Сибирские огни, 2008, № 6
ной Португалии — Вячеслав, Виталий и Татиана. В полдень мы и встретились, и весь наш дальнейший путь проделали вшестером. Деревня на берегу Минью звалась Портамарина. В ней нам и предстояло зано чевать. Следует заметить, что вдоль всего Пути специально для паломников постро ены бесплатные ночлежки, вполне сносные, даже с душевыми, с бесплатными мед пунктами. На двухъярусных лежаках имеются матрацы и подушки, правда, без белья. Да оно и не к чему суровым скитальцам. Набивается в такие ночлежки по нескольку десятков, а то и сотен человек. Кого только не встретишь — французы, итальянцы, немцы, австрийцы, даже кубинцы. Ну и, конечно же, испанцы. Устроив шись в такой казарме-гостинице, отправляемся в ресторан. Вдоль Пути, на всех оста новках — рестораны для паломников, с так называемым меню пилигрима. Очень дешево и вкусно. Особенно вкусны щи из свежей капусты, которые здесь почему-то называют галисийским бульоном. После обеда трое из нас идут спать, а трое — на реку. В такой реке нельзя не искупаться. Переплываем ее туда и назад. Возвращаем ся, отдыхаем, вечером ужинаем и спать. В половине шестого — подъем и снова в путь. Идти надо только до обеда, когда прохладно. Хотя в Галисии и не бывает жары, но, когда солнце выходит из-за вечных галисийских туч, все же припекает. Первые полчаса идти трудно, боль в мышцах. Потом она проходит и тогда надо войти в ритм и уже не останавливаться до самой очередной ночлежки. Главное, чтоб не было мозолей. Для этого нужна не только подходящая обувь, но и две пары носков — тонкие, облегающие ступню и поверх их еще толстые, зимние. Тогда мозоли не появятся. Так и прошагали мы свои 111 километров, потратив на это пять дней. Сколько интересных людей встречалось нам в дороге (чего стоит один дедушка англичанин, совершающий паломничество верхом на осле из самой своей Англии), какие леса и поля открывались нам, как много мы узнали о галисийской деревне — всего этого не охватишь в небольшой зарисовке. На пятый день мы достигли своей цели — собора святого апостола Иакова в городе, носящем его имя. Помолились на специальной паломнической службе, получили свидетельства пилигрима (на латыни!), поброди ли по этому городу паломников. И вернулись восвояси, в городскую круговерть. Первое желание, которое у всех нас возникло, едва мы достигли цели маршрута — проделать такой паломнический путь вновь. Только вот не решили — на велосипедах из Порту или на плоту по Минью. Скорее всего, мощи, хранящиеся в соборе Сантьяго, принадлежат не апостолу Иакову Зеведееву, а неизвестному местному епископу V-VI веков. Но это для нас было не так уж и важно. Важен был сам процесс паломничества, само шествование, во время которого начинаешь вдруг понимать, что вся жизнь — это путь, что на земле мы странники и пилигримы. Камино-де-Сантъяго — Мадрид, 2002 ЧУЖБИНА Хорошо известно — чужбина объединяет. Даже славян, менее других склонных сегодня к объединению. Самым сильным объединяющим центром на протяжении долгих десятилетий славянской эмиграции была и остается, конечно, Церковь. Оно и понятно: где еще ты, уныло бредущий по чуждым тебе улицам европейских городов, разочаровавшийся в обманчивых прелестях западной жизни, встретишь такое со чувствие и поддержку, как в церкви? Почувствуешь участие не потому, что в тебе кто-то заинтересован, не потому, что кто-то хочет извлечь пользу из общения с то бой, а просто так, просто потому, что ты брат или сестра во Христе? Церковное общение — что это такое? Это не только совместное участие в са мом главном, в евхаристическом причащении, когда мы становимся в полном смыс ле слова общиной, братьями и сестрами во Христе, когда мы вкушаем радость веч ной жизни на брачном пиру Агнца. Это также и соучастие в радостях и скорбях друг друга, в самых обычных, житейских. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачу щими», — наставлял когда-то святой апостол Павел христиан Рима (Послание к Рим лянам, XII, 15). Это очень трудно, искренне разделить радость с тем, кто испытывает ее, чисто, без зависти радоваться успеху ближнего. Не менее трудно восскорбеть скорбями ближнего, когда волны моря житейского разбивают его корабль. Это даже невозможно, воспринять чужие скорби как свои. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Любовь Божия способна расширить сердце верующего, порой бес предельно. Вот, к примеру, недавно отошедший в вечность протоиерей Николай с острова Залета на Псковщине всякого приходившего к нему встречал как возлюблен АРСЕНИЙ СОКОЛОВ Ъ&Щ ИБЕРИЙСКАЯ ТЕТРАДЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2