Сибирские огни, 2008, № 6

КНИЖНАЯ ПОЛКА ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ Вяткин Г.А. Собрание сочинений в 5 тт. —Омск, 2007. Год от года полнее, объективнее, чест­ нее становится картина нашей сибирской ли­ тературы. Если раньше больше спорили о ее «сибирскости», то теперь настала пора го­ ворить о том, что она в подлинном смысле слова «литература». Об этом и заставляет говорить пятитом­ ное собрание сочинений (далее — СС) Ге­ оргия Андреевича Вяткина, вышедшее в кон­ це 2007 года в Омске. Все, чем мог бы распо­ лагать писатель, претендующий на звание классика, в нем присутствует. I том — лири­ ка, музыкальная, певучая, нежная; II и III тома — проза, не один десяток пронзитель­ ных реалистических рассказов; IV и V тома — публицистика, очерки, эссе, письма и сказки, энциклопедические по охвату имен и тем. Впрочем, несмотря на такую строй­ ность расположения литературного наслед­ ства Г. Вяткина, именно такая его «расста­ новка» отнюдь не очевидна. Учитывая край­ нюю слабость его ранних стихов, имевших весьма нелестную критику, можно было бы отодвинуть их ближе к концу книги, куда- нибудь в «Дополнение». И первый том на­ чать сборниками стихов «Раненая Россия» или «Чаша любви», лучшими, на взгляд са­ мих же редакторов и составителей издания. Да и сам Г. Вяткин уже через год после выхо­ да первой поэтической книги в 1908 году пи­ сал: «Стихи скоро брошу писать совсем, тут надо быть Бальмонтом...». Хороший пример тому — II том СС, который начинается с луч­ ших рассказов, то есть вошедших в книги «Зо­ лотые листья» (1917), «Раненая Россия» (1919), «Вчера» (1933). А ранние, с 1903 по 1912 гг., помещены во второй половине тома. Меньше возражений вызывают IV и V тома СС, хотя сам Г. Вяткин писал В. Вересаеву в 1912 году, что за четырнадцать лет литера­ турной деятельности «исписал сотни листов бумаги всякой газетной чепухи...». Сказано это не в упрек создателям СС, их труд воистину подвижнический. Такова суть творчества Г. Вяткина, который столь же подвижнически хотел и «сибирскость» лите­ ратуры соблюсти, и облагородить ее равне­ нием на лучшие столичные и мировые образ­ цы. Все трудности и противоречия этой труд­ нейшей задачи и отразило его творчество, которое вряд ли кому бы удалось аккуратно разложить по полочкам. Об этом же много­ значительно говорит и отсутствие перед сло­ вами «собрание сочинений» эпитета «пол­ ное». Но самый очевидный знак такой про­ тиворечивости как в сознании Г. Вяткина, так и в работе редакторов и составителей— пуб­ ликация архисоветского романа «Открытыми глазами» (1936), открывающего III том СС. По многим соображениям, исключающим при­ надлежность к жанру романа (что, видимо, руководило редакторами), он должен бы этот том, наоборот, «закрывать». Ибо читателю приходится из «челюскинского» 1934-го (вре­ мя действия романа) пятиться в 1907-й, к дач­ ным страданиям Васи, приемного сына кан­ целярского работника Петра Степановича (рассказ «На даче») и еще дальше — к ново­ заветным временам Марии Магдалины и Су­ санны Вифсаидской, погибшей за любовь к Иисусу (рассказ «Сусанна из Вифсаиды»), От лозунгово-газетных строк романа: «У нас миллионные резервы — всеобщая грамот­ ность, сотни тысяч физкультурников, десятки тысяч кружков Красного Креста и первой по­ мощи» к славословию отдельной христиан­ ке: «Да будет благословенно в веках твое не­ жное имя, Сусанна из Вифсаиды!». И так же, как характеристику творчества Г. Вяткина, наверное, лучше было бы начать не с литературной критики, как это сделано в 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2