Сибирские огни, 2008, № 6
быть даже и сильнее, чем кто-либо, подпал под это обаяние толстовского «националь ного эпоса» и Василий Гроссман; не слу чайно уже «За правое дело» то и дело срав нивали с «Войной и миром»; тем более на прашивается на такое сравнение «Жизнь и судьба». Между тем, ни одному советскому ав тору, ни лояльно, ни критически настроен ному по отношению к режиму, «вторую» «Войну и мир» написать, разумеется, не уда лось; собственно — почему нет? Простей шим ответом было бы указание на «гений» Толстого, у его подражателей в наличии не имевшийся. Я полагаю, однако, что есть и другие причины, может быть —- более глу бокие, во всяком случае — лежащие по ту сторону всегда спорного вопроса об инди видуальном даровании. Одной из них явля ется тот подражательный, если угодно — эпигонский, характер соцреализма, о кото ром уже шла речь и который, в известном смысле, составляет самую его сущность. То, что, скажем, в середине 19-го века было са мостоятельно, «органически» возникшим стилистическим направлением, «новым сло вом» и освобождением от старых пут, столе тие спустя могло быть лишь искусственно надетым на литературу стальным корсетом, мешавшим ее естественному развитию. Сама задача написать «вторую» «Войну и мир» была, следовательно, попыткой повто рить давно пройденное, вновь взобраться на высочайшую, но далеко позади оставленную вершину. Не то, чтобы я верил в какой-то «прогресс» в искусстве или был склонен к авангардистскому пафосу перманентного обновления художественных форм (так ска зать, перманентной эстетической револю ции); я говорю лишь, во-первых, что художе ственные формы с течением времени обнов ляются, во-вторых, что в каждую данную эпоху существует множество форм и на правлений, которые, друг с другом взаимо действуя, друг друга оплодотворяют, и что поэтому попытка из идеологических сооб ражений навязать искусству только какое-то одно стилистическое направление, к тому же еще такое, расцвет которого уже сам по себе давно прошел и закончился, всегда чревата роковыми последствиями и неизбежно ве дет к художественной неудаче. Такова первая причина; теперь вторая. По сравнению с тем тоталитарным кошма ром, который рисует в своем романе Грос сман, мир, изображаемый Толстым в «Вой не и мире», кажется почти идиллией; несмот ря на все ужасы войны, этот мир еще, так сказать, «в порядке» (может быть, только в некоторых сценах пленения Пьера уже чув ствуется дуновение той бесчеловечной жес токости, которая век спустя воплотится в то талитарных режимах); в остальном это еще вполне «человеческий» мир, живущий своей собственной жизнью, не обращая особенно го внимания на политику и идеологию. Вой на 1812 года затрагивает, конечно, всех, в том числе и мирное русское население; вообще же частный человек у Толстого может о полити ке почти не думать («Жизнь между тем, на стоящая жизнь людей с своими существенны ми интересами здоровья, болезни, труда, от дыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Напо леоном Бонапартом, и вне всех возможных преобразований»3.) Поэтому конкретные по литические явления лежат лишь на перефи- рии толстовских интересов. Он развивает общую историческую концепцию, строит об щую философию истории, которая в принци пе могла бы быть продемонстирована и на совсем других примерах. Никак нельзя, напри мер, утверждать, что Толстой в первую оче редь стремится понять именно наполеоновс кую эпоху в ее конкретности. Совсем иначе обстоит дело в случае Гроссмана, для которо го постижение, анализ, изображение — по стижение через изображение — конкретных политических феноменов 20 -го века являет ся основной задачей, что обрекает его роман на прочтение sub sp ec ie po liticae . Иначе гово ря, на прочтение в первую очередь в качестве романа о войне и тоталитаризме (в резком отличии от толстовского эпоса, который — как и всякое «великое искусство»— не столько рассказывает о чем-то, сколько сам есть что- то). От политики в 20-ом веке не убежишь; бежать некуда; теперь уж никак нельзя сказать, что «настоящая жизнь людей» идет как все гда, своим ходом, ни о какой политике не за ботясь, совсем наоборот — эта политика то и дело превращает «настоящую жизнь лю дей» во что-то кошмарно-ненастоящее, не реальное в своем ужасе. Дело, значит, не только в том, что Гроссман лишен способ ности к созданию пластических образов, сравнимых с толстовскими, так что читатель почти не видит того, что ему показывают, события и персонажей, но дело еще и в том, что теневой, призрачный и нереальный мир романа сам по себе не поддается, или плохо поддается, реалистическому изображению. Поэтому, на мой взгляд, гораздо ближе к сути изображаемых ими тоталитарных феноме нов подходили в 20 -ом веке те авторы, кото рые как бы прорывали «реалистическую» поверхность явлений, чтобы добраться до их именно— сути, их «сущности», их, если угод но (в платоновском смысле) «идеи». Я имею в виду не столько так называемые антиуто 3 Толстой, Л.Н.: Собрание сочинений в двад цати двух томах. Том пятый. Москва 1980. Стр. 159. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2