Сибирские огни, 2008, № 6
других жанрах такие лирические вкрапления превращаются в маленькие гимны живому. Тщательность, с которой В. Астафьев рису ет эти микромиры, идет от страстного стрем ления автора напомнить читателю о великой сложности, бесчисленных тайнах, многооб разной красоте окружающего мира, которая, будучи даже не осознанной нами, питает в нас ощущение счастья бытия. Способность глубоко прочувствовать очарование бытия и сообщить его читателю — общее в природе творческого дара И. Бу нина и В. Астафьева. И тот и другой «оза- ренно чувствовали каждую минуту жизни», если воспользоваться словами, сказанными В. Астафьевым о композиторе Калинникове после знакомства с его Первой симфонией, «самой, может быть, пронзительной, самой национальной» [17: 443]. Есть близость в горьких раздумьях И. Бунина и В. Астафьева о России, ее судьбе и судьбе русского человека. И эта близость — в угадывающейся за страницами их произ ведений общей мысли: велики богатства рус ской земли, но во благо влачащих на ней из века в век нищенское существования людей они не использованы; талантлив русский человек, но его талантливость и духовные силы, которыми щедро награжден он от при роды, остаются нереализованными. «Госпо ди боже мой, что за край! Чернозем на пол тора аршина, да какой! А пяти лет не прохо дит без голода», — скорбно раздумывает ге рой бунинской деревни Тихон Красов. Ха рактер притчи приобретает рассказанный им эпизод из собственной жизни: «Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да истаскала его на изнанку (Здесь и далее вы делено мною. — Г. Ш.). Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко на лицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а при шел праздник — лохмотья одни остались... Так вот и я... с жизнью то своей. Истинно так» [18:149-150]. На обобщающий смысл признания бу нинского героя указывает М. Михайлова: «Жизнь — сношенный наизнанку, да еще до дыр, платок! Можно ли вынести более крас норечивый, но и эстетически зримый при говор всему русскому существованию!» [19: 38]. Изношенный наизнанку платок становит ся у Бунина метафорой нереализованных возможностей, бесцельно прожитой жизни, бессмысленно потраченных сил. Эта мета фора невольно соотносится с судьбой мно гих бунинских героев. Напомним хотя бы о Захаре Воробьеве, герое одноименного рас сказа. Наделенный от природы богатырским сложением, огромной силой и детски довер чивой, щедрой душой, он жил с сознанием своей исключительности, «и вся душа его, и насмешливая, и наивная, полна была жаж дой подвига. Человек он особенный, он твер до знал это, но что путного сделал он на сво ем веку, вчем проявил свои силы? Да ни в чем, ни в чем! Старуху пронес однажды на руках верст пять... Да об этом даже и толковать смешно, он мог бы десяток таких старух доне сти куда угодно» [20: 269]. Умирает Захар Во робьев нелепой преждевременной смер тью, выпив за час на спор более четверти вод ки. Но — характеризующая его деталь — в последний миг жизни Захар думает не о себе: чтобы не навлечь беды на людей, которые были рядом, Захар отходит подальше от шин ка. .. «Он нес на руках верст пять нищую убо гую старуху, а мог бы, кажется, унести всю Русь, все ее горе-злочастие. Да что толку!»— комментирует рассказ М. Рощин [21: 34]. У В. Астафьева сюжеты человеческих судеб, особенно в многонаселенной прозе последних лет, — обычно истории-угасания нереализованных возможностей, загублен ное™ жизни. О герое повести «Так хочется жить» по прозвищу Колька Свист, с которым читатель знакомится в обстоятельствах фрон товой жизни, его дружок Жорка-моряк го ворит: «Зачем столько одному человеку дано — и ума, и души, и таланту, да еще и совести в придачу?» [2: 86 ]. В конце своего жизнен ного пути, помыкавшись по послевоенной стране, Николай Иванович Хахалин, бывший Колька Свист, неузнаваем. Притупилось в нем чувство былого достоинства, нет в нем прежней энергии в защите его, нет и пре жнего бунтарства, противостояния неспра ведливости, напрасными оказались попыт ки найти союзников в борьбе с нею, куда-то девалась веселость, не покидавшая его рань ше. Ноют старые раны. Настигла семью за щитника отечества «жизнь нищенская», ин валидная; «себе от двух пенсий супруги Хох- лины оставляют на хлеб, на сахар, да на пост ное масло, на молосное не стало сходить ся». И что особенно горько — чувствует Николай Иванович, что не дождется он ши шек от садового кедра, посаженного им на са довом участке, ставшем его единственной ра достью. Не дотянуть садовнику «до свое го ореха» (здесь реалистическая символика, к которой В. Астафьев часто прибегает в поздней прозе). Да и сам участок дети — «ветрогоны», с которыми нет душевной бли зости, после смерти отца продадут богачам. Безрадостные итоги: «И жизнь он прожил зряшную, никчемную: ни шофера, ни отца, ни поэта — ничего-ничего из него не полу 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2