Сибирские огни, 2008, № 6
ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ЙЙШ КАЗАЧИЙ КРЕСТ этого зависела жизнь камчадалов и летом, и зимой. В местном календаре даже зна чился месяц «красной рыбы» («купше»), когда был разгар ловли. Преобладала «юко ла», вяленая рыба, она делалась из всех промысловых рыб, но преимущественно из кеты. Приготовлялись также кушанья из икры. Женщины пластали и чистили выловленную рыбу, выделывание кож, шитье из них платья и обуви -—также их занятие. Среди мужчин нет портных и сапожников, приняться им за такое дело считается бесчестьем. Однажды Владимир ходил с Еремкой посмотреть оленей, пасущихся на берегу Еловки, выше по течению. — Вожи тут домой ходи. На Кохчу, — сказал Еремка в пути. — Значит, и отсюда можно попасть на Кыгыл, — заключил Владимир. — Чего же нельзя? Очень можно, — согласился Еремка. Идти было тяжело. Многие травы превышали человеческий рост. Шеломайник вымахал на полторы сажени и с этой высоты тряс белой челкой. Даже в ясную пого ду широкие листья его хранили чуть не по кружке воды, заденешь растение— и все это выльется на тебя. Всех выше поднялся медвежий кирень— свои зонтики выкиды вал на две с половиной сажени. За кедровым стлаником — веселая желтень сараны, вьющейся локонами. Вла димир вспомнил, что на Урале сарану-лилию называют купальницей. Камчадалы очень любят ее клубень— дикий чеснок, им лечат от любых болезней. От камчадалов Владимир узнал, что водится удивительная, хотя и низкорослая, трава агатка — из нее получают сахар и сладкую приправу. Эту траву очищают от кожицы, а потом высушивают на солнце, и на ней появляется белая пыль— сладко ватый сахар. Васька Отласов по-телячьи приглядывался к женщинам: у них широкие плоские лица, толстые губы и маленькие раскосые глаза с лукавым выражением. На голове очень длинные, жесткие, блестящие волосы черного цвета, женщины то и дело поче сывают их рукой. Паренек обратился к толмачу Енисейскому: — А чо это бабы все голову царапают? Иван объяснил, что к своим волосам они чужие волосы пришивают, те и другие заплетают в маленькие косы и за спину заметывают. И до самой смерти косички не расплетаются. Енисейский кисло усмехнулся: — Оттого у них и головы зудятся. Васька видит, как женщины рвут крапиву, мочат ее, мнут ногами, обдирают и кладут под балаганы, из нее будут сплетены рыболовные сети. Одна обольстительни ца, довольно красивая, искоса поглядывает на молодого казака, странно белокурого, а сама хладнокровно жует черемшу и еще какую-то зелень (собирание трав тоже занятие женское). У Васьки появился приятель— ительмен Кешлея, осадистый, с выпуклым жи вотом, растянутыми губами, смолистые глаза смотрят плутовато. Он учил молодого русского разговаривать по-камчадальски. Однажды Васька пошел за водой, размахивая «чалдонским» чайником, весело напевая: «Лю-ли, ой лю-ли». Его остановил Кешлея, невесть откуда взявшийся и, широко улыбаясь, позвал к себе в гости. При этом часто употреблял слово «друг», перенятое у русских. Васька согласился, полагая, что вода в Еловке не переведется. Поднялись в балаган по лестнице. Хозяин заставил гостя сесть на помост, а сам накрошил ножом большой кусок китового жира. Потом стал перед гостем на коле ни, и стал совать ему в рот жирный кусок. Гость морщился, отворачивался, но хозя ин, сердито скаля зубы, заставлял есть. — Та! (На!) — приговаривал он. Васька слышал, что у иноземцев существует закон гостеприимства, по которо му обида будет несносная, если гость от еды откажется. Он взял в рот часть куска, а хозяин отрезал у его губ то, что осталось. Морщась, как от зубной боли, Васька попробовал жевать... Взглянув ласково на чайник, Кешлея снова стал пихать жир в рот гостя. — Та! — свирепел он. Пытка продолжалась долго. Васька понял, что хозяин хочет заполучить при глянувшуюся ему вещь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2