Сибирские огни, 2008, № 6
писатель в то же время каждым своим романом не исчерпывает всего многообра зия характеров сельских жителей, чьи судьбы отражают перипетии развития совет ского общества за полстолетия— от революции до 60-х гт. В «Повителе» А. Иванов, по собственному признанию, исследует «частнособственническое начало», разру шающее не только колхозное строительство в селе Локти, но и личность воплощаю щего это начало Григория Бородина. В многочисленных отзывах критики, включая столичную, преобладали положительные оценки романа, но указывалось и на «же стокость реализма» (натурализм) при «способности отыскивать в жизни характеры интересные, цельные» (А. Овчаренко). Мысль о том, что «главный учитель» А. Иванова — М. Шолохов, подтверж дается двумя другими романами писателя, в отличие от «моноромана» (Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982) «Повитель», значительно более населенные и многоплановые. В романе «Тени исчезают в полдень» А. Иванов проявил себя мастером композиционно сложного и в то же время остросюжетного, на грани детектива, повествования, изобилующего ретроспекциями. По единодуш ному мнению критики, писателю больше удались отрицательные персонажи, осо бенно Пистимея Морозова. «Начало добра» персонифицируется в спорном образе Захара Большакова, вопреки соцреалистическим канонам «коллективистской мора ли». Совершенствуется и мастерство писателя в изображении внутреннего мира человека, сибирской природы. Роман «Вечный зов» кристаллизует эпическую манеру повествования А. Ива нова и содержательно, и концептуально. Многоплановость и многохарактерность, как никогда масштабные в этом романе (поколения Савельевых, Кружилиных, Иню тиных, сложные коллизии между Полиповым и Олейниковым, Федором Савелье вым и Анфисой Кафтановой и т.д.), служат главной цели — показу жизни как дина мичной целостности, имеющей всевозможные измерения, от исторического до об щечеловеческого. Это позволило критике говорить о «концепции зова жизни» (Б. Леонов) в творчестве А. Иванова, где каждый человек становится личностью только как член социума, коллектива, крестьянского «мира». Такой подход, генетически близ кий «витальным» теориям «потока жизни и сознания», исключает верность А. Ива нова, примыкающего к писателям-«деревенщикам», соцреализму, догматически ста вящего идею выше человека. А. Иванов также автор известных повестей «Жизнь на грешной земле» (1970) и «Вражда» (1979), рассказов «Дождь», «Гость». Сочинения : Собрание сочинений в 5 томах (М., 1979-1981). Литература: Обсуждение романа «Повитель» // Сибирские огни, 1959, № 5; В. Трушкин. При полуденном свете // Звезда, 1964, № 5; Леонов Б.А. Зов жизни. Очерк творчества А. Ива нова. — М., 1979; Еселев Н.Х. Рассказы о характерах (по романам А. Иванова). — М., 1980; Очерки русской литературы Сибири. Т. 2. — Н., 1982. Владимир Яранцев
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2