Сибирские огни, 2008, № 6

ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ ; КАЗАЧИЙ КРЕСТ — Что это за кикиморы? — обратился Владимир к Енисейскому. И тот, потолковав с Хэчгылхатом, объяснил, что это жены шамана. А запущены они, потому что у оленных коряк так принято, мужики очень ревнивы и могут убить другого мужика лишь по подозрению, поэтому жены должны безобразить себя, чтобы у них не было поклонников. На что им краситься? Мужья и так их любят. — Чудно гуторишь, — усомнился Владимир. — Сущая правда, — заморгал белесыми ресницами толмач Енисейский. — А у «сидячих» коряк, а наипаче у чукчей, другой обычай: хозяин сам предложит свою жену гостю — для вящей дружбы. И попробуй откажись!.. Отласов подарил Хэчгылхату топор и попросил убедить сородичей, чтобы они переходили под царскую руку и уплатили ясак. Тот охотно согласился, стал облачать­ ся в несуразную одежду шамана. Потом подошел к юрте князца, громко застучал в бубен. Стал неистово крутиться, трясти гремучей одеждой, чтоб призвать мудрых духов— нинвитов. Собравшиеся вокруг коряки выжидающе безмолвствовали. Они вооружены копьями и луками. Владимир заметил, что малахаи у оленных коряк совсем другие, чем у пенжинцев. У тех малахай плоский, невзрачный, а у этих — с мохнатой опуш­ кой из лисьего, собачьего или россомачьего меха, а вот уголков и наушек по бокам нет. Оленные коряки — люди независимые, надменные, а пенжинцы их побаивают­ ся, перед ними заискивают. Хэчгылхат прислушался к нинвитам и объявил, что надо переходить в поддан­ ство русского царя и уплатить ясак. В толпе коряков прошел рокот, они недовольно переглядывались меж собою. Иван Енисейский перевел их выкрики: «Не будем платить ясак! Надо князца спро­ сить!» Что-то гневное выкрикнул молодой коряк с «чубом», толмач перевел: «Уби­ райтесь, а то мы вас побьем!» Разъяренный Отласов повернулся к сослуживцам: — Что будем делать, казаки? В ответ упругие голоса: — Пристращать их надо! — След аманатов взять! — Не уходить без ясака! Отласов схватил у Евсеева ружье, насыпал на полку пороху и громыхнул выст­ релом в небо. В ужасе коряки стали разбегаться, но казаки захватили несколько ама­ натов, связали им руки. После этого коряки согласились уплатить ясак, причем оле­ нями, как предложил Отласов. — Надо было Хэчгылхата сразу послушаться, — хмурили они лбы. — Ему нин- виты верно подсказали... Ловить своих оленей в счет ясака юкагиры не торопились. Тогда Отласов прика­ зал казакам и юкагирам самим заарканить с десяток здешних оленей. Им пришлось крепко побегать, чтоб завладеть несколькими животными. Владимир знал, что у юкагиров, тунгусов и ламутов олень хорошо приручен. Его отец, не раз ездивший в Москву, рассказывал, что у самоедов (ненцев) это животное давно одомашнено, и его пасут и охраняют с помощью собак. Но у коряков было по- другому: олень у них полудикий, за ним следят без пастушьей собаки. Пастухи стерегут животных быстротой своих ног, это похоже на постоянные облавы оленьего стада. Стоит только пастуху упустить в пургу иль при угрозе волков небольшое стадо, оно уйдет в тундру и через неделю-полторы одичает, и его никакими силами не вернуть. С болью в сердце глядели коряки, как рвется, высоко прыгает над землей заарка­ ненный пришельцами олень — главная опора их жизни. За счет этого животного они кормятся, одеваются, покрывают шкурами юрты. Если у пенжинцев и люторов глав­ ная пища юкола, то здешние коряки употребляют оленину вареную, копченую, су­ шеную. А теперь чужаки захватывают их животных, но коряки сами не прочь пожи­ вится оленями юкагиров, да возможности такой пока нет... 6 О передвижении отряда Отласова был хорошо осведомлен Почина — старей­ шина чюванских юкагиров, проживающих по правому берегу Анадыря. Он ждал подходящего момента, чтобы напасть на Анадырский острожек, изрядно обезлю­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2