Сибирские огни, 2008, № 6
АРСЕНИЙ СОКОЛОВ '&Щ ИБЕРИЙСКАЯ ТЕТРАДЬ * * * Да, Рождество мы празднуем по-разному. И это хорошо. В эти дни, святые сер дцу каждого христианина, мы несём Иисусу всё, что дорого нам, всё, чем богата наша земля, та, в которой мы выросли. Мы приглашаем Иисуса к себе домой, в русскую избу и украинскую хату, в кетский чум и кубинскую кабанью, в выбелен ный к Рождеству андалусский домик. Мы хотим, чтобы рождественским вертепом стало наше жилище. И больше — наше сердце. Мы верим, что Иисусу будет хорошо у нас, мы надеемся, что Ему у нас понравится. И ещё мы верим, что Иисус придёт и изменит нашу жизнь, наполнит её новым смыслом, таинственной, какой-то действи тельно рождественской глубиной. И тогда мы сможем быть друг ко другу велико душны не только в рождественскую пору, но круглый год наше сердце будет готово утешить скорбящего, накормить голодного, согреть озябшего, навестить заключён ного. Ведь в нём будет жить Сам Иисус. Родившийся более двух тысяч лет назад Младенец не рождается каждый год вновь в Вифлеемской пещере. Но каждый год Он рождается в чьём-то сердце. В чью- то жизнь приходит Спаситель, чья-то душа после долгого томительного, пусть порой и неосознанного ожидания, получает вечное утешение. Жизнь наполняется небес ной радостью. Этой рождественской радости ничто не сможет отнять. Мадрид, 2001 ЛИССАБОН Светает. За окном — португальская степь. Ночной поезд «Тальго» медленно, но уверенно влечёт своих пассажиров к Лиссабону, самому что ни на есть краю Евро пы. Там, за Лиссабоном — безбрежный океан, так когда-то манивший к себе взоры великих португальских мореплавателей. Васко-да-Гама, самый известней из них — национальный португальский герой. Рассвело. Захолустный разъездик. На соседних путях пыхтит крохотный манев ровый тепловозик. Из окна высовывается улыбчивый машинист, что-то кричит, ма шет сцепщику. Даже рации нет, во деревня... Потянулись за окнами пригороды. Обшарпанные одно- и двухэтажные дома, элеваторы с разбитыми окнами, щерящимися осколками стекол, какие-то недостроен ные промышленные сооружения с торчащими во все стороны нервами арматурин. Дома, видимо, когда-то были выбелены, но очень давно: серые стены, штукатурка по углам кое-где осыпалась, видна кирпичная кладка. Пустынно и грязно. Вдоль путей — многолетние залежи мусора. Если бы не растущие тут и там пальмы да притулившийся к железной дороге амфитеатр корриды с черным картонным быком на высоком фрон тоне, можно было бы подумать, что подъезжаешь к какому-нибудь областному рос сийскому центру, к какой-нибудь Перми или Тюмени. Все пригороды однолики. И вот — Лиссабон. С предместьями — разительный контраст: многолюдно и чисто. Маленький вокзал пестрит африканцами и бразильцами — европейская мет рополия распахнула двери своим бывшим далеким колониям. Пять португалогово рящих государств Африки и огромная Бразилия для небольшой и небогатой страны с населением в 10 миллионов человек — непростое испытание. Седобородые ан гольцы с газетами в руках, молодые очкастые мозамбикцы, с портфелями под мыш кой спешащие в университет или офис, смуглые бразильянки, ловко управляющие забавными лиссабонскими трамваями — современное лицо португальской столи цы. Эти крохотные, какие-то совсем довоенные, деревянные трамвайчики, юрко взби рающиеся по холмам города и шустро катящиеся вниз — один из символов столицы. Бон диа, Лишбоа. Солнечный теплый день. Двадцать градусов тепла к полудню — совсем неплохо для января. Вечнозеленый город, раскинувшийся на берегу полноводной реки Тахо, у самого ее устья, находится под сенью белокаменного Царя-Христа, простершего к нему благословляющие руки. Статуя огромна, и потому видна из любой точки горо да. А город и впрямь мнит себя христианским. Банк Святого Духа, пивные имени святых апостолов... Смеркается. Зажигаются там и сям огни рождественских елок, серебристые гир лянды, натянутые поперек улиц, начинают излучать свой искусственный свет. Пеше ходный центр города утыкан уличными ресторанчиками. На ужин добродушные веселые хозяева предлагают свежеиспеченную треску под луково-томатным соусом и портвейн — предмет тщеславия португальских виноделов. Можно ужинать под народную музыку — мостовые полны уличными исполнителями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2