Сибирские огни, 2007, № 4
опубликованным, и ходящим в самиздате произведениям не только упомянутого чуть выше борца с «империей зла». Да что литература и интеллигенция, когда даже я, провинциальный мальчишка, политикой не интересовавшийся в силу возраста, не по слухам, а из первых уст на слышан был о советских концлагерях, которые, как утверждал отец моего друга Саш ки Карл Иванович Озолин, появились задолго до фашистских. Бывший латышский стрелок, отмотавший, правда, на Колыме гораздо меньший, чем уманьские старуш ки, срок, выдавал иногда сюжеты из тамошней жизни куда похлеще солженицынских или Дьякова. Между прочим, без малейшего акцента, какой нынче нарочито выпя чивают прибалты, особенно из, повторюсь, творческой среды. Карл Иванович гово рил на чистейшем русском языке и без известных расхожих внедрений, хотя, призна вался, до заключения русской речью брезговал, употребляя в общении исключи тельно сквернословные слоганы. Пять лет неволи «орусили» и его фамилию, исклю чив из ее окончания мягкий знак... И дядя Витя, привезенный своим отцом в конце тридцатых годов в Омск, встре чался, несомненно, с людьми, подобными Карлу Ивановичу. Одни из них отбывали здесь ссылку, другие числились в реабилитированных, поскольку «политических» реабилитировали и приСталине, третьих, смывших на фронте кровьюпозорное клеймо «враг народа», распределили в Сибирь на жительство после победы. Кто бы ни ут верждал обратное, отправляли «на войну» и политузников, особенно в начале Вели кой Отечественной. Добровольцев, конечно. В их числе, к примеру, был мой дед по отцу Василий Петрович Березовский, урожденный прииртышский казак близкой к Омску станицы Усть-Заостровской. «У белых не служивший », как отмечено в его партийной анкете, а до ареста заведовав ший земельным отделом районного исполкома, он оказался в застенках НКВД по навету одного из своих подчиненных. За троцкистские, уточню, взгляды. В конце ноября 1941 года прямо с лагерных нар дед был брошен в составе одной из сибирс ких дивизий на защиту столицы. Забрала безвозвратно война и деда, и дедовых сынов, которых я знаю лишь по довоенным фотографиям — Ивана, Александра и Николая, в честь которого меня и назвали; а тетка моя Полина, воевавшая в тылу противника парашкггасткой-разведчи- цей-радисткой (так в ее послужном списке), вернулась целехонькой и с бравым мужем. Да только сразу рванули они вМагадан вольнонаемными, чтобы не плодить нищету и помочь из нее выбиться младшим братьям тетки — Георгию и будущему моему отцу Василию. И, конечно же, общей их маме, а моей, опятьже, бабке—Марии Семеновне. Тоже, к слову, казачке и Березовской до замужества — в девичестве, но с мужем и дальним родством не связанной, к тому же с примесью польских кровей. Баба Маня, как я всегда называл бабушку (а теперь называю Маней дочку), скончалась в 96-летнем возрасте, и из самых близких курсантских друзей будущего моего отца особо выделяла и привечала дядю Витю. — Виктор, — рассказывала она, — страсть уважительный был, без спроса не сядет и не встанет, больше молчал. Не набычившись, а любопытно. Очень уж инте ресовался старой жизнью. Спросит— и слушает, да так, что все и расскажешь, даже чего и не надобно было бы. Фотки моего Василия Петровича однажды до-ол-го разглядывал, а потом говорит: «Не похож он на врага народа, Мария Семеновна». Так ведь вывели его потом-то из врагов, отвечаю. Все равно не похож, говорит. С Василием, тятей твоим, они, конечно, сильно дружили, но и соперничали. Из-за мам ки твоей, — всегда уточняла баба Маня. — Виктор— тот молча, а Василий— петуш ком. Бойкой тятя твой был в молодых. А Виктор все как думу какую про себя думал, и Зинка, — опять про мою маму, которую почему-то недолюбливала, — Василия выбрала. А потом Виктора всей нашей улицей Депутатской бить хотели. Виктор ведь что утворил, как Василий меня свекровью мамки твоей сделал, расписавшись с ней, значит! Все цветы в палисадниках обобрал, теми цветами Зинку осыпав. А ведь ни когда ничего без спроса не делал и не брал. Даже ведра, чтобы из колонки воды принести: «А можно эти, Мария Семеновна?..» А тут... С горя, наверное. Нет, без спроса никогда, ни до этого, ни после, — повторялась баба Маня, которой очень глянулось такое уважительное к ней отношение дяди Вити: на каждое действие в ее доме спрашивать разрешение. Тех же, кто без ее дозволения в доме принимался хозяйствовать или вольно себя вести, признаюсь, она тотчас на место ставила, не выбирая выражений. Нрав у нее НИКОЛАЙ БЕРЕЗОВСКИЙ БЕЗУМЕЦ С ТУСКЛОЮ СВЕЧОЙ...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2