Сибирские огни, 2008, № 6
ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ КАЗАЧИЙ КРЕСТ — Начать с поездки из Якутска? — спрашивает Владимир. — Нет. Начни со службы в Анадырске. Сокращения происходили не только для сбережения места на бумаге, но также из-за оценки некоторых событий самим дьяком. Когда Владимир рассказал о поста новке креста на Камчатке и надписи на нем, дьяк задумался, большие веки у него опустились — это придавало лицу выражение умное и себялюбивое. — Что же получается? — сдержанно выговорил он. — Приобщение Камчатки лишь тебе в заслугу поставлено? А мог бы написать на кресте: воздвигнут при воево де Арсеньеве и дьяке Романове. Мы ведь тоже пеклись об Анадырском остроге... Владимир понял, что о водружении креста в «скаске» не будет ни слова. И все- таки он не мог не восхититься Романовым, тот сумел вместить в три страницы два года похода Отласова, начиная с того случая, когда кохчинский князец Велле своро вал у пришельцев оленей: «И с того места пришли, откуда поплыли по Камчатке (с Еловки), и у них де оленные коряки олени их хотели украсть, для того, чтоб им, Володимеру с товари щи, великому государю служить было не на чем. И он де, Володимер, с служилыми людьми, увидя их дорогу и следы, за ними погнались, и сугнав (догнав) их у Пенжин- ского моря, поставили они с ними служилыми людьми бой, и бились день и ночь, и божьей милостью и государевым счастьем их коряков ста с полтора победили и олени отбили, и тем питались, а иные коряки разбежались по лесам. И от того места пошел он, Володимер, вперед подле Пенжинского моря на Ичу реку. И услышал он, Володимер со товарищи, у камчадалов16же полоненик, а называли они, камчадалы, ево русаком. И он де, Володимер, велел его привесть к себе, и камчадалы, боясь государевой грозы, того полоненика привезли. И сказал ся тот полоненик ему, Володимеру, Денбеем, он де Узакинского государства, а то де государство под Индейским царством. Шли де они из Узакинского государ ства в Индею на 12 бусах, а в бусах де у них было — у иных хлеб, у иных вино и всякая ценинная посуда2''. И у них де на одной бусе дерево сломило и отнесло их в море и носило шесть месяцев, и выкинуло к берегу 12 человек, и взяли де их, 3 человек, курильского народа мужики, а остальные де подле того же морскому носу в стругу угребли вперед, а где девались — того он им не сказал. И товарищи де ево 2 человека, живучи у курилов, померли, потому что они к их корму непри вычны; кормятся де они, курилы, гнилою рыбою и кореньем. И тот индеец им, Володимеру с товарищи, что они русского народа, обрадовался и сказал про себя, что он по своему грамоте умеет и был подьячим и объявил книгу с индейским письмом, и ту книгу привез он, Володимер, в Якутцкой. И взяв его он, Володимер, к себе и оставил на Иче реке у своего коша (стана) с служилыми людьми ». В составлении «скаски» дьяк делал перерыв, потому что спешил завершить следствие по делу об убийстве Петром Козыревским своей жены. Он записал такие свидетельства преступника и близких ему людей: «Находясь в Киренске, в монастырской заимке на постоялом дворе у монас тырского вкладчика у Стеньки Васильева были оба пьяны, он Петр и жена ево Анна. И ночью на постели женаучала его Петра бранить всякой неподобной бого мерзкой бранью и, став с постели, от него побежала и кукиши ему ставила, а он де, Петр, не стерпев ее неистовства и срамные богомерзкие матерные брани, бросил вдогон за нею ножом и попал, и от того она умерла, в том де он, Петр, перед великим государем виноват, и преж де сего жена ево Анна ево, Петра, бранила всякой неподобной бранью и жила с ним в непослушании и не повинове нии, и ведают де про то отец ево Петров монах Авраамий потому, что он, Петр, жаловался отцу своему в невежестве и брани жены своей не по одно время». Подтвердили это «и сторонние люди, которые бывали с ним, Петром, у одного дела и приходили к нему, Петру, для письма». На допрос вызвали «отца Авраамия» — Федора Козыревского, родителя Петра, и он подтвердил, что Анна жила с его сыном в «непокорстве», и то де самое утверж дали другие свидетели. 26 На Иче-реке также жили камчадалы (ительмены). 27 Ценинная посуда — фарфоровая. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2