Сибирские огни, 2007, № 4
ка; пусть и не состоится он, но пережитый миг блаженства за книгою был, и вот этот краткий мигдушевного волнения и украшает будничную серуюжизнь. Со словом шутки опасны, за ним нужен глаз да глаз. У чиновного свой «союз герметиков», он служит ему как верный пес и потому он пуще неведомых сил боится нарушения всякогорегла мента, установленного властью. И потому изо всех сил своихдержится за норму. .. .Нормой или мероюживет художник?— это вопрос не праздный. Норма-это пайка, ло моть, государственный способуправления наро дом, онабылаусловной во все временаизависит от чина личности в иерархической лестнице и лишь подчеркивает социальное неравенство. Мера—природная, эстетическая категория ине зависит отжелания даже самого властного чело века, но создаетсятысячелетиями национально гоопыта, вернее—онаизымается изживойпри родыи принимается человеком, как единствен ная гармония. Мера— это сердцевина красоты, и выступить противрешится лишь нахрапистый противник природного равновесия. И не слово виновато (просторечное, диа- лекгное и т.д.) что нарушается пороюгармония произведения; оно рассыпается, не склеивается, ибонарушенамера в соотношенииобразоввтка нитекста; воттакже если маловтестедобротной муки, но много лебеды или мха, то лепешкарас сыпается, не сбирается в кучку, и ежели что и получается от подобной выпечки, то цветатем ного, вкусатошнотного, сути ненажористой. Когдамыпритесняем народное слово, тем самым противимся духовной свободе народа, возражаем сердечному согласию, чувственной гармонии меж человеком и той природной сре дою, кудаон поместил себя... 3. Я еще застал время, когдамезенскиедевки- хороводницыпели на вечорках: ...Да вынимала да петербургское сукно, Да я кроила да все прикраивала Ай да ко кафтану, да приговаривала: «Ай да уж ты будь, кафтан, не долог, не широк, Ай да по подолику раструбистый, Да по середке да пережимистый, Да по плечикам будь охватистый, Да молоду князю прилюбистый. Да чтоб легохонько ему на конике сидеть, Да хоробренько на коничке скакать...» Отчеготак необоримо в народе движение к живому слову, откуда в человеке живет неиско ренимая страсть к украшательству речи? Нет бы стремиться к простоте, достичь той краткости, когда, казалось бы, хватает одногокоренного сло ва, чтобы выразить чувство. Некоторые крити кии призывают к этой краткости, видя в ней бу дущее. «Но ведь инаяпростотахуже воровства». Иподпоркойподобномумнениюразвелось нын че множество подельщиков литературы, кого раньше ина порог СоюзаПисателей не пускали, аонинынче баломправят,да ещепьпцатся,через губу разговаривают сименитым в прошлом пи сателем, де, старый ты огрызок, твое время ми нуло, не суетись под ногами со своей «художе ственной стряпнею». Уподобныхподмастерьев выпала из книг живая жизнь, а значит и выпало живое слово. Это что, подобные «письмоводите ли» станут охранять русское слово? Да они, как компьютерные мыши, обгадят его, повыгрызут со всех сторон, да и пересмешничая, переменят на«латынский»... Украшениежизни вообще свойстворусско го человека, он не хочет прозябать в скудости чувств: его земляная натура, его биологические привычкипродления рода постоянно натыкают ся на препятствия духа, живой его души, неуми- раемой и бунтующей. Ине случайно ведь «косье в землю, а душа в небеса». Извечный конфликт, противоборство красоты и пользы, но именно деревенщина достиг гармонии, высшего равно весия, найдя пользу красоты и красоту пользы. Он не сыскал Закона Правды, домогаясь и раз мышляя над ним, ноотыскал пользу, полезность, необходимость красоты. Крестьянин творил красоту по сердечномужеланию, он дышал ею, как воздухом зачастую и не понимая значение слова «красота». «Хорошо, и всё тут». Отсюда и нежелание его говорить в простоте, постоян ное украшательство речи, отсюда в такой цене баюнки и сказочники, отсюда втакой чести мас терица красно сказать и жалостно выпеть, от сюда такое богатство песенное и былинное (бо лее двухсот томов). Все оно изошло из сердеч ной жажды испить из святогородника. Я знавал женщин, которые говорили лишь присловьями, нимало не понуждая себя, не насилуя придум кою. «Красно украшенное слово»—это сердеч ный праздник. Многолив городскомобиходепонятийсло ва «лёд»?Ну, два-три, и голованаша споткнется. Ведьтаклегко обойтись этимзапасом. Но только у Белого моря подобных родственных слов бо лее пятидесяти, а по всей Руси Великой станет и далеко за сто. Для ветра в Поморье нашлось у народа сто пятьдесят сравнений... Для снега— шестьдесят пять образов. (Но, увы, большин ство этих слов упрятано суровыми охранителя ми языка в убогое диалектное стойло). Значит, живет врусском человеке неясное томление ус ложнять, богатить язык. Самнароддобивается в своей речи той «эссенциозности», за которую критикачастенькохулитписателя, считая этоне достатком литературного письма: де, слишком кудревато, непонятно, надо всловарь лезть. На род бежит от словесной простоты, видя в ней сокрушение душе, тайную проказу, душевную погибель, ту сердечную немоту, когда победу торжествует самое низкое, казарменное, нищее слово. (Что и видимна нашемтелевидении, под павшем под власть «образованна» и ростовщи ка. Эх, пальнуть быпрезиденту из кремлевской
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2