Сибирские огни, 2008, № 6
в себе такую полноту возможностей, какую ему никогда не осилить как творцу своей жизни: своей судьбы и своего лица». Но ведь человек и призван к тому, чтобы осуще ствить в своей жизни заложенное Богом богатство, и возможно это только на путях преображения и обожения. Для того, чтобы правильно оценить антропологические построения Степуна, необходимо сравнить его философию личности с православным представлением о человеке. Протоиерей Василий Зеньковский в статье «Принципы православной ант ропологии» намечает основные задачи постижения человека: 1 ) необходимость раз личения «природы» и «личности» в человеке; 2 ) постижение связи человека с други ми людьми (соборность) и космосом (через решение проблемы телесности); 3) раз решение антиномии богоподобия и наличие греха в человеке; 4) раскрытие тайны человеческой личности через понятие Креста. Зеньковский высказывает очень важ ную мысль о том, что человек устроен не гармонически, а иерархически. «Путь человека не в том, — пишет Зеньковский, — чтобы все силы, присущие ему, разви лись до возможной высоты, а в том, чтобы главное в человеке не было подавляемо второстепенными и малозначительными движениями». В философской антропологии Степуна отсутствует это иерархическое понима ние строя человеческой души, ибо в артистической душе, которая столь привлека тельна для философа, равноценны все эстетические проявления личности (в чём и заключается сущность «положительного богатства» многодушия). Но, пожалуй, са мая важная область сопоставления философской антропологии Степуна и право славной антропологии связана с проблемой «наличия двух центров» в человеке, то есть проблемы добра и зла в человеческой душе. Зеньковский отмечает: «...грех (то есть основа греховности)... живёт в человеке, имеет действенный свой центр, онто логически, конечно, «вторичный», но, что ещё важнее, — паразитирующий на свет лой сущности человека». В своей теории Степун также упоминает о двух центрах человеческой души («Там, где человек, борясь с самим собой за себя самого, подав ляет в себе только ложь, зло и уродство во имя ценностей истины, добра и красоты, там его борьба не проблема»), но проблема борьбы добра и зла в человеке Степуна в этой работе не интересует. Как мы уже отмечали, он сосредоточивает своё внима ние на «положительном богатстве души». Но именно здесь философ делает ложный шаг, рассматривая многодушие как положительную ценность. Эстетическая при влекательность «многодушия» не выдерживает проверки этическим началом, без которого человека не существует. Сам Степун признаёт, что в основе артистического многолюбия и артистической души в целом таится грех предательства, грех, который определяет артистическую душу как таковую. Может ли быть грех предательства атри бутом положительного полюса? Ответ на этот вопрос мы находим уже не в статье, а в романе Ф. Степуна «Нико лай Переслегин», который писался параллельно со статьёй, а вышел в конце 20-х го дов. Этот философский роман в письмах, с нашей точки зрения, представляет собой новый этап в осмыслении природы артистической души. Главный герой романа, об раз безусловно автобиографический, наделяется тем самым комплексом идей, кото рый мы находим в вышеуказанной статье. Мотив «многодушия» как положительного богатства человеческой души — основная тема философских размышлений Николая Переслегина. Мы находим практически дословные совпадения в письмах главного героя и в статье самого Степуна, только в романе мысли более заострённые, доведённые до совершенства и воплощённые в жизнь. Главный герой совершает грех предательства (философски обоснованный и оправданный в формулировке главного героя как поло жительный акт, так как «на дне всякого этического раствора остаётся мутный осадок: нравственный долг греха» (курсив наш. — С.К.)) по отношению к другу (соблазняет и уводит от Алексея жену Наталью), к жене (изменяет ей с Мариной, которую, в свою очередь, тоже предаёт и доводит её и человека, который её любит, до самоубийства). Таким образом, эстетическая привлекательность теории артистической души, изло женной в статье Степуна, в романе оборачивается ужасом распада и смерти, которые несёт в мир душа, подобная душе Николая Переслегина. Форма романа позволяет Сте- пуну показать артистическую душу в действии и с различных точек зрения и тем са мым достичь объективности в раскрытии сущности этой души. Единственное письмо в романе, которое принадлежит не Переслегину, это письмо Алексея, характеризую щее главного героя, его философию и жизнь: «Я вижу тебя насквозь и всего тебя наот рез отрицаю. И твою бескостную, как Петрушка, мысль, и твою фальшивую сентимен СВЕТЛАНА КЕКОВА КРУШЕНИЕ МИРАЖЕЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2