Сибирские огни, 2008, № 6

— Следы-то остались? — Почто нет? Есть. С маху был проведен казачий Круг, на котором порешили: поход вверх Камчат­ ки свернуть, основной костяк отряда, возглавляемый Отласовым, должен немедля, верхом на оставшихся оленях, ринуться в погоню за коряками, отбить у них своро­ ванное стадо; в Нижне-Камчатском зимовье оставить Луку Морозко с двадцатью промышленниками— чтоб подготовились к зимовке и собрали ясак с ительменов, принявших власть русского царя. Отряд Отласова, отвоевав сворованных оленей, должен обследовать южную часть побережья моря Пенжинского. После короткого расставания Отласов с отрядом покинул зимовье. Вереди ехал Еремка, поглядывал на смятую угнанными оленями траву, на их следы, которые вели к вершине Еловки... Гл а в а 7 1 У Якутского Спасского монастыря было отдаленное хозяйство в верховьях Лены, относившихся когда-то к Якутскому уезду, а теперь к Илимскому воеводству. В са­ мых дебрях Березового хребта, возле реки Тыпты и ее притока Балыкты, якутские монахи давно нашли еланные места, пригодные для хлебопашества. Они распахали землю и получали хороший урожай ржи, держали скот и лошадей. В таежной глуши возникли две заимки — Тыпта и Балыкта, там у монахов были две часовни, мельницы, кузни, бани, в общем, все необходимое для жизни, если не считать, по мирским меркам, что не было женщин— этих сосудов скудельных, из-за которых кое-кто и принял постриг. По тысяче пудов ржаной муки ежегодно сплавлялось в Якутск на пропитание монастырской братии, лодки и плоты двигались по связке рек: Балыкта— Тыпта— Илга— Лена. Весной монахи наймовали себе в помощь сплавщиков с Усть-Илгинс- кой пристани, и оттуда прибыл к ним крестьянин Иван Бузиков, доверенный от обще­ ства для заключения договора. На Тыптинской заимке увидал Иван длиннобородого старца, глаза которого по­ казались ему знакомыми. Уловив на себе пристальный взгляд, старец сразу куда-то скрылся. «Где же я его видал? — царапал голову Иван. — Кажись, в Якутске... В шинке у Федора Козыревского... Погодь... Не Петька ли это Козыревский, зарезав­ ший свою бабу? Не нашел ли он тут прибежище?» Спросил у знакомого монаха, откуда у них новый старец, и тот ответил: — Пришел к нам лет пять назад. Вначале наймовался как работник. Потом про­ шел первую ступень пострижения, стал послушником, получил рясу. — А сынишки с ним нет? — Привел чужого парнишку-сироту. Отрок кормится у нас. Мы живем по запо­ веди Божьей: накормим алчных, напоим жаждых, оденем нагих и прикроем сирых... — Понятно, — кивнул Бузиков, пряча в глазах хитринку. И зажурчал по Лене слух, что на Тыптинской заимке скрывается у монахов убивец жены Петька Козыревский, донесся он и до Якутской приказной избы... После убийства жены Козыревский испытал смертельный страх за свою жизнь. По совету отца, ставшего иноком, он пробрался в отдаленное хозяйство Якутского монастыря, устроился на работу под чужим именем. У девятилетнего Вани отношения с отцом складывались плохо: трудно ему было простить убийство матери. Мальчика угнетало и однообразие монашеской жизни. «Поедем отсель»,— уросливо просил отца, а тот лишь улыбался стыдливо и грустно. — Если б не напасть, разве б я жил здесь?— говорил Петька сыну. — В нас течет шляхетская кровь, мы рождены для свободы. Ванька любил отцовы рассказы о Польше, замешанные на воспоминаниях деда Федора. — Знаешь, что такое Речь Посполитая? — спрашивал отец. — Это республика, самоуправление. Король избирается шляхетским сеймом, дворяне не имеют обяза­ тельной военной службы, живут вольно, весело, вместо всенощной у них— танцы, полонезы и мазурки. ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ Ц&Ц]. КАЗАЧИЙ КРЕСТ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2