Сибирские огни, 2008, № 6
ВАСИЛИЙ СТРАДЫМОВ КАЗАЧИЙ КРЕСТ ли, имение). «Правдами и неправдами добуду у инородцев тьму мехов, — рассуж дал он. — Цель оправдывает средства— так учили меня в иезуитской школе». И он сразу показал себя изворотливым дельцом. За утверждением нового на значения ездил в Москву, где ему поручили сопровождать большой груз до Якутска. Позже в Якутске Козыревского обвинили в том, что «в разных казнах стала усыпка и недовес», за что он был оштрафован на десять рублев... Совместная рыбалка сдружила Володьку Отласова с его сверстником Петькой Козыревским, который смахивал на своего отца: такой же вислый нос, и губы боль шие так же кривились. Туманным утром отплывали на лодке и бросали в воду ору дие лова, как говорится, «невод в тише, веревка на стреже». Есть завораживающая, колдовская загадочность в ходе невода по реке. Однажды они вытащили из воды большую кету. Откуда она взялась? Чудеса да и только! ВЛене кета никогда не водилась— и на тебе! Принесли добычу в дом Козы- ревских, большая желтоглазая рыба, хранящая холодок реки, хлобыстнулась на ку хонный стол. Федор Козыревский, Петькин отец, удивленно надул губы, почесал лысую двугорбую голову. — В Лене поймали, говорите? Тут какой-то пассаж. Из Ледовитого океана она не должна приплыть, туда кета не заходит— об этом слышал от Семки Дежнева. Тут какая-то загадка, — и слащаво улыбнулся: — А может, знак судьбы: служить вам обоим у Восточного моря, там кеты видимо-невидимо... Володька одолжил у Петьки книгу «Сказание о земле Индейской», читал ее для всей семьи про тамошнего царя Иоанна: «Аз есть царь и поп, над цари царь, имею под собою 3000 царей и 300. Аз есть поборник по православной вере Христове. Царство мое таково: итти на едину страну десять месяц, а на другую неможно доитти, понеже там соткнуся небо з землею...» Радовались старшие Отласовы, что сын их научился бегло читать, завидовал бра ту Ванька— он тоже тщился уразуметь грамоту, но ему давалась она с трудом. Иоанн Индейский рассказывал о своих богатствах и чудесах его царства послам царя греческого Мануила, пославшего ему дары. Отец удивленно качал головой, слушая о диковинных зверях и птицах, водящихся в Индейском царстве. Узнали слу шатели о том, что посреди царства Иоанна течет из рая река Эдем, а в той реке добывают драгоценные камни: гиоцинт, сапфир, памфир, изумруд, сардоникс и яшму. Есть камень карманаул, господин всем драгоценным камням: когда он светится, то как огонь горит... Володька вскидывал голову, замирал, желая узнать, какое впечатление произво дит его чтение, и ловил в глазах неподдельное внимание. — Валяй дальше, — махал рукой отец. И вновь продолжался рассказ Иоанна. «Есть у меня палата золотая, а в ней правдивое зерцало (зеркало), оно стоит на четырех золотых столбах. Кто смотрит в зерцало, тот видит свои грехи, какие сотво рил с юности своей...» Закончив читать, Володька мечтательно улыбнулся: — Поглядеть бы Индею... Ванька увидел, как пыхают глаза у брата. — Ишь чего захотел,— хохотнул он. Отец встрепенулся, заерошил бороду: — А я встречал индейских купцов... — Где? — выпалили враз ребята. — И в Москве, и в Ярославле. Приезжают со своими товарами из Астрахани. Носят чалму— обмот на голове из дорогой материи. Сыновья в тот день потешались— ходили в чалмах, завязанных из толстенных полотенец. 5 Безостановочно, как река Лена, шло время. Подрос, окреп Владимир, а в празд ники и на вечерку надевал светло-синюю, сверкающую, словно гладь реки, отлас- ную (так говорили на Лене) просторную рубаху. Расчесывал перед зеркалом куче- 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2