Сибирские огни, 2007, № 4
КРИТИКА. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир ЛИЧУТИН СЛОВО О «БЕССЛОВЕСНЫХ» 1 . Разговор о русском языке больной и тре вожный для всякого совестливого человека и конца краюемуне будет, показемлянашаозабо чена будущимихочет радостножить. Особенно нынче, когда грустноитревожно вРоссии, когда много развелось пустословья, сквернословья и злословья, когда русскому человеку выставле ны всякие препоныирогатки напути, когдарус ским называться стыдно, укорливо, словно бы великийнародине «выняньчил»огромные студ- ныепостранствасосвоихногтей,поистративсилы издоровье. Не очереднуюгодовщинкунадо бынынче править, а упасть бына колени каждому власт номуилихомучиновному, инещаднобиясьлбом о церковнуюпаперть, просить прощенияу мате ри—сырой земли и ее населыциков, тех самых мужичонков и бабеней, нашихзащитников, кор мильцевипоильцев,чтогорбатят, бессловесные, на ней от зари до зари. Ведь пропадет крестьян ство, иль вовсе иструхнет, сойдет намелочевку, тоинекомустанетнашейРодинызащитить. Вов се отринулимыкрестьянинаот себя, отряхнули, как прах, стыдимсядаже на праздниквспомнить его, окликнуть тревожно по телевизору: «Ау! Жив—нет, курилка?!»Инапрасно, ведь наэтих суровых пространствах, в этойтерпеливой рус ской груди, где живет мягкая чистосердечная русская душа, в особенной русской крови и за родилось в веках самое богатое, душевное, цве тистое и многомысленное в мире слово, коему билипоклоныислагалисвоигимнынашисвятые отцы, великие князья и многомудрые божьипо сланники отАввакумадоШолохова: а срединих мыувидим и Ломоносова, иПушкина, Гоголяи Достоевского, ТургеневаиЕсенина... Сохраним русскуюземлю, излечимотхвори и скорби рус скогопахаря, возлюбимегоотвсего сердца, пой мемеговеличие, поможемвегонуждепоследней копейкой из казенной калиты, то и годовщинок никаких во спасение языка не надо будет справ лять. Ибо язык хранится и пестуется лишь на земле-матери в народе-простеце. А беда грозно, неотвратимо постучалась вворота, и этого бря- ка не услышит только гордоус, пересмешник, пустой души человек. Ведь только в последние годыбез пожара повыгарывали, запустошились, ушли в нетидвенадцать тысячдеревень, замши лись, обросли дурниной и чернолесьемдесятки миллионов гектаров земли. С гибельюдеревни исчезаетнетолькоеепобыт, нетольконравствен ный скоп, нетолькопраздничный сердечныйлад, ноиощутимомелеетверхнийходовойпластязы ка, выпадают из оборота, уходят в нетиметафо рические ряды, рвутся, отмирают гибкие преж де, паутинныесвязимеждушамичеловекаипри роды, которые обозначаются лишь словом— и большеничем.... Нестанетпахаря, тословонаше невольно зачерствеет, оскудеет, лишится душев ности и духовности, сколько быденег ни потра тили на его позолоту. Да русская речь и не нуж на станет вовсе, иборостовщик-процентщик, ме няла ибарыга, мировойплут иловыгаловко, без переводчика, обьяснятся и на «распальцовке», языке несчастных глухонемых. А чиновный че ловек, возомнив себя «дворянской костью», бу дет изьясняться на французском и английском. Нынешняя свобода слова, о которойтак радеют демократы, этосвободадля избранных, для «зо лотогомиллиона»,расхитившегорусскийпирог, и потому народ, как свидетель этого бесчиния, вовселишний, презренный,темный, «бессловес ный» ионем знатьнет никакого интереса. Ипо тому исчезли с экрана русская жизнь в её под робностях имужик-кормилецсего бесконечны мизаботамио хлебенасущном. Заутратоюпочитания земли-матери поту хает изначимость русского крестьянина ( итру дового народа вообще), его полнота, его запове данная власть на этой земле, усыхает его сила, меняется его выразительная физиономия, пре вращаясь в плаксивый, удрученный кукишок; уважение же кпростецу-человекудает гордели вости, крылья вырастают за плечами, морщины расправляются, вглазахоживает искра, итакой мужичонко, подпоясавшись кушакомипоплевав на ладони, горы при нужде свернет. Русскому человеку не столько денег не достает нынче, скольколюбвиисердечногоотношения... А«без- дольицежизньукорачивает. От бездольицанын че и запомирал народ, побежал на погост». Конечно, не хлебом единымжив человек. Хлеб приходит и уходит, как и всякий злак, в свой черед, чтобы умерев, родиться вновь, но добрая, совестная, учительная книга остается надолго, и от нее кормится наш всеобщийдух... Кстатии сжитеннымкараваемнетаквсе просто; он не только насыщает утробу, но поновляет кровь, вместе с теми душу и невольно участву ет в создании слова. Сейчас мы все охотники до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2