Сибирские огни, 2007, № 4
НИКОЛАЙ БЕРЕЗОВСКИЙ БЕЗУМЕЦ С ТУСКЛОЮ СВЕЧОЙ... Дядя Витя, сдается мне, был от рождения по своему психотипу не бойцом или борцом, а созерцателем с комплексом вспомоществования, почему и доставалось ему от чужих и своих, а горести, беды и болячки других переживались им горше собственных. В нем точно воплотилась первая часть библейской заповеди: « Возлю би ближнего своего », — а вот вторая — «как себя», — если и начинала реализовы ваться, то вскоре по разным причинам, чаще всего привнесенным как раз ближни ми, поглощалась первой, и дядя Витя в итоге оказывался крайним, приняв на себя громы и молнии. «Громоотвод»— было у него такое прозвище наряду с «харбинцем» в училище военных фельдшеров, только если громоотвод, как техническое устройство, обяза тельно заземляется, чтобы самому не пострадать от разрушительного воздействия атмосферных разрядов, то Всевышний запамятовал «заземлить» дядю Витю. И он, осознавая эту оплошность, не спешил ее исправить, уповая или на расхожее «все под Богом ходим», или, что вероятнее, созерцательно надеясь, что с ним в действи тельности ничего страшного не случится. Пассивность по отношению к собствен ной судьбе, хотя, конечно, и не беспредельная, перерастала в упрямство и упорство, когда дяде Вите представлялось, что от него, пусть в малой степени, но зависят судь бы дорогих, близких или просто знакомых ему людей. Он вставал на их защиту не с кулаками или наперевес с ломом, от какого, известно, нет приема, а заслоняя собой, или разделяя с ними их участь: Но если уж надо во что бы ни стало Свершить мне свой выбор, найти свой приют, — Я буду всегда среди тех, кого мало, Кого притесняют, неволят и бьют... Всяческие притеснения, даже вроде обыденных мальчишеских или юношеских стычек, в итоге которых кто-то все равно оказывается пострадавшим, воспринима лись дядей Витей, повторю вновь за мамой, дикостью. Но если в молодости он вос ставал против этой дикости инстинктивно, то в зрелые годы— сознательно, оказав шись по стечению обстоятельств в самом центре правозащитной бучи. И обстоятельства эти начались для него с рукописи, ужаснувшей дядю Витю не злоключениями натерпевшейся от Советской власти ЕкатериныЛьвовны Олицкой, а причастностью к этой пачке машинописных страниц его любимой; Прознай КГБ, что сей труд не только выправлен, а еще и распечатан в нескольких экземплярах Ниной Михайловной— ив козлах отпущения окажется именно она: за распростра нение антисоветчины. С авторши-то преклонного возраста, в силу возраста не пред ставляющей никакой опасности для государственного режима, какой спрос? Поче му, здраво рассуждая, и поселили ее вкупе с канадской коммунисткой не в какой-то сибирской глухомани, а в европейски покойной и цветущей Умани. Но явно преследуя определенные цели. Логик по складу ума, дядя Витя не мог не предположить, что такое благодеяние неспроста, и за ним кроется игра кагэбистов под условным названием «фонарь». Им, провинциальным охранителям государственных устоев, не проявляй они прово каторских инициатив, пришлось бы подавать в отставку за ненадобностью, посколь ку уманьские обыватели, включая и тамошнюю интеллигенцию в лице нескольких десятков учителей, медиков, журналистов и одного члена Союза писателей Украины — поэта Владимира Задорожного, никак не выказывали противоправной полити ческой активности. Отчитываться же перед вышестоящим начальством в результатах своей неусыпной бдительности надобно. Старушки с бурным эсерствующим про шлым и стали, не ведая, конечно, о такой подставе, этим самым «фонарем», притяги вающим своим светом неразумных «бабочек». В квартирку дома на Коммолоди, 6 , которую посетил даже Солженицын, не могли не «слететься» самые продвинутые в безобидном вольнодумстве уманьцы, что только радовало надзирающих за этим «садком», сообщавших, без сомнения, в отчетах «наверх» о находящихся в разработке потенциальных «врагах народа». Их, правда, было— всего ничего, самых активных, собиравшихся по праздни кам обсудить литературные новинки, политические новости страны, строящей ком мунизм, да выпускавших ежегодно рукописный альманах со своими прозаически ми и поэтическими опусами— кот, как говорится, наплакал. Однако в этом тесном и ничуть не опасном для Советской власти кружке наверняка не обошлось без подсад
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2