Сибирские огни, 2008, № 6
КНИЖНАЯ ПОЛКА ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ Вяткин Г.А. Собрание сочинений в 5 тт. —Омск, 2007. Год от года полнее, объективнее, чест нее становится картина нашей сибирской ли тературы. Если раньше больше спорили о ее «сибирскости», то теперь настала пора го ворить о том, что она в подлинном смысле слова «литература». Об этом и заставляет говорить пятитом ное собрание сочинений (далее — СС) Ге оргия Андреевича Вяткина, вышедшее в кон це 2007 года в Омске. Все, чем мог бы распо лагать писатель, претендующий на звание классика, в нем присутствует. I том — лири ка, музыкальная, певучая, нежная; II и III тома — проза, не один десяток пронзитель ных реалистических рассказов; IV и V тома — публицистика, очерки, эссе, письма и сказки, энциклопедические по охвату имен и тем. Впрочем, несмотря на такую строй ность расположения литературного наслед ства Г. Вяткина, именно такая его «расста новка» отнюдь не очевидна. Учитывая край нюю слабость его ранних стихов, имевших весьма нелестную критику, можно было бы отодвинуть их ближе к концу книги, куда- нибудь в «Дополнение». И первый том на чать сборниками стихов «Раненая Россия» или «Чаша любви», лучшими, на взгляд са мих же редакторов и составителей издания. Да и сам Г. Вяткин уже через год после выхо да первой поэтической книги в 1908 году пи сал: «Стихи скоро брошу писать совсем, тут надо быть Бальмонтом...». Хороший пример тому — II том СС, который начинается с луч ших рассказов, то есть вошедших в книги «Зо лотые листья» (1917), «Раненая Россия» (1919), «Вчера» (1933). А ранние, с 1903 по 1912 гг., помещены во второй половине тома. Меньше возражений вызывают IV и V тома СС, хотя сам Г. Вяткин писал В. Вересаеву в 1912 году, что за четырнадцать лет литера турной деятельности «исписал сотни листов бумаги всякой газетной чепухи...». Сказано это не в упрек создателям СС, их труд воистину подвижнический. Такова суть творчества Г. Вяткина, который столь же подвижнически хотел и «сибирскость» лите ратуры соблюсти, и облагородить ее равне нием на лучшие столичные и мировые образ цы. Все трудности и противоречия этой труд нейшей задачи и отразило его творчество, которое вряд ли кому бы удалось аккуратно разложить по полочкам. Об этом же много значительно говорит и отсутствие перед сло вами «собрание сочинений» эпитета «пол ное». Но самый очевидный знак такой про тиворечивости как в сознании Г. Вяткина, так и в работе редакторов и составителей— пуб ликация архисоветского романа «Открытыми глазами» (1936), открывающего III том СС. По многим соображениям, исключающим при надлежность к жанру романа (что, видимо, руководило редакторами), он должен бы этот том, наоборот, «закрывать». Ибо читателю приходится из «челюскинского» 1934-го (вре мя действия романа) пятиться в 1907-й, к дач ным страданиям Васи, приемного сына кан целярского работника Петра Степановича (рассказ «На даче») и еще дальше — к ново заветным временам Марии Магдалины и Су санны Вифсаидской, погибшей за любовь к Иисусу (рассказ «Сусанна из Вифсаиды»), От лозунгово-газетных строк романа: «У нас миллионные резервы — всеобщая грамот ность, сотни тысяч физкультурников, десятки тысяч кружков Красного Креста и первой по мощи» к славословию отдельной христиан ке: «Да будет благословенно в веках твое не жное имя, Сусанна из Вифсаиды!». И так же, как характеристику творчества Г. Вяткина, наверное, лучше было бы начать не с литературной критики, как это сделано в 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2