Сибирские огни, 2008, № 6
любимую мысль, Л. Толстой ответил: «Ребе нок мудрее людей мира, ибо чувствует и це нит то единое, что живет в каждом человеке». Об этом можно прочитать, открыв IV том СС, где даны статьи и заметки Г. Вяткина — столичного корреспондента сибирских газет (в основном «Сибирской жизни»), В публикациях рубрик «Среди писателей» и «Столичные письма» отчетливо видны ли тературные симпатии и антипатии сибирс кого писателя. Ближе всего по мировоспри ятию и поэтике ему Борис Зайцев с его «ти хой и ласковой вдумчивостью». Близка Г. Вяткину и «вера в победу правды и света» П. Якубовича-Мельшина, а также «добрый и жизнерадостный» поэт-крестьянин С. Дрож- жин. И все-таки больше всех импонирует ему «спокойно-радостное приятие мира, широ ко открытое, близкое всему живому сердце, светлая грусть о несбывшемся и мудрость примирения с неизбежным» И. Бунина. М. Горький, тоже несомненный авторитет для Г. Вяткина, напротив, его «приземляет»: он побуждает «зазвонить в большие колокола» (писать на «большие» темы), в отличие от «малых», бальмонтовских, и порвать с Дос тоевским, так как проповедует «роковую обреченность человечества на муки» и даже является «нашим национальным врагом». В «Столичных письмах» много «горьковской» ненависти к модернистам: Г. Вяткин пишет о «полной беспринципности» художников «Бубнового валета» и «Голубой розы». По бывав на чтениях московского декадентско го кружка, послушав чтение стихов юными сестрами Цветаевыми, он испытывает ост рое «чувство разочарования» и ощущение «похорон» этого модного литературного течения. Иная, светлая «похоронность» проявляет ся у Г. Вяткина в приуроченности его разнооб разных статей юбилейным датам смерти, а не рождения. «Тридцатилетию кончины Досто евского», «Десятилетие со дня смерти О. Уайльда», «Двадцатипятилетняя годовщина со дня смерти» Надсона, «двадцатипятилетие со дня кончины» Гаршина, «сорокалетие со дня смертиТютчева», «тридцатилетие со дня смер ти Тургенева»—таковы подзаголовки многих его статей. Понятно, что это только прием, только повод, ибо современность интересует Г. Вяткина еще больше. И еще больше рецен зий на постановки «На дне» и «Не убий» Л. Андреева, на новый роман Б. Келлермана «Ин- геборг» иповесть молодого Г. Гессе «ПетерКа- менцинд», на новые книги И. Северянина и М. Горького. Не удивительно, что в революции и гражданской войне Г. Вяткин увидел угрозу культуре, тому, что он так жадно впитывал, находясь в столице. Это хоть и небольшой, но особый период в творчестве писателя: никогда больше с такой неприязнью и нена вистью не писал Г. Вяткин ни о ком и ни о чем: «Россия воскресает из мертвых. Истер занная, измученная, преданная на прокля тие, она встает из-под развалин, под которы ми погребли ее большевики.. .» (статья «Зна мя Ермака», 1919); «В припадке фанатизма, партийного умоисступления, окутанные из меной и предательством, вожаки рабоче- крестьянской бедноты произвели над Росси ей ряд ужаснейших экспериментов» (статья «Дню прошедшему — забвенье, дню гряду щему — привет!», 1919). И если последнее высказывание явно вдохновлял М. Горький, автор «Несвоевременных мыслей», то сти хотворение «Колокольчики» — А.К. Тол стой: «Буду ль ранен я в бою / В бешеной атаке? / Или кончат жизнь мою / Красные собаки? // Или жертвою измен / Пасть и мне придется? / Но не сдамся красным в плен, / Пока сердце бьется...». Но, может, больше всего вдохновлял тогда сам Верховный Пра витель А. Колчак, которого он однажды со провождал в качестве корреспондента на Тобольский фронт в октябре 1919-го, то есть перед самым концом «колчаковщины», и о котором написал антибольшевистскую «По ездку на Тобольский фронт». Миновали лихие годы, пришедшие к власти большевики Г. Вяткина тогда поми ловали. Да и сам писатель, следуя завету И. Бунина (который, эмигрировав, сам себе не следовал), «примирился с неизбежным». И в V томе СС можно прочитать его заметки с другого «фронта» — культурного: «Дворец книги» в Омске, «Наши культурные оча ги», «Грандиозный вечер детских домов». Много пишет о театре и его не всегда твор ческих проблемах, отдает дань и входяще му в моду социалистическому очерку: «Две тысячи километров по Иртышу и Зай- сану». С большим интересом читается пере писка Г. Вяткина, до сих пор практически неизвестная «обычному» читателю. Она до статочно противоречива. И. Бунин, которо му он признается, что «я всей душой люблю каждую строчку Вашу», отвечает одним лишь сухим деловым письмом. П. Якубович- Мельшин тоже не балует вниманием и комп лиментами: «Ничего еще своего нет у Вас — ни формы, ни содержания. Работы предсто ит еще много впереди...». М. Арцыбашев столь же нелицеприятен: «В нем (стихотво рении «Искатели». — В. Я.) много стертых слов: «красота вдохновений», «лучезарные 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2