Сибирские огни, 2007, № 4
были приняты их большие, так называемые, лыжи». Сам Олеарий лучше всего говорит о значениипутешествийXVI иXVII вв. длянаучнойгеографии: «Еслибыдействительновмире существовалиподобныелюди,то, ядумаю, мыимелибытеперьонихбольшеизвестий. Ведьза истекшие 100 лет весьмирна водеинасуше вдостаточноймере обследованиизучен голлан дскими, английскими и испанскимимореплавателями, но, каквидноиз описаний их путеше ствий, они ничего подобногонигдене встречали». АдамОлеарий, сын бедного портного из Ашерслебена, как известно, окончилЛейпцигскийуниверситет. «Не кончавшие университе тов» сибирские зверопромышленники, остяк и самоед, в 1845 году будтобыубили вурмане необыкновенное чудовище, у которого, по данным розыскногодела, «постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура недовольно толстой шерсти, потонее соболиной, скулы голые, урук вместо пальцев когти...». Речь идет о «Березовском чуде», когдадля поискаубитогочудовищабылимобилизованыцелые отряды, иокотором, со словП.Е.Маковецкого, сообщаетвсвоихкомментарияхакадемикАлексеев. Сбеспристрастно стьюученогоон пишет: «Ещев40-хгодахXIXвекавотдаленныхиглухихуглахСибирибыла возможна, как этони кажется странным, вера всуществование подобныхчудовищ»... * * * Тотже Герберштейн, (чьи выписанные из «Русскогодорожника» разногородалегенды и странностиперекочевали ввесьма популярнуювXVI—XVII вв. «Космографию» Себасть янаМюнстера, извлечениямииз которой, говорят, пользовалсяШекспир, упоминая в«Буре» «людей, которые имеют на груди свое лицо»), так вот, Герберштейн приводит и другую, распространеннуюиу самихрусских, легенду—об умирающихна зимулюдях. «Слюдьми жеЛукоморья, какговорят, случается нечтоудивительное, невероятное и весьма похожеена басню; именно говорят, будто каждый год, и притом в определенный день XXVII ноября, которыйу русских посвящен св. Георгию, они умирают, а на следующуювесну, чаще всего к XXIV апреля, наподобие лягушек, оживают снова». Уточним, чтоЛукоморье, по мнению М.П. Алексеева—северная частьПриуралья, в соответствиислетописнымрассказомГюря- тьгоЮгре ипоморскойчастиСеверногоУрала: «Суть горы, зайдучелукуморя, имже высота акидо небесе...». Уточнимито, что опятьжеученыйОлеарий (1647) и этообъяснил весьма тривиальным образом— будто бы на зиму эти народы скрываются в юртах и сообщаются между собой ходами, вырытыми подснегом. Рассказ Герберштейна, как водится, повторил Гваньини, а в 1673 годуЯковРейтенфельс, по всей видимости, читавший Олеария, в своих «СказанияхоМосковии»,составленныхдля герцогаТосканскогоКозьмыШвблагодарностьза гостеприимствопоследнего, писал: «Лукоморцы, по образцу самоедов, спускаются зимойна жительство внутрь земли, араннею весноюснова выходят на солнечный свет и про них-то Гваньини и рассказывает, что они подобно ласточками лягушкам ежегодноумирают». Эталегенда стара. УжеГеродотуказывал, что в отдаленных областяхСкифиина север от плешивцев и людей с козлиными ногами обитает народ, который спит в течение шести месяцев. Однако Герберштейн, какмы знаем, основывался нарусскомисточнике. В извест ной русской статье XV в. «Очеловецех незнаемых в восточной стране» мынаходим тот же рассказ о людях что «по зиме умирают на два месяца, умирают же тако: как где застанет которого в те месяци, то туто и сядет, а у него из носа вода изойдеть, как от потока, да вымерзнет к земли; <.. .> А оживают, как солнце на лето поворотится. Такоже на всяк год оживают и умирают». Этот рассказ повторяется также у Петра Петрея, Олая Великого, Мейерберга и др. Как замечает М.П. Алексеев, на то, что эта легенда широко ходила в Москве, указывает запись Бернгарда Таннера (1579) о «ловцах соболей»: «Об этих людях москвитяне рассказывают, будто, прислонясь зимой к дереву, они от холода погружаются в такуюспячку, что делаются точномертвые, когдаизвергаемая из их ноздрейсопля образует стольдлиннуюсосульку, чтоонадостигаетземли; с приходомже лета илидаже начала весны они воскресают точно из мертвых и возвращаются к своим занятиям». Академик Алексеев делаетинтересные вывода освязи этойлегендыс земледельческимкультом, обратив внима ние, что даты, приводимые Герберштейном, совпадают сдвумя «Юрьевымиднями», 27 нояб ря—день Св. Георгия, 24 апреля—«весенний Егорий». Относя эти легенды ктому, что со временФрезера принятоназывать культомумирающего и воскресающего бога, связанного с аграрными циклами, Алексеев пишет: «По-видимому, мыимеемздесь наоснове календар ногосовпадения сопоставлениехристианскихпреданий сдохристианскимземледельческим культом». Кажется, мы видим здесь влияние самоедских преданий об оживающих весной людях (например, записанных Старцевым в20-х годахXXвека) нарусское двоеверие. * * * «Уфиникийцев добрыхпогости... потомобъездигородаЕгипта, ученоймудрости вни маяжадно»,— советовалсамомусебеи своимсовременникамначалаXXвекаКонстантинос Кавафис в стихотворении «Итака». Так герой «Родственников» Сола Беллоу, не выходя из своего кабинета, «гостил» у коряков и юкагиров Иохельсона и Богораз-Тана. Чужой быт, пусть зачастуюнепонятный, нередко—вымышленный, вкнигах старых авторовпривлекает ВЛАДИМИР ТИТОВ У&Щ «СИБИРЬ НА СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ ОЗНАЧАЕТ ТЮРЬМА...»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2