Сибирские огни, 2007, № 4

КОРОТКО О КНИГАХ Новосибирск. Городской общественно­ художественный журнал. 2006, №3(13). Номер открывает раздел «Современная проза» с двумя «городскими» повестями о трудностях и странностях любви. Герой по­ вести Н. Волокитина «Надежда» немолодой уже писатель-«натуралист» встречает не просто девушку, безоглядно полюбившую его, а Надежду на светлую и гармоничную жизнь, которую едва не разрушает злобная соперница с неподходящим именем «Вера». Столь же нелогичен конец повести, где На­ дежда, уподобляясь Вере, грозит своему мужу-писателю: «Еще раз такое отмо­ чишь...». В повести С. Кручинина «Царица Тамарка» номер «отмочил» певец с прозрач­ ной фамилией «Козьмин», чуть не совратив­ ший юного скрипача Колю. «Неестественное эротическое возбуждение» при сближении со знаменитостью заставило юношу прове­ рить свои мужские способности на одной из подруг, оказавшейся еще безнравствен­ ней певца. На фоне этой весьма реалистич­ ной истории скрипичными импровизация­ ми выглядят образы странного поэта Вениа­ мина и цыганки Тамарки, настоящей «цари­ цы» судеб жителей этого среднерусского городка конца 50-х. Не менее удивительны судьбы членов рода Бредисов, о котором рассказывает его представитель А. Михеев. О необходимости наконец-то увековечить память архитектора А. Крячкова, построив­ шего центр Новосибирска, пишет Е. Мель­ ников. О «счастливых годах» А. Черноусова, советского писателя с несоветской критикой недостатков тех лет, пишет В. Шапошников. Шокирующе откровенен А. Агалаков, напо­ минающий о существовании в сибирских городах чудовищных сатанинских сект. В журнале также представлены проза И. Сыс- киной, очерки Ю. Шепеля, А. Гнеся, Э. Аб- логина, стихи А. Романова, басни Б. Федо­ рова и другие материалы. Знаменитые неизвестные. Антология одного стихотворения. Изд-во «Свинь- ин и сыновья», Новосибирск, 2006. Новосибирское издательство, известное своим интересом к неожиданным темам и непрофессиональным писателям, издало во многих отношениях энциклопедическую книгу. Задачу «воздать должное» известным стихам с репутацией народно-анонимных со­ ставители антологии В. Свиньин и К. Осеев решали на примере ровно ста текстов конца ХУШ-серединыXX веков. Даже искушенным в области литературных тайн будет полезно узнать, что авторами слов песни «Во поле береза стояла...» был учитель Н. Ибрагимов, стихов «Как хороши, как свежи были розы...» не И. Тургенев, а «шут русской сло­ весности» И. Мятлев, «Раз-два-три-четыре- пять, вышел зайчик погулять» написал пере­ водчик Ф. Миллер, а слова к песне «Все хо­ рошо, прекрасная маркиза» — лозунговый поэт-РАГШовец А. Безыменский. К каждо­ му тексту здесь прилагаются биографии ав­ торов, которые составители попытались раз­ нообразить содержательно и стилистически. Так, например, автор стихов «Чудесная бандура» («Гуляет по Дону казак молодой») Д. Ознобишин умер, согласно книге, «в ре­ зультате падения из опрокинувшейся коляс­ ки перед отъездом домой из Кисловодска, куда выехал на лечение». Калугин А. Дело об архиве Уильяма Шекспира. Фантастическая повесть. Изд-во «Свиньин и сыновья», 2006. К тем, кто интересуется «шекспировс­ ким вопросом» и технологией путешествий во времени обращена эта фантастико-лите­ ратуроведческая книга. Один из хронотури­ стов XXII века предлагает еще безвестному Шекспиру аферу: переписанные им с гото­ вых текстов великого драматурга рукописи менять на переписанные рукой гения авто­ графы, финансируя таким образом и Шекс­ пира, и свои ежегодные поездки в XVII век. Однако читатель, вместе с героем повести Хвостовым заподозривший Шекспира в не­ честности, жестоко ошибется. Ибо всеми обменными процессами руководит один ловкач-шекспирофил, устраивающий из по­ добных путешествий «новый вид искусства, фантастический перформанс», где Хвостов оказывается марионеткой. Несмотря на за­ путанность финала и увлеченность автора финансовой стороной сюжета, повесть чи­ тается с интересом потенциального путеше­ ственника в прошлое. В. Я.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2