Сибирские огни, 2008, № 6
псевдорелигия. Эта псевдорелигия по самой своей сути безбожна — что, на сей раз, пря мо и говорится: «Такая вера, — пишет Шес тов, — не исключает, вообще говоря, совер шенного атеизма, совершенного безверия и ведет обязательно к стремлению уничтожать, душить, давить других людей во имя какого- либо принципа, который выставляется обя зательным...» (стр. 98). Эта подмена Бога «доб ром» означает Его уничтожение; толстовское «Бог есть добро» и ницшевское «Бог—умер» суть «выражения однозначущие» (стр. 100 ). Обращаясь, в последний раз, к самому Толстому, можно сказать, что эта богоубий ственная подмена Бога «добром» в конеч ном счете делает его, Толстого-проповедни- ка и Толстого-моралиста, духовным предше ственником большевизма — если мы будем понимать этот последний, в традиции рус ской религиозно-философской мысли, имен но как псевдорелигию, стремящуюся заме нить «свергнутого Бога» и «отмененное хри стианство» своими собственными культами, своим «Святым Писанием», собственным мартирологом, собственной эсхатологией и т.д .7 Всего этого Шестов в 1900 году знать, конечно, не мог. Вообще, он остается аполи тичным; лишь его лексика, сам подбор слов, с такими выражениями, как только что про цитированное «стремление уничтожать, ду шить, давить», показывает политические импликации вскрываемой им подмены. Что же противостоит этому идолу «доб ра»? У Иконникова-Гроссмана это «житей ская человеческая доброта», «доброта лю дей вне религиозного и общественного доб ра», иррациональная или, как пишет Грос сман, «бессмысленная» доброта, не делаю щая различия между соратниками и сопер никами, друзьями и врагами, распространя ющаяся «на все живущее», иногда даже воп реки своим собственным интересам. «Это доброта старухи, вынесшей кусок хлеба пленному, доброта солдата, напоивше го из фляги раненого врага, это доброта моло дости, пожалевшей старость, доброта кресть янина, прячущего на сеновале старика еврея. Это доброта тех стражников, которые пере дают с опасностью для собственной свободы письма пленных и заключенных не товари щам по убеждениям, а матерям и женам» (Гроссман, стр. 331 - 332). Доброта эта «бессильна» — однако именно в ее бессилии и лежит ее сила, ее тай- 7 Уже Бердяев отмечал эту роль Толстого как духовного предтечи большевизма, напр, в статье «Духи русской революции», вошедшей в знамени тый сборник «Из глубины» (1918). Из новейших работ на эту тему см.: Кантор, Владимир: Лев Тол стой как предшественник большевизма. «Форум новейшей восточноевропейской истории и культу ры», 1, 2006. h ttp ://www l.ku-eichstaett.de/ZIMOS / zimos.htm ная и подлинная сила, перед которой оказы вается бессильной «сила зла». Поэтому она непобедима, «в бессилии бессмысленной доб роты тайна ее бессмертия» (стр. 334). Вовсе не человек бессилен в борьбе со злом, как может показаться, а как раз наоборот — «мо гучее зло бессильно в борьбе с человеком». Больше того: «чем глупей, чем бессмыслен ней, чем беспомощней» эта доброта, тем она сильнее и могущественней. Иконников гово рит лишь о «человеческом», вовсе не о «бо жественном» в человеке, однако это неист ребимое «зернышко человечности», эту не угасимую человеческую искру вполне можно было бы назвать и божественной искрой в человеке, причем божественной именно в своем бессилии. Вспоминается, конечно, Бер дяев (неслучайно ближайший друг Льва Ше стова) с его тезисом о бессилии и безвластии Бога («Бог никакой власти не имеет, Он име ет меньше власти, чем полицейский»8). Та ким образом, эта не коррумпированная зем ной силой и земной властью доброта обла дает силой и, если угодно, властью неким совершенно парадоксальным, иррациональ ным образом. Она не дает загнать себя ни в какую (религиозную или общественную) си стему, стремящуюся к «добру», ни в какое уче ние или проповедь добродетели; наоборот: в таких системах и учениях она погибает («Она сильна, пока нема, бессознательна и бессмыс ленна, пока она в живом мраке человеческо го сердца, пока не стала орудием и товаром проповедников...», Гроссман, стр. 333). Точ но так же, можно сказать, как не дает запе реть себя ни в какую рациональную систему та иррациональная величина , которую посто янно ищет в своих книгах Шестов. Лишь до тех пор, пока она «слепа» и «нема», то есть спонтанна, иррациональна и свободна, или, говоря более поздним языком Шестова — абсурдна, лишь до этих пор остается она са мой собою, всесильной в своем бессилии. Шестов, со своей стороны, нигде не го ворит, конечно, о «доброте», однако, его мысль движется в отчасти сходном направ лении. Это становится ясно при чтении од ной из самых, пожалуй, интересных глав его книги (главы шестой), в которой, несколько неожиданно оставляя Толстого и Ницше в стороне, он сравнивает «Преступление и наказание» с шекспировским «Макбетом». В центре и здесь стоит, конечно, все та же тема — все то же «добро», которое Достоевский, по мнению Шестова, «проповедует» не ме нее настойчиво, чем Толстой. Причем это «добро» выступает у него как «правило», ко торое не может быть нарушено ни в коем слу чае, даже если мы не понимаем, зачем оно 8 Бердяев, Николай: Самопознание. Опыт фи лософской автобиографии. 3-е изд. Париж 1989. стр. 202. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2