Сибирские огни, 2007, № 4
ной утки, которая в нужный для комитетчиков момент стала бы свидетелем обвине ния, предполагает, вспоминая о пережитом, Нина Михайловна. И дядя Витя, прежде не считавший опасным это место, где не так давно ему позволили уединиться с любимой «под магаданским полушубком», прочтя руко пись, не мог не схватиться за голову. Уж если перед ним три пятилетки назад постави ли стенку, обнаружив в биографии «шероховатости», хотя его «харбинское проис хождение» было вполне советским, то Нину Михайловну, дав ее «созреть», в луч шем случае отправят за «сто первый километр», а в худшем— погонят по этапу, как когда-то ее старушек, по-прежнему, оказывается, грезящих насильственным устра нением ненавидимых ими большевиков от власти. Он-то по простоте душевной при нимал их за безвинно пострадавших, поскольку, право, смешно видеть в молодень ких барышнях, какими они были в двадцатые годы, отъявленных террористок, а они, оказывается, пройдя огонь, воды и медные трубы, только уверились в своем предназ начении ниспровергателей ненавистного им политического режима. Почему, под водя под монастырь других, читавших письменный труд Екатерины Львовны, и для себя не исключают возможности оказаться вновь в местах не столь отдаленных. Дядя Витя посмеивался над бытом старушек, с 1955 года, как освободились, не заимевших даже кроватей, а спящих на матрацах, брошенных на поддоны, которые умыкнули с недалекой стройки: у них, верно, и узелки приготовлены на всякий слу чай в дальнюю дорогу. Но старушек, конечно, не тронут, горбатого могила исправит, наверняка посмеиваются кагэбисты, а вот на их «воспитаннице», без сомнения, отыг раются по полной, как, посчитают, наступит срок. А ведь Нина, он знает, вовсе не их поля ягодка. Какая из нее бомбистка, если, уже не девочка, плачет, перечитывая, над «Алыми парусами» Грина? Алые паруса для всех— вот ее по-детски романтичес кое представление о всеобщем счастье, какое немыслимо в рамках государственно го устройства. Любого. Но Нина считает: только этого. С аббревиатурой СССР. Что ж, в оттепели миражи так же возможны, как и в пустыне, даже если не испытываешь жажды. Но в России оттепели всегда обманчивы, особенно ранние и политические, и сменяются, одурманив теплой весенней свежестью и чарующей капелью, жестокими, как в Крещение, морозами. Сейчас, правда, только заморозки, окрашенные кровью новочеркасцев, но, судя по пригасшим литературным журна лам, сковывающей стужи ждать недолго... Литературный институт, в котором дядя Витя учился заочно, всегда, а особенно в шестидесятые-семидесятые годы, был, пожалуй, самым вольнодумным высшим учебным заведением Советского Союза. Если в стенах Дома Герцена языки еще прикусывались, то в общежитии на Добролюбова, 9/11 они полностью развязыва лись, и здесь говорилось такое, о чем немногие советские граждане, относящие себя к инакомыслящим, остерегались шептаться и на кухнях. Причем никто из будущих или уже состоявшихся «инженеров человеческих душ» ничуть не сомневался, что хлипкие, пусть и двойные, из оштукатуренного картона, межкомнатные стенки об щаги имеют «уши». Почти все были глупо уверены, что им-то, отмеченным свыше, почему и оказались студентами единственного в мире «писательского» института, дозволено больше, чем другим. И те, кто тайно или явно курировал литераторствую щую поросль, похоже, поощряли эту наивную самонадеянность. Им, вероятно, было выгодно и удобно, не расходуя сил и средств на агентурную работу в массах, анали зировать настроение и брожение умов в обществе, полный срез которого и пред ставляли питомцы вуза имени Алексея Максимовича Горького, особенно заочники. Кому-то из нас, учившихся в ту пору, раньше или позже несдержанность языков аукнулась. Но, если откровенно, мы все только бравировали инакомыслием, не буду чи инакомыслящими по сути, а в поэтических или прозаических опытах, поверяемых бумаге, а затем считываемых с нее руководителями творческих семинаров и сотруд никами редакций газет, журналов и издательств, блюли режим самоцензуры. Боль шинству сочиняющих, правда, это только казалось. Все мы жили тогда иллюзиями. Поэтому и литература была добротной и на взлете, и советский народ был самым читающим в мире, пусть народ, как и пишущие для него, и знать не знал, что это за слово такое— rating. Впрочем, насчет добротности советской литературы— это тоже иллюзия, ина че бы сегодняшняя макулатура не погребла под собой художественные произведе ния, считавшиеся тогда кладезем духовности, и такого падения нравов, наблюдаемо го ныне, не случилось. Из десяти тысяч литераторов, имеющих официальный статус НИКОЛАЙ БЕРЕЗОВСКИЙ БЕЗУМЕЦ С ТУСКЛОЮ СВЕЧОЙ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2