ видно, какихъ ино-

гда жертвъ требуется отъ воскресника, чтобы

ходить аккуратно въ школу,—я онъ переис-

ситъ безропотно, даже съ радостью, эти жер-

твы и продолжаетъ ходить. Такъ, одна маа,

зарабатывавшая гроши, платила соседке за

то, что бы она ирисмотрела въ воскресенье

за малюткой-дочерью этой женщины, и нри

этомъ условш могла только посещать школу.

И такихъ примеровъ можно врть изъ отче-

тов?, десятки.

Эти же отчеты говорятъ намъ и о горячей

привязанности воскресниковъ къ своимъ учи-

телямъ;

часто эта привязанность и благо-

дарность высказывается при всей своей про-

стоте такъ выразительно, что, разъ получив

ь

ее, уже незабудеш-j, какъ не разлюбишь и

этого дела. Желаюпце провЬрить мои слона,

пусть развернутъ «Хронику». Если мы къ это-