Сибирские огни, 2008, № 6
А пить ведь из чего-то надо. И вот сказоч ным образом появлялись стаканы, разбива лись и появлялись снова. Их придумал Ана толий с младшим братом. Находили обыч ные стеклянные бутылки (их тоже надо было поискать хорошо, если везло — нахо дили), обвивали смоченной в керосине бе чевкой, поджигали ее и через несколько се кунд, когда вся бечевка вспыхнет, бросали бутылку в холодную воду. Хруп — и полу чались две вещи: горлышко от бутылки, ко торое можно было использовать вместо лейки, и стакан. Такой стакан был дороже граненого. Так маленькие хитрости помо гали жить. Окончив седьмой класс, Анатолий уст роился на работу, как тогда говорили, «под мастерьем», у сапожника. Проработал лето. В сентябре приехал к нам мамин брат (воз вратился инвалидом с Ленинградского фрон та по ранению). Пошел к сапожнику посмот реть, как работает его племянник. Возврати лись домой поздно. О чем говорили, Анато лий никогда не рассказывал. А маме брат ее сказал: «Толя у тебя смышленый, захочет учиться, пусть учится, выучишь как-нибудь. Толковый мужик будет». Прошел сентябрь. «Иду с работы почти утром, — вспоминает мама. — Толя встре чает меня и говорит: — Мама, может, я в школу пойду? Как-нибудь проживем. Ты как? — Как? Как-нибудь будем жить. Учить ся надо, сынок. Только ведь месяц учебы уже прошел. — Да это ерунда, догоню. Дурак я, что ли?». Мучительно было ему принять реше ние учиться. С одной стороны, надо помо гать матери, да и заманчиво стать скорее взрослым, с другой — желание учиться. Понимал и то, что решать должен сам. Было это его решение, как оказалось, судьбонос ным. Взрослое детство продолжалось. Учеба в школе шла без особых всплес ков. Обычный средний ученик. Времени все гда не хватало. Приходилось все самому де лать — и по дому, и помогать маме на рабо те. Важно не расстраивать маму. Жизнь, на верное, не бывает без этого. Заканчивал Анатолий десятый класс, выпускной. В 1945 году издан был министер ством новый указ: выпускники сдают экза мены по всей программе средней школы. Учителя приняли этот приказ «на ура» и предъявляли, очевидно, очень высокие тре бования. И, как говорили тогда, «посыпались ученики». В итоге добрая половина учени ков экзамены не сдала и аттестат зрелости не получила. Гудела вся деревня. В народе толь ко и говорили об этих «ужасах». Однажды утром приходит одна из учи тельниц. Видимо, знала, что Анатолия нет дома, и ласково так говорит: «Вы знаете, Иванова, ваш сын может и не сдать экзаме ны, если вы не дадите хотя бы ведро кар тошки». «Хотя бы ведро картошки»! И это тогда, в годы настоящего голода! Весна, картофель оставлен только на посадку да поштучно пе ресчитана каждая картофелина, по четыре штуки на день (каждому по одной). До но вой, когда можно будет подкапывать моло дую, пусть еще и не выросшую. Что делать? Отдать — оставить детей голодными. Не отдавать — тоже нельзя, мо жет ведь и «завалить» на экзаменах. Как поступить матери, неграмотной женщине, для которой учеба детей всю жизнь была святым делом, целью ее жизни? Пришлось отдать. Со слезами на глазах. Долго пере живал Анатолий этот шантаж, подлость че ловеческую. Может, где-то и оправдывая этого «учителя», ведь и ей нужно было есть. Конечно, этот случай не имеет непос редственного отношения к учебе в школе. Просто это — картинка жизни, тех условий, в каких жила семья, когда дети были посто янно голодными, условий, в которых фор мировались черты характера, жизненные принципы брата. Случилось так, что спустя много лет в одной из поездок по стране он встретил эту учительницу и подарил ей свою книгу. Не вспомнив о том случае. Наверное, потому, что сам стал «учителем». Прошли школьные годы, окончена сред няя школа. И решил Анатолий поступать в Казахстанский государственный университет вАлма-Ате на факультет журналистики. Сра зу же встал вопрос: на что ехать, где взять деньги. Написал он письмо маминой сестре (жила она в Омске), просил помочь. Высла ла она ему немного, на билет туда и обрат но. Это был 1945 год. Много поступало де мобилизованных фронтовиков, их принима ли вне конкурса. И, как всегда бывает, не хва тило одного балла. Можно представить себе, с каким чув ством возвращался он домой. Если сумел выехать из дома на выпрошенные деньги, возвращался один (друг, с которым он по ехал, поступил). Но была в душе решимость: я все равно поступлю, все равно стану жур налистом, только сейчас поработаю, помо гу маме, накоплю денег. И сразу поступил на работу: сопровождал грузовые поезда. В конце каждого поезда был вагон с откры тым тамбуром и переходом на другую сто рону железнодорожного пути. Было жутко, 12 Заказ № 21 177
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2