Сибирские огни, 2008, № 6
Светлана КЕКОВА КРУШЕНИЕ МИРАЖЕЙ Философская антропология Федора Степуна Одна из тем философской антропологии «Серебряного века» — расколотость, раздвоение человеческой души. Оригинальный и яркий поворот этой темы — тео рия «артистической души», которую развивает философ и писатель Ф. Степун. В статье «Природа актёрской души» философ исходит в своих построениях не из традиционного антиномизма добра и зла в сердце человека, а из антиномий в поло жительном полюсе души. Степун говорит о том, что в человеческой душе заложено Творцом огромное богатство, которое он называет положительным «многодуши- ем». Это богатство столь велико, что реализовать его полностью у человека нет возможности. И перед человеком встаёт проблема: как примирить «положительное богатство человеческого многодушия» с «требованием строгого ограничивающего единодушия». Термины «многодушие» и «единодушие» обретают филосовско-ан- тропологический статус, становясь константами теории Степуна. Формы примире ния «единодушия» и «многодушия» в человеке могут быть разными. Философ вы деляет три типа примирения: оно возможно в форме мещанства, мистицизма и арти стизма. Мещанский путь разрешения «многодушия» и «единодушия», по мысли Сте пуна, — это атрофия всякой сложности человеческой личности. В мещанском строе души гасится сама проблематика «многодушия». Происходит же этот процесс пу тём предельного упрощения: «Мещанский душевный строй — это бескрылость, отсутствие чувства дали, — того берега, второй родины. (...) Враги творчества, мещане, тем самым и враги подлинной духовной культуры. (...) Всюду и везде они люди количества, но не качества; труда, но не творчества; цивилизации, но не куль туры». Мистическая душа признаёт и утверждает полноту и богатство человека, она понимает «многодушие» человеческой личности, но «связывает его утверждение с подчинением каждой входящей в него души (...) закону духовной установки, чем и достигает своей тайны: полного отождествления многодушия и единодушия, абсо лютной целостности». (...) Души мистической души — все друг другу попутчики, ибо все мистические пути — пути духа, и все ведут к Богу...». Мистический строй души, с точки зрения Степуна, тоже враждебен творчеству и культуре. «Мистичес кий путь — путь, пролегающий вне культуры». Положительное же разрешение проблемы творчества (в онтологическом смыс ле творчество для Степуна — это путь эстетического самоутверждения в границах личности и судьбы) возможно только в артистизме, который «покоится на утвержде нии человека и как рассыпающегося богатства, и как строящегося единства». Основ ная черта душевного строя артистизма — любовь к творчеству; радость артистичес кой души — богатство его «многодушия». «Артистизм — предельное утверждение многодушия; ибо артистизм — утверждение единодушия не как победы одной души над всеми и не как уравнения их к какому-то общему знаменателю, но как объедине ние их в эстетически совершенной картине борьбы».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2