Сибирские огни, 2007, № 4
ИЗ П О Ч Т Ы « С И Б И Р С К И Х О Г Н Е Й » ЕШЕ РАЗ О ТОЧНОСТИ В ПОЭЗИИ. . Федерико Гарсия Лорка поучал поэтов: «Не лишая стихи тумана — иной раз он убе режет от сухости, став дождем». Представ ляется, однако, что опасения Лорки были на прасными. В неумении напустить туману поэтов не упрекнешь. Альманахи пестрят конструкциями типа: «Соблюдай куздру и будлание, как заповедовал тебе Бокр твой, не делай в это время никакого кудрячества...» (А. Левин). Не слишком ли много мы про щаем поэтам и поэтессам? Впрочем, в за щиту авторов выступает другой классик: «Поэзия есть сознание своей правоты» (О. Мандельштам). На просторах чистой ли рики с этим утверждением, видимо, придет ся согласиться: будлание так будлание. А нужна ли точность в гражданской поэзии? Литературоведы правы, что не так важно, что в стихотворении «Железная дорога» у H.A. Некрасова рельсы сделаны из чугуна, а не из стали. Более того, в поэме Некрасова «Русские женщины» княгиня Волконская встречается с мужем в шахте, хотя это не со ответствовало действительности... Поэт па рировал: «Не все ли вам равно... а эта встре ча у меня так красиво выходит». Действи тельно, поэзия — не научный трактат по тех нологии металлов и не историческая моно графия. И все-таки есть темы... Процитирую полностью стихотворение Сергея Мнацаканяна (сборник «Зимняя фи лософия», Молодая гвардия, М., 2004): ПРОЩАНИЕ. Март 1980 года (Похороны Леонида Мартынова) Восьмидесятый. Мартовская слякоть. И бестолковый гомон похорон. В миры иные, не умея плакать, отчаливает опытный Харон... Зевак официально отодвинув, несут венки и речи говорят... Прощай навеки, Леонид Мартынов, тебе и в жизни был не страшен ад. Еще один в скитанья роковые отправился флейтист и чародей... Тот гроб несли поэты молодые — на панихиде не было друзей... На панихиде не было начальства, а он, как бы в ладье лежал в гробу, и в том неизъяснимо намечался намек на бесконечную судьбу... А люди шли, рассеянно глазея, как гроб поэта отплывал туда, где вечнозолотая Мангазея рубила голубые города... Весеннего дождя косая сетка над глиною кладбищенских святых. Таких поэтов провожают редко — все дело в том, что больше нет таких. Я вспоминаю мартовское утро, душа озябла в сумеречный день, а он в гробу спокоен был, как будто уже отмел всю эту дребедень... Он чувствовал погибельное время, его центростремительную суть, и никакою силою госпремий его из Лукоморья не вернуть. Сырым бензином пахнут катафалки. Бьет молоток. Не увидать лица. И снова мне невыносимо жалко, что путь поэта пройден до конца. Профессиональное трогательное сти хотворение. Все атрибуты тематики налицо: Харон, ладья-гроб, стук молотка, катафал ки... И речь идет именно о похоронах поэта Леонида Николаевича Мартынова, которо го Лев Аннинский назвал великим русским поэтом. Но... в марте 1980 года Мартынов был еще жив! Он умер 21 июня 1980 года. Досадная ошибка Мнацаканяна, граничащая с кощунством, уничтожила стихотворение без свечи или камина. Максим ОРЛОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2