Сибирские огни, 2008, № 6
во имя добра повесят Гитлера и Гиммлера. «Спросите Гитлера», — возражает на это Иконников, «и он вам объяснит, что и этот лагерь ради добра». На это Мостовской ниче го не отвечает, и причем с таким чувством, что «работа его логики становится похожа на бессмысленные усилия ножа, борющегося с медузой». Рассуждения Иконникова движут ся, можно сказать, совсем в другой плоско сти, чем та, где «работает» логика его оппо нента. Подобно тому, как и он сам, Иконни ков, является человеком из другого мира, к которому советские военнопленные в лагере относятся поэтому с непониманием и недо верием. В одной из более поздних глав рома на мы присутствуем при разговоре заключен ных, из которого становится ясно, что их зас тавляют работать на строительстве газовой камеры, «газовни», как пишет Гроссман; Икон ников, и только он один, объявляет о своем намерении от этой работы отказаться, что, как прекрасно понимают все участники разгово ра, означает его неминуемую смерть. Даже итальянский священник Гарди, принуждае мый к той же работе, утверждает, что его именно принуждают к ней и что поэтому Бог ему простит. Иконников возражает на это: «Не говорите — виноваты те, кто заставляет тебя, ты раб, ты не виновен, ибо ты не свободен. Я свободен! Я строю фернихтунгслагерь, я отвечаю перед людьми, которых будут душить газом. Я могу сказать «нет»!» (стр. 246). В от вет на это Гарди, к изумлению присутствую щих марксистов, целует его «грязную руку». Почти между делом, не заостряя на этом чита тельское внимание, Гроссман сообщает по зднее, что Иконников действительно выпол нил свое намерение, отказался строить «га- зовню» и был за это расстрелян (стр. 436). Таков этот персонаж и его судьба; по- настоящему зримым он, как и большинство персонажей у Гроссмана, по-моему, не ста новится; «эффекта присутствия» не возни кает. Остаются его мысли, для романа в це лом очень важные, значительные, как мне кажется, и сами по себе, мысли, которые он высказывает в разговоре с Мостовским — и развивает затем в небольшом сочинении, ка ковое он передает Мостовскому непосред ственно перед отправкой последнего в изо лятор. Мостовской же читает эти «листки» сразу после разговора с комендантом лагеря Лиссом — одна из ключевых сцен всего ро мана. Того разговора, в котором Лисс настаи вает на сходстве и соприродности двух, вою ющих друг с другом, тоталитарных систем. Сочинение Иконникова, которое он тоже ус пел прочесть (он знает русский язык), вызы вает у Лисса лишь презрение, причем он со вершенно ясно осознает принципиальную враждебность обеих тоталитарных идеологий высказанным в этом сочинении мыслям («У вас и у нас одна гадливость к тому, что здесь написано. Вы и мы стоим вместе, а по дру гую сторону вот эта дрянь!», — говорит он, указывая на бумаги Иконникова — стр. 324). С тезисом о соприродности коммунизма и на ционал-социализма Мостовской, конечно, не соглашается (подавляя при этом свои соб ственные сомнения); однако бумаги Иконни кова вызывают у него практически такую же реакцию, что и у оберштурмбанфюрера СС Лисса (что, разумеется, лишний раз подкреп ляет вышеуказанный тезис). Интересно, что только эти комментарии тоталитарных идео логов сочинение Иконникова в самом рома не и получает; от собственного комментария Гроссман воздерживается — позиция, оче видным образом противопоставляемая им тоталитарному идеологическому безумию, говорит сама за себя и держится сама собой, ни на что больше не опираясь. В «трактате» ставится все тот же вопрос о природе «добра», вопрос, утверждает Иконников, о котором задумываются все люди, не только философы и проповедники, потому что «приходит пора страшного суда» (стр. 328). Первое, что отмечает Иконников, это сужение понятия добра в ходе челове ческой истории. Если, скажем, буддизм рас пространял понятие добра на все живое, то уже христианство ограничивает его только человеком; добро первых христиан, «добро всех людей» сменяется добром «для одних лишь христиан», существующим, «живу щим» рядом с добром для мусульман и доб ром иудеев; добро христиан распадается, в свою очередь, на добро католиков, протес тантов, добро православия и т.д. «И рядом шло добро богатых и добро бед ных, рядом рождалось добро желтых, черных, белых. И, все дробясь и дробясь, уже рождалось добро в круге секты, расы, класса, все, кто был за замкнутой кривой, уже не входили в круг добра. И люди увидели, что много крови проли то из-за этого малого, недоброго добра во имя борьбы этого добра со всем тем, что считало оно, малое добро, злом. И иногда само понятие такого добра ста новилось бичом жизни, большим злом, чем зло. Такое добро пустая шелуха, из которой выпало, утерялось святое зернышко. Кто вер нет людям утерянное зерно?» (стр. 329). Это малое «частное» добро должно, однако, придать себе видимость всеобщно сти; потеряв действительную всеобщность, оно «стремится придать себе ложную все общность, чтобы оправдать свою борьбу со всем тем, что является для него злом». «Доб ро» прямо-таки нуждается во зле, без которо го оно и не могло бы быть «добром». «Таково уже свойство добра. Кто не за него, тот про 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2