Сибирские огни, 2008, № 6
творчестве мысль о ДОМЕ. Именно с благо получием в личном и общем ДОМЕ связыва ется живущее в народе и внушенное человеку с детства представление об идеале, которое так резко очерчивается в кризисные момен ты истории и пробуждения национального самосознания. Как и у И. Бунина, разрушение ДОМА и попытка подмены веры в Бога верой в боль шевиков трактуется В. Астафьевым как по сягательство на традиционные святыни рус ского народа, сами исторически-культурные и морально-духовные основы российского ДОМА, удар по русской ментальности. В. Астафьеву, принадлежащему, по словам свя щеннослужителя Г. Фаста, «эпохе выросших в безбожии», «трудно было приобрести глу бокий молитвенный опыт» [27: 6 ]. Но мно гие страницы его поздней прозы, сам на строй ее говорят о том, что он шел к вере. Но это предмет отдельного разговора. И все же есть некое различие в позиции И. Бунина и В. Астафьева в отношении к раз рушительному процессу, о котором выше шла речь. И. Бунин оказался у самого нача ла его и выступает в роли яростного судьи. В. Астафьев, проживший десятилетия внут ри его и ставший свидетелем его итогов, чув ствует себя еще и «совиновником» (термин А. Солженицына). Оценки вождя мирового пролетариата у И. Бунина беспощадны и саркастичны: «новый домоправитель», «планетарный зло дей», возводящий разнузданную «власть черни и все самые низкие свойства ее ис тинно в религию», «выродок, нравственный идиот», «новый Навуходоносор», «бешеный и хитрый маньяк»... [10: 53,62] Одну из самых резких бунинских оценок В. Астафьев, соли даризируясь с автором «Миссии рус ской эмиграции», приводит на страницах повести «Так хочется жить». Если продол жить этот ряд определений астафьевскими, что, признаться, этически трудно, можно счесть их за принадлежащие И. Бунину. Здесь «звук прозы» И. Бунина и В. Астафьева на чинает совпадать (вспомним приведенное здесь на первой странице замечание чешс кого литературоведа М. Заградки о несход стве звука их прозы). «Антисоветская стили стика» (термин профессора Сорбонны Жор жа Нива) определяет общее качество этих страниц. Замусоривание языка идеологичес кими штампами, ставшее способом оболва нивания сознания граждан новой страны, надежным средством стандартизации мыш ления «винтиков», — еще одно из многих и общее в творчестве этих писателей обвине ние большевикам. Для И. Бунина, с великой болью, но и не без достоинства однажды дер зко заявившего, что с ним умрет русский язык, был «совершенно нестерпим больше вистский жаргон»: «учинить допрос с при страстием», «сделать надлежащие выводы», «крепко держать в мозолистых руках крас ное знамя всемирной революции», «верить в голубое будущее», «гнев низов жертв со циальной несправедливости» и т.п. Кавыч ки, в которые он часто заключал подобные штампы, гипнотизирующие и оболванива ющие эти самые «социальные низы», ста новились у И. Бунина средством разоблаче ния и выражения сарказма: «...Под защитой таких священно-революционных слов мож но так смело шагать по колено в крови». Он испытывал, по собственному признанию, боль в сердце от слов, наподобие «револю ционный трибунал». На страницах «Окаян ных дней» он брезгливо рисует «гниду» с замасленным воротником и усыпанными перхотью лацканами пиджака, кричащую о «беззаветной любви к народу». В прозе В. Астафьева последнего деся тилетия постоянно — и в авторских отступ лениях и в речи героев — пародируется язык советских лозунгов и плакатов, вбиваемых в сознание масс, одурманивающие формулы казенного патриотизма: «...Кругом такое творится! У нас ведь уж, если бардак, то обя зательно грандиозный, если урожай — то стопудовый, если армия, то самая непобе димая!» [2: 135]. Подобный прием становит ся у Астафьева в ряде случаев средством создания образа персонажа. Вспомним, на пример, образ матери Скорика («Прокляты и убиты») с ее утрированным патриотиз мом. Методист-инструктор самодеятельно го искусства и физкультуры при районном Доме культуры, она жила сама и призывала других жить «...втемпе! Выше! Дальше! Впе ред! До полной победы коммунизма!». Лю бой вечер или торжественное собрание она начинала с чтения строк Маяковского: И я, как весну человечества, Рожденную в трудах и в бою, П-пай-айю-у-м-майе от-теч-чество-о-о, Р-рес-спублику м-майю! Оголтелая фанатичка, утратившая свою естественную женскую суть, превративша яся в бесполое недоразумение, она и в быту говорила и мыслила лозунгами и призыва ми. И даже провожая сына на фронт, «дыша табачищем, мать лупила сына в грудь: — За родину!.. За Сталина!.. Смерть врагу! Гони ненавистного врага! Гони и бей!». Другая женщина «изболелым бабьим нутром нашла 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2