Сибирские огни, 2007, № 4
КНИЖНАЯ ПОЛКА РАЗМЫКАЯ КРУГ Кордзахия Е.В. Возвращение. Стихи. Омск, Книжное издательство, 2006. Мир поэзии Евгении Кордзахия не бли стает очевидными красотами. Напротив, ча сто он подчеркнуто некрасив. Но только по тому, что знает: так устроен свет, так надо, так должно быть. Должна быть тайна суще ствования красоты, совершенства, любви, и все это познается в сравнении с миром обы денной жизни. Это как тайна окна из стихотворения «О, эти окна...», по ту сторону которого «пьют по вечерам чай \ с большими шоколадными конфетами». Может, это зеркало, отражаю щее мечту, девочку-идеал, а может, неотра зимая, суровая реальность существования лучшего, недостижимо лучшего. Тем суро вее героиня стихотворения судит себя, при дя домой в своих «тяжелых, некрасивых бо тинках»: «Ведь я ее (мать. — В. Я.) чуть-чуть не предала!». И тут же оставляет возмож ность «потустороннего» (заоконного) свое го бытия: «Но может быть, мне это (преда тельство. — В. Я.) только кажется?». Так и шествуют по своим земным до рогам некрасиво одетые и обутые герои по этессы, не смея и надеяться на счастье — принадлежность «того» мира. Оно ведь срод ни сказке, где «забыли врыть путеводитель»- столб для чересчур счастьелюбивых. Поэтес са, рассказывающая нам такие «Сказочки» (название стиха) с неврытыми столбами со гласна и на несказочное счастье одной «пи чужки». Оно явилось ей в более чем прозаи ческом виде —■потерянного дедом Кузьмой «треуха». Обычная — не «невидимка» — шапка, в которой птица устроила свое ма ленькое счастье, гнездо — что может быть более непоэтичным с точки зрения далекого от реальности мира сказки? Е. Кордзахия с постоянством человека, раз и навсегда открывшего непререкаемую истину, варьирует этот образ «некрасивого» счастья в последующих стихах книги. Они, будто выстраивают сюжет мини-романа в стихах. «Романа», потому что есть тут и свои драмы и трагедии, а «в стихах», потому что главным действующим лицом тут является душа — чувствительная, мудрая, женская, проходящая через все вехи биографии сво ей носительницы. В ней есть и что-то маль чишеское, «упрямое, нескладное, вихрас тое», чуткое к контрастам, и фольклорно-де ревенское, некрасовско-причитающее, с «но женьками» и «рученьками» в мелодрама тическом стихе с женскими рифмами, и даже цыганское, мечтающее о «шалях распис ных», «кудрях черных» и примятом ковыле таборных странствий. Но героиня поэтессы, явно автобиографическая, хорошо знает место своей прописки — окраина. «Я при вычная, мне это не впервой, \ И к лопате, и к ухвату, и к ведру, \ с острой тяпкой — над картофельной ботвой, \ с мокрой тряпкой — по мощеному двору». Простая, трудовая, честная жизнь, простая, добрая, земная душа может желать только того, «чтоб не убыло добра на всей земле, \ чтоб не убыло тепла на всей земле, \ света в горнице и хлеба на столе!». И как непросто такой светлой душе вхо дить в собственную ночную жизнь, когда же лания обоюдно затемняются или наоборот, обостряются. Не зря этот раздел назван «Ноч ные стихи» и не зря уже в его начале звучит имя А. Блока: он всегда в «багаже» у поэтес сы с окраины. Здесь блоковская душа герои ни смотрится уже не в зеркало-окно, не на свое желанное отражение, а в другую, муж скую душу. И видит в ней мир не красоты, добра и любви, а печали, тоски, греха. «И жизни всей не хватит нам с тобой, \ чтобы свою тоску дотосковать», — говорит герои ня в стихотворении о разлучнице-любви. Это рок или заклятие, но душа возлюбленного остается для нее темной, неотзывной, бесслез ной. И тогда она готова на обмен, как когда-то хотела поменяться с красивой девочкой за окном: «...Мы обменяемся сердцами, \ И ты возьмешь мое— в слезах, \ и я возьму твое — без слез». Мужчина так и останется для геро ини стихов Е. Кордзахия «уходящей натурой» — в ее «ночных стихах» он и не ночевал. Ос таются дети, которые, однако, в силу своего акселератства, быстро возвышаются над ро дителями: «Вам, наверное, наскучили мы, ли липуты... \ Всяк из нас судит мир по своей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2