Сибирские огни, 2008, № 6
— Следы-то остались? — Почто нет? Есть. С маху был проведен казачий Круг, на котором порешили: поход вверх Камчат ки свернуть, основной костяк отряда, возглавляемый Отласовым, должен немедля, верхом на оставшихся оленях, ринуться в погоню за коряками, отбить у них своро ванное стадо; в Нижне-Камчатском зимовье оставить Луку Морозко с двадцатью промышленниками— чтоб подготовились к зимовке и собрали ясак с ительменов, принявших власть русского царя. Отряд Отласова, отвоевав сворованных оленей, должен обследовать южную часть побережья моря Пенжинского. После короткого расставания Отласов с отрядом покинул зимовье. Вереди ехал Еремка, поглядывал на смятую угнанными оленями траву, на их следы, которые вели к вершине Еловки... Гл а в а 7 1 У Якутского Спасского монастыря было отдаленное хозяйство в верховьях Лены, относившихся когда-то к Якутскому уезду, а теперь к Илимскому воеводству. В са мых дебрях Березового хребта, возле реки Тыпты и ее притока Балыкты, якутские монахи давно нашли еланные места, пригодные для хлебопашества. Они распахали землю и получали хороший урожай ржи, держали скот и лошадей. В таежной глуши возникли две заимки — Тыпта и Балыкта, там у монахов были две часовни, мельницы, кузни, бани, в общем, все необходимое для жизни, если не считать, по мирским меркам, что не было женщин— этих сосудов скудельных, из-за которых кое-кто и принял постриг. По тысяче пудов ржаной муки ежегодно сплавлялось в Якутск на пропитание монастырской братии, лодки и плоты двигались по связке рек: Балыкта— Тыпта— Илга— Лена. Весной монахи наймовали себе в помощь сплавщиков с Усть-Илгинс- кой пристани, и оттуда прибыл к ним крестьянин Иван Бузиков, доверенный от обще ства для заключения договора. На Тыптинской заимке увидал Иван длиннобородого старца, глаза которого по казались ему знакомыми. Уловив на себе пристальный взгляд, старец сразу куда-то скрылся. «Где же я его видал? — царапал голову Иван. — Кажись, в Якутске... В шинке у Федора Козыревского... Погодь... Не Петька ли это Козыревский, зарезав ший свою бабу? Не нашел ли он тут прибежище?» Спросил у знакомого монаха, откуда у них новый старец, и тот ответил: — Пришел к нам лет пять назад. Вначале наймовался как работник. Потом про шел первую ступень пострижения, стал послушником, получил рясу. — А сынишки с ним нет? — Привел чужого парнишку-сироту. Отрок кормится у нас. Мы живем по запо веди Божьей: накормим алчных, напоим жаждых, оденем нагих и прикроем сирых... — Понятно, — кивнул Бузиков, пряча в глазах хитринку. И зажурчал по Лене слух, что на Тыптинской заимке скрывается у монахов убивец жены Петька Козыревский, донесся он и до Якутской приказной избы... После убийства жены Козыревский испытал смертельный страх за свою жизнь. По совету отца, ставшего иноком, он пробрался в отдаленное хозяйство Якутского монастыря, устроился на работу под чужим именем. У девятилетнего Вани отношения с отцом складывались плохо: трудно ему было простить убийство матери. Мальчика угнетало и однообразие монашеской жизни. «Поедем отсель»,— уросливо просил отца, а тот лишь улыбался стыдливо и грустно. — Если б не напасть, разве б я жил здесь?— говорил Петька сыну. — В нас течет шляхетская кровь, мы рождены для свободы. Ванька любил отцовы рассказы о Польше, замешанные на воспоминаниях деда Федора. — Знаешь, что такое Речь Посполитая? — спрашивал отец. — Это республика, самоуправление. Король избирается шляхетским сеймом, дворяне не имеют обяза тельной военной службы, живут вольно, весело, вместо всенощной у них— танцы, полонезы и мазурки. ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ Ц&Ц]. КАЗАЧИЙ КРЕСТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2